Совсем другая Лапландия

Аналитика. Обществоведение
12:03, 24 Июля 2013

Восточная часть финской Лапландии не похожа на сказочную страну

Есть сказочная страна – Лапландия. Страна Йоулупукки, финского Деда Мороза, оленьих упряжек со звонкими рождественскими бубенчиками и добрых плюшевых хаски. Словно, красивая новогодняя сказка запомнилась нам Лапландия после поездки в Рованиеми несколько лет назад. Недавно я снова побывала в Лапландии – теперь не на лапландском западе, а на востоке; и это оказалась другая – не-сказочная Лапландия. Без развитой сферы услуг и развлечений, которой известны зимние курорты запада Лапландии, например, Леви, в отелях и гостевых апартаментах которого 24 тысячи мест для размещения туристов (это больше чем где-либо в Финляндии).

Коммуна Салла расположена на границе с Россией. С нашей стороны границы Алакуртти и Кандалакша. Во время Великой Отечественной войны партизанские отряды Карельского фронта, базировавшиеся на территории Мурманской области, совершали боевые рейды в Финляндию. Действия партизан в финском тылу повлекли потери среди мирного населения лесных финских деревень. По разным оценкам, число погибших мирных финнов равняется примерно полутора сотням человек. Скорбь по погибшим матерям, братьям и сестрам навсегда поселилась в душе ныне пожилых жителей деревень Саллы.

Писатель и журналист из Рованиеми Вейкко Эрккиля известен в Финляндии своими исследованиями и книгами о трагических для финнов последствиях партизанских походов в Финляндию. Работая над книгой «Последнее утро» (2011) Эрккиля сотрудничал с известными петрозаводскими историками Сергеем Веригиным (ПетрГУ) и Германом Чумаковым (КГПА), и теперь он пригласил их посетить места партизанских рейдов, расположенные на востоке Лапландии. Так состоялась наша поездка в коммуну Салла.

 

Все пропитано скорбью

Там нам довелось пройти среди лесов и болот тропами партизан, увидеть памятники, установленные в память о гражданских жертвах войны, красноармейцах, погибших в боях в 1939 и 1940 году и советских солдатах, умерших в финском плену во время Великой Отечественной. Часть из них установлена на месте братских могил наших соотечественников. На памятнике в Салле красная звезда и надпись на финском языке: «Красноармейцы. Они пали за лучшее будущее человечества».

С. Веригин (слева) и Г. Чумаков у памятника павшим красноармейцам в Салле
С. Веригин (слева) и Г. Чумаков у памятника павшим красноармейцам в Салле

В Салле мы встречались с жителями деревень, пострадавших от партизанских рейдов. Так, мы стали первыми россиянами, посетившими после военного 1944 года деревню Локка. Прежде ее жители не хотели принимать русских у себя дома. Мартте Руха было восемь лет, когда погибла ее мать и другие близкие. Она признается, что раньше ее переполнял гнев, и потом добавляет: гнев и скорбь это очень сильные чувства, и им не хватает места, чтобы соседствовать в человеческой душе. Требовалось время, чтобы залечить раны, и это время настало. Гнев уступил место скорби и примирению, – говорит Мартта.

В доме семьи Кавакка в Локке впервые за одним большим столом оказались гости из России и жители финских деревень Локка и Сейтаярви. Четверо из них – дети семей, пострадавших во время партизанских рейдов. Они, как и все, с кем мы встретились в Салле, были рады принять в гостях военных историков из Карелии и поговорить с ними о войне и мире, примирении и памяти.

Сельский дом в Сейтаярви
Сельский дом в Сейтаярви

В Салле действует поисковая группа. Ею руководит военный пенсионер, бывший пограничник Пекка Мойланен. Члены группы ведут поиск останков жертв войны, и они активно сотрудничают с поисковиками из Алакуртти. Налажен обмен поисковой информацией, и сейчас в Россию передаются останки советских солдат, которые находят на территории Саллы. Члены группы Мойланена надеются, что удастся установить судьбу жителей местных деревень, которые были взяты в плен партизанами и после этого пропали без вести. Этого ждут их родные и близкие, жители Саллы.

Старой Саллой финны называют территории, отошедшие после войны к СССР. У церкви - памятник покоящимся там землякам
Старой Саллой финны называют территории, отошедшие после войны к СССР. У церкви - памятник покоящимся там землякам

В тихой Салле порой кажется, будто время замерло, а северный воздух, словно, пропитан скорбью, так же, как все пропитано настроением радостного волшебства в оживленных туристических центрах на западе Лапландии. А жители Саллы говорят: «Теперь это уже не скорбь. Здесь жили скорбью вплоть до конца девяностых. Сейчас это просто наша память».

 

До магазина – 60 километров

В деревнях мы встречали, как правило, пожилых или уже немолодых людей. По их словам, в Салле живут, в основном, за счет пенсий или натурального хозяйства – оленеводства и рыбной ловли. И нам почти не довелось увидеть там людей молодого возраста.

По данным прошлого года, коммуна Салла – самый дотационный муниципалитет Финляндии. Она осуществляет свою деятельность на 70 процентов за счет общегосударственных средств. Здесь велика безработица, и население уменьшается и стареет. На территории Саллы проживает примерно четыре тысячи человек с плотностью населения 0,7 человека на квадратный километр. Жизнь местных жителей кажется проще и скромнее представлений о благополучии финнов, распространенных у нас.

В Локке нам рассказали, что в деревне есть 9-летняя основная школа, а в ней пять учеников, и один учитель, который ведет все предметы. По финским законам школу нельзя закрыть, если путь до другой, ближайшей школы занимает более двух часов. А расстояния в Салле велики. Например, протяженность деревни Наруска – полсотни километров. Мы побывали в гостях у семьи П. Мойланена, и узнали, что до магазина им примерно 60 километров. Давным-давно предки жителей Наруски селились вдоль реки, и каждая семья хотела получить в пользование как можно больше реки и ее берега, и деревня получилась очень вытянутой. На территории Наруски найдена самая старая лыжа в мире. Ее возраст примерно 5 тысяч лет.

Колокольня в Салле
Колокольня в Салле

Центр коммуны – поселок Салла с немногочисленными магазинами и кафе на перекрестке дорог. Главные достопримечательности – церковь и колокольня, построенные после войны. Это дар датской церкви жителям финской коммуны. Экспозиция Музея истории и возрождения Саллы рассказывает, как непросто жилось людям на севере в старые времена. Так, только после финской революции и гражданской войны был принят «закон о лесных бараках», обеспечивший элементарные бытовые условия работникам лесных делянок. А до этого они ночевали в ледяных землянках или у костра прямо в сугробе.

Трактор "Фордзон" у музея в Салле
Трактор "Фордзон" у музея в Салле

Жизнь на севере была, как поединок с суровой природой посреди ее безлюдных просторов. Это наложило отпечаток на характер жителей Лапландии. Они сдержаны, немногословны и могут показаться суровыми. Но они уверяют: в наших сердцах – тепло Лапландии.

 

Олени на дорогах

Путешествуя по дорогам Саллы (их качеству и состоянию петрозаводчане могут только позавидовать), редко встретишь людей или людское жилище. Вокруг леса да болота. И повсюду – северные олени в разноцветных ошейниках. У каждого оленя свой хозяин-оленевод, а вся земля поделена на территории оленеводческих округов (paliskunta). Одомашненные северные олени свободно кочуют по лесам и болотам Лапландии. Летом они охотно выбираются на дорогу, потому что там меньше комаров и мошкары. Добродушные, слегка неуклюжие олени не боятся машин, то и дело заставляя водителей тормозить.

В оживленных туристических центрах Лапландии северные олени – экзотическое развлечение для туристов, часть развитой туристической индустрии. В Салле они будничная примета местной жизни. И это тоже другая Лапландия.

Анна Завьялова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей