Автор "Долины зайцев" Сергей Гапанович поделился своими идеями, как сделать Карелию яркой, нескучной, привлекательной – чтобы понравилось не только туристам, но и местным – детям, прежде всего.
В Кондопоге власти задумались о том, чтобы преобразить местный парк, площадь и въезд в город. За советом обратились к Сергею Гапановичу — резчику по камню, создателю арт-объектов в Петрозаводске, автору удивительного проекта «Долина зайцев» в Прионежском районе.
О своей встрече с руководителями Кондопожского района Сергей написал в социальных сетях. И признался, что «в парке с удовольствием разместил бы с десяток динозавров», а «на въезде припарковал бы здоровенную летающую тарелку». Как к этому отнесутся чиновники, пока непонятно. Что-то, возможно, примут, а с чем-то не согласятся. Хорошо, если удастся найти компромисс, потому что Гапанович ни за что не возьмется за работу скучную. Ему важно, чтобы все, что он создает — будь то вырезанные на скале тысяча зайцев или летающая тарелка, встречающая въезжающих в Кондопогу туристов, — вызывало эмоцию. Чтобы невозможно было пройти мимо, хотелось посмотреть, потрогать, сфотографироваться и поделиться с миром, а ведь это самый простой способ привлечь туристов в Карелию. Да что там туристы — после того, как о «Долине зайцев» рассказали сначала местные, а затем и федеральные СМИ, многие жители Карелии поехали посмотреть новую достопримечательность, повезли туда детей. Потому что нам действительно не хватает таких мест — ярких, необычных.
«Столица на Онего» предложила Сергею Гапановичу пофантазировать, какой объект он бы установил на въезде в Карелию и что изменил бы в Петрозаводске.
— Но начать хочется все-таки с Кондопоги. Почему динозавры и почему летающая тарелка? Как это вообще будет выглядеть?
— Тема динозавров меня цепляет. Будь я ребенком — мне бы захотелось увидеть парк с динозаврами. Самый простой проект — взять толстые листы железа, полтора-два сантиметра, и вырезать из них контуры динозавра. Это намного дешевле, быстрее и проще, чем скульптура из камня, хотя изначально именно эта тема поднималась.
Почему летающая тарелка на въезде в Кондопогу? Это была первая безумная мысль, которая пришла мне в голову. Нигде в России, по крайней мере, ничего подобного нет. Можно сделать большую тарелку из нержавейки, отполировать ее и установить на площадке рядом с буквами ''Кондопога''. Ты едешь — и тебе в глаза бросается объект, который точно не забудешь. Тебе захочется его сфотографировать и, возможно, выложить в соцсети — через этот объект Кондопога начнет «гулять» по Интернету.
— Чиновники могут тебе сказать: летающая тарелка — это интересно, но какая тут связь с Кондопогой?
— Мне в «Фейсбуке» уже про динозавров написали, что Кондопога и динозавры никак не связаны. Но мы, на самом деле, не знаем, что тут происходило миллионы лет назад, кто ходил по этой земле. Конечно, можно пойти банальным путем — отталкиваться от того, что Кондопога переводится как «медвежий угол». Посадить медведя в угол, как-то это обыграть. Можно пойти от истории города, но будет ли это интересно? Захочешь ли ты об этом рассказать, этим поделиться? Летающей тарелкой точно захочешь.
Я ищу возможность, как сделать для города что-то интересное. Я вижу, в каком состоянии находится Кондопога, и мне хочется, чтобы она развивалась. Это идеальный город для прогулок, если привести его в порядок. Вдобавок от Кондопоги ближе, чем от Петрозаводска, до Кижей, Марциальных Вод, Гирваса, Кивача…
— Есть мысли на тему других карельских городов?
— Пока серьезно на эту тему не думал, потому что основная задача сейчас — разобраться с «Долиной зайцев». Конечно, есть другие идеи по скалам. Следующую можно было бы сделать всю из шариков, как тот камень, который у меня на проспекте Ленина лежит, — «Олино облако». Представь, ты едешь, а вдоль трассы — скала вся в шариках. Понятная, простая форма, но у тебя выносит мозг: почему шарики?
— А что бы ты поставил на въезде в Карелию?
— Мы этот вопрос обсуждали в конце зимы с управлением по дорогам, было несколько эскизов. Я предлагал сыграть на масштабности и цвете. По сути, у нас глаза отдыхают только летом, когда все зеленое. Сегодня нам повезло: мы видим голубое небо, белые облака, много зелени, солнце. А будь погода похуже — была бы серость. Большую часть времени в году у карелов депрессуха, мы в спячке. И мне важно было, чтобы, во-первых, был wow-эффект, а во-вторых, чтобы глаз радовался.
Вот, представь, семья едет по трассе, все устали, хотят отдохнуть. На въезде в Карелию есть парковочное место — они остановились, вышли из машины, бродят. Но этого мало, нужно переключить на что-то ребенка, и самим хочется получить эмоцию. А если видишь что-то, что ее вызывает, что хочешь сфотографировать, то уже отдыхаешь. И отдохнувший, можешь ехать дальше.
Я предлагал установить на въезде в Карелию пятиметровую банку с морошкой. Цвет морошки сам по себе очень приятный, и этот объект было бы видно издалека. Его можно было бы сделать из антивандального стеклопластика. Я ездил, смотрел технологии, кто как делает, даже нашел место, где можно было бы его изготовить. Но идею зарубили, потому что считают, что там нужен камень.
— А другие идеи были?
— Была идея сделать здоровенные ягоды: чернику, малину — раскидать их по поляне, чтобы можно было там гулять, фотографироваться. Но она совсем простая и мне не нравится, в отличие от еще одной идеи — сделать вокруг деревьев большие, двух-трехметровые, цветочные горшки. Это необычно, я аналогов этому нигде не нашел. В данном случае мы давим сразу на несколько моментов: кому-то кажется, что дерево посадили в горшок, кто-то задумывается на тему охраны природы и проч. Вдобавок это недорого.
А обыгрывать тему камня на въезде мне не хочется, потому что тогда это не произведет большого впечатления. С другой стороны, хорошо, что на эту тему в Карелии в принципе думают. Может, скоро снова о ней вспомнят.
— Как, по-твоему, подобные инициативы — летающую тарелку, банку с морошкой — надо обсуждать с жителями?
— Наверное, можно и нужно выносить их на обсуждение, но вероятность того, что получишь одобрение, очень мала, потому что все новое вызывает у людей сопротивление. Чтобы мы все начали думать по-другому, каждому из нас нужно несколько раз в год выезжать в другие страны, смотреть, что происходит в других местах. Кликать на картинки в Интернете — не то, так мы не получаем ту эмоцию, которую получаем там. Те, кто много путешествует, более открыты и восприимчивы к изменениям.
А вообще есть немало примеров тому, что-то, чему люди поначалу сопротивлялись, в итоге становилось чуть ли не главной достопримечательностью, одним из любимых мест.
Когда я поставил у Crema Cafe на Ленина «Камень, который не взлетит» — непонятный, странный камень, ломаной формы, даже некрасивый — многие реагировали негативно. Потом его полюбили, привыкли к нему. А когда я поменял его на другой, с шариками, то первые две недели у меня спрашивали: где тот? А тот я отнес на Студенческий бульвар, только веревками — как было раньше — пока не перетянул.
— Что бы ты сделал на площади Гагарина?
— Убрал бы оттуда стелу с часами. Вот представь: ты первый раз приезжаешь в Петрозаводск. Выходишь из поезда, отворяешь тяжелые двери здания вокзала и первое, за что у тебя цепляется глаз, — эти непонятные часы, все остальное — пропадает.
Одно время я жил в Москве, тогда этой стелы еще не было, и до сих пор помню это ощущение: приезжаешь зимой в Петрозаводск, выходишь утром с вокзала, перед тобой проспект Ленина, и оттуда дует холодный воздух. И сразу понимаешь: ты в Карелии, в Петрозаводске. Или приезжаешь летом — видишь голубое озеро и понимаешь, что находишься в краю озер и рек, и у тебя кайф. Так зачем ставить что-то впереди, закрывать этот вид?
— То есть ты согласен с теми архитекторами, которые говорят, что Гагарина ничего не должно быть? Разве что голубые ели там посадить.
— Да. И это было бы круто. Потому что это настоящее, живое. А городить там какую-то фигню я не вижу смысла.
— Помню, у тебя была идея украсить дом 17 по проспекту Ленина улитками. Она будет воплощена?
— Я хотел сделать пять-шесть улиток, ползающих по зданию. Улитка — безобидный образ, дети их любят. Закинул идею в мэрию. Но на то, чтобы как-то этот вопрос продавливать, нет времени. Пока отложил его в ящик — вдруг завтра ветер поменяется…
Не знаю, как бы горожане на этот проект отреагировали, но он негатива в себе не несет. Впрочем, это большой объект, можно начать с мелких. Вот в Питере все тащатся от кошек, сидящих друг напротив друга, любят это место, всем его показывают. В Петрозаводске можно миллион таких мелочей наделать.
А вообще, самое толковое, с чего нужно начинать, — убрать с проспекта Ленина всю рекламу, сделать стандартные вывески — 20 на 20 см.
— Идея замечательная, но вряд ли бизнесменам придется по душе.
— Не нужно думать, что бизнес от этого помрет. Он не помрет, он начнет думать о другом: а правильная ли у меня цена, хороший ли у меня сервис, все ли устраивает моих клиентов — за счет этого и качество изменится. И гость Петрозаводска, который выйдет с вокзала на главную улицу, чтобы спуститься к набережной, увидит город, а не рекламу.
Сами мы к этому «шуму» привыкли и уже не обращаем на него внимания. Но ко мне приезжают знакомые из других городов и обалдевают от такого обилия рекламы, говорят, это край, так нельзя…
Беседовала Лида Панасюк
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание