Республиканские власти намерены потратить десятки миллионов бюджетных рублей на строительство в районах угольных котельных.
В это трудно поверить, но вполне успешная и промышленно развитая европейская страна Дания приняла решение полностью отказаться от нефти и газа к 2050 году и стать, как принято сейчас говорить, углеродно нейтральной. Причем, датское королевство, которое считается крупнейшим производителем нефти в Евросоюзе, собирается даже прекратить ее добычу в Северном море. Это, безусловно, обернется миллиардными потерями для национального бюджета, но приведет к существенному сокращению выбросов парниковых газов, и этот фактор очень скоро будет приносить не меньшую прибыль, чем торговля углеводородами. По словам министра климата и энергетики Дании Дэна Йоргенсена, страна завершает "эру ископаемого топлива".
Удовлетворить свои энергетические потребности датчане намерены с помощью возобновляемых источников – таких, как ветер и солнце. Страна планирует уже к 2030 году увеличить их долю в выработке электроэнергии до 50%, и на этот путь Дания встала еще лет сорок назад, после нефтяного кризиса 70-х. Датская экономика тогда находилась в сильнейшей зависимости от поставок арабской нефти, а из-за постоянных конфликтов на Ближнем Востоке страна оказалась под угрозой прекращения этих поставок. Правительство Дании было вынуждено искать альтернативу углеводородам, и выбор пал на ветер, которого на продуваемых берегах Балтики всегда было в достатке. Субсидирование производства ветряков позволило датчанам не только развить собственную ветроэнергетику, но и занять лидирующие позиции на мировом рынке ветроэнергетической продукции.
Почему я вспомнил про Данию? Потому что Карелия также пережила свой "нефтяной кризис", точнее – "угольно-мазутный" – в 90-е и "нулевые", когда из-за дефицита завозного топлива многие города и поселки в республике попросту замерзали в самый разгар отопительного сезона. Даже Петрозаводская ТЭЦ, пока ее не перевели на природный газ, зачастую топила "с колес", а руководители республики отчитывались перед горожанами о количестве поступивших в карельскую столицу цистерн с мазутом. В районных центрах ситуация была еще хуже – завезенный уголь оказывался порой такого качества, что его нельзя было загружать в топку. При этом цены на уголь и мазут постоянно ползли вверх, съедая значительную часть регионального и муниципальных бюджетов.
Казалось бы, такой опыт должен был заставить республиканские власти найти альтернативу дорогому и ненадежному завозному топливу. Для Петрозаводска этой альтернативой стал природный газ, а котельные в районах в "нулевые" стали активно переводить на торф, древесную щепу или просто дрова. В Карелии даже была утверждена региональная стратегия развития топливной отрасли на основе местных энергетических ресурсов до 2020 года, которая предусматривала существенную экономию бюджетных средств на переходе от ископаемого к возобновляемым видам топлива. Причем, этот документ содержал не только данные о разведанных месторождениях торфа и запасах топливной древесины для каждого района республики, но и оценку мировой ситуации, где – цитирую – "в ближайшие годы прогнозируется дальнейшее обострение тенденций ухудшения горно-геологических условий добычи углеводородных ресурсов и ужесточения экологических стандартов при сжигании традиционных ископаемых видов топлива во всех отраслях экономики".
Еще одним шагом на пути к "зеленой энергетике" стали переговоры в 2016 году республиканских властей с одной из китайских компаний о строительстве на побережье Белого моря первой в Карелии ветроэлектростанции мощностью 60 МВт. Карельские чиновники даже называли стоимость проекта, который планировалось реализовать с помощью Российского фонда прямых инвестиций – около 9 миллиардов рублей. Но карельско-китайские ветряки так и остались на бумаге, а нынешнее республиканское правительство вдруг опять вспомнило об угле.
В региональной адресной инвестиционной программе на 2021 год и плановый период 2022-2023 гг. оказались заложены средства на строительство угольных котельных в Беломорске, Кеми, поселках Боровой, Надвоицы и Лоухи. Общий объем выделяемых на эти цели ассигнований республиканского бюджета составляет почти 60 миллионов рублей. Очевидно, что в обозримом и даже необозримом будущем своих месторождений угля у Карелии не появится, и новые котельные планируется загружать привозным топливом. А ближайшие к республике угольные копи находятся в Подмосковье и Коми.
Думаю, не нужно быть экономистом, чтобы представить, в какую копеечку влетят поставки угля в карельские котельные за тысячу с лишним километров от его разработок. Особенно на фоне постоянно дорожающих железнодорожных перевозок и прогнозируемого роста цен на энергетический уголь после пандемии коронавирусной инфекции. Но платить за это в конечном итоге будут потребители энергии, и угольные котельные еще ударят по кошельку жителей лесного поселка Боровой или города Беломорска, где, судя по упомянутой выше региональной стратегии развития топливной отрасли на основе местных энергетических ресурсов, нет недостатка в этих самых ресурсах.
И вот тут резонно задать вопрос: кому в Карелии захотелось погреться на угле?
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание