Как строили воздушную линию электропередачи от Ондской ГЭС до подстанции Петрозаводская

Аналитика. Обществоведение
10:15, 25 Февраля 2022
фото: © ЛЭМ Ленэлектромонтаж

Новую энергомагистраль, которая проходит по территории Мурманской области, Республики Карелия и Ленинградской области, возвели в сжатые сроки.

В конце декабря 2021 года был поставлен под напряжение второй Кольско-Карельский электроэнергетический транзит. Новая энергомагистраль проходит по территории Мурманской области, Республики Карелия и Ленинградской области. Это один из самых масштабных из построенных за последние годы в Единой энергетической системе России комплекс линий электропередачи и подстанций, образующих единую цепь протяженностью более 1100 километров.  параллельно созданной ещё в СССР первой цепи транзита. Пропускной способности существовавшей ранее линии было недостаточно для полноценного использования электрогенерации Мурманской области, в первую очередь Кольской атомной электростанции, и многочисленных гидроэлектростанций. Благодаря второй цепи транзита возможность передачи мощности по Кольско-Карельскому транзиту выросла в 1,5 раза, значительно выросла надёжность электроснабжения северо-запада страны.

Одним из участков Кольско-Карельского электроэнергетического транзита стала проложенная по территории Кондопожского, Медвежьегорского и Сегежского районов Карелии воздушная линия электропередачи (ЛЭП) напряжением 330 кВ. Она идет от Ондской ГЭС до подстанции Петрозаводская. Ее протяжённость 216 километров. ЛЭП построили сотрудники компании «Ленэлектромонтаж» (ООО «ЛЭМ»).

Эта линия электропередачи была проложена в сложных геологических и климатических условиях. Большое количество болотистых участков, разнообразных ручьёв и речек сильно осложняло завоз строительных материалов и перемещение строительной техники и бригад. А обильное количество знаменитых карельских валунов и скал усложнило установку фундаментов под опоры ЛЭП.

Сотрудники ООО «ЛЭМ» построили линию электропередачи в сжатые сроки — за 15 месяцев с октября 2020 по декабрь 2021 года. Тем не менее нормативный срок строительства воздушной линии электропередачи такой протяженности в геологических условиях Карелии - около 30 месяцев. В пиковый период выполнения строительно-монтажных работ на объекте одновременно в две смены работало до 800 сотрудников «Ленэлектромонтаж» — монтажников стальных и железобетонных конструкций, электромонтёров-линейщиков, стропальщиков, сварщиков, механизаторов, водителей и машинистов строительной техники и рабочих многих других специальностей. Зачастую нелёгкий труд этих людей остаётся незамеченным, но вы только представьте себе работу в карельском лесу, когда летом в жару вокруг тебя летают тучи мошкары, а зимой температура опускается до −40 градусов с ветром. О труде этих людей мы и расскажем в этом материале.

Одним из первых на строительный участок в Карелию прибыл инженер по строительству Санкт-Петербургского филиала ООО «ЛЭМ» Анатолий Иванович Тищенко, один из самых опытных ветеранов отрасли, потомственный энергетик. Ему 62 года. Отец Анатолия Ивановича тоже был энергетиком. Сын, по совету отца оценив большую перспективу энергетического развития энергосистемы СССР, пошёл в эту профессию, и так и работает в этой отрасли уже больше 40 лет.

Перед началом выполнения строительно-монтажных работ Анатолий Иванович осматривал площадки для установки опор линии электропередачи и подъезды к ним, измерял глубину болот металлическим штырём. Затем он отмечал на карте все заболоченные места, где требуется устройство временных лежнёвых дорог для проезда строительной техники к технологическим площадкам для сборки и установки опор. Это важный процесс в труднодоступных местах. В Карелии, краю тысячи озёр и болот, зачастую требовалось не только вырубить лес под необходимую для ЛЭП просеку шириной до 80 метров, но и проложить в несколько слоёв сделанную из деревянных брёвен лежнёвую дорогу. При общей длине участка линии электропередачи в 216 километров было построено около 140 километров лежнёвых дорог. Совсем труднодоступные участки с глубиной болота 2 метров и более Анатолий Иванович отмечал отдельно, чтобы успеть смонтировать там опоры линии электропередачи зимой. Всю зиму болота накатывали гусеничными бульдозерами-болотниками. Они своей тяжестью выдавливали из грунта воду, потом этот участок промерзал, и, пока снег не растаял, по замёрзшему болоту ездила строительная гусеничная техника и подвозившие стройматериалы автомобильные тягачи и самосвалы.

Помимо разведки дорог и площадок Анатолий Иванович контролировал монтаж фундаментов под установку опор ЛЭП. Перед строителями по трассе проходят изыскатели, которые делают пробное бурение и указывают, в чём будет установлен фундамент опоры — в грунте или скальных породах. В результате строители заранее знали, какой тип фундамента нужно будет установить на этом месте: подножники (фундаменты) из сборного железобетона для обычного грунта, металлические винтовые сваи для торфяников и заболоченного грунта и скальные закрепления для скальных пород. В других регионах с надежностью результатов изысканий проблем нет, но в Карелии из-за сложной геологии зачастую были противоречивые результаты. Во время изысканий делается пробное бурение, оно проходит штатно, и изыскатели определяют характеристики грунта. А в полуметре от пробной сваи в земле лежит огромный валун. На многих пикетах (местах установки опор) строители сталкивались с ситуацией, когда удавалось установить только половину из 16 винтовых свай, необходимых для монтажа опоры в заболоченном грунте, а вторая половина натыкалась на валуны. В таких случаях приходилось согласовывать замену типа фундамента, или перенос места размещения опоры, или установку дополнительной опоры. При этом любое изменение должно быть внесено в проектную документацию и согласовано, потому что по технологической цепочке эти изменения влияют на длину пролетов между опорами и проводов.

Как рассказали прорабы Санкт-Петербургского филиала ООО «ЛЭМ» Денис Николаевич Еронин и Роман Николаевич Астафуров, устройство фундамента для опоры в обычном грунте выполняется в определенной последовательности. Сначала с помощью теодолита обмеряется граница котлована, потом экскаватором выкапывается котлован для установки железобетонных подножников глубиной от трёх до пяти метров, в зависимости от типа и массы опоры, которую нужно поставить в этом месте.

По оценке Дениса Николаевича Еронина, в Карелии в 70% случаев при разработке котлована экскаватором в обычном грунте встречались валуны. Камни относительного небольшого размера с глубины 2–3 метра удавалось вытащить. Крупные валуны обкапывались и сдвигались экскаваторами в сторону, чтобы освободить место для установки фундамента. Если валун не удавалось вытащить или сдвинуть в сторону, его разбивали на куски гидромолотами. В худшем случае, если с валуном не получалось справиться , приходилось или переносить место для размещения опоры, или менять тип фундамента. При использовании свайных фундаментов в заболоченный грунт погружалось 16 винтовых свай длиной от 6 до 16 метров, по 4 сваи в кусте под каждую ногу опоры ЛЭП, которые затем с помощью сварки соединялись специальными ростверками. Но самым сложным было обустройство фундаментов под опоры в скальных грунтах. Скалу выравнивали бензорезами, после чего в ней бурили трёхметровые шпуры под установку анкерных болтов и арматуры, которую затем закрепляли бетоном. При этом в скалах при бурении периодически встречались заполненные водой трещины, которые приходилось заливать бетоном, пока вода не переставала течь. После закрепления арматуры в скале заливался монолитный бетонный фундамент под каждую ногу опоры. Зимой до момента набора прочности бетона устраивался круглосуточный прогрев. В итоге на создание фундаментов в скальных грунтах уходило до 15 дней вместо одной недели, необходимой для подготовки фундаментов в обычном грунте.

По словам Романа Николаевича Астафурова, несмотря на сжатые сроки строительства и сложнейшие геологические условия, люди справились. Работали в две смены, первая c 5 до 13 часов, вторая с 13 до 21 часа. Для работы зимой в тёмное время суток использовали световые мачты, для защиты от клещей и комаров летом — противоэнцефалитные костюмы и хороший запас репеллентов. Также строителям приходилось отвлекаться на помощь лесоохране в тушении пожаров. В условиях высокой пожарной опасности компания «Ленэлектромонтаж» заранее закупила ранцевые огнетушители и водяные помпы, и, когда огонь подступал к местам выполнения работ, рабочие самостоятельно тушили огонь, а экскаваторы выкапывали противопожарные траншеи.

После фундаментщиков наступает очередь сборщиков и установщиков опор. Как рассказывает электромонтер-линейщик Николай Борисович Ванягин, в Карелии высота опор линии электропередачи составляла до 44 метров. Опоры делятся на два основных типа. Первый тип — это анкерные опоры с повышенной жёсткостью и прочностью, которые держат нагрузку от натяжения проводов и грозозащитных тросов. Второй тип — промежуточные опоры, предназначенные только для поддержания проводов и тросов и которые устанавливаются на прямых участках линии электропередачи и не рассчитаны на большие горизонтальные нагрузки. Промежуточные опоры обычно составляют 80–90% от общего количества всех опор на линии электропередачи.

Пакеты конструкций опор привозят к месту сборки на шаландах. Так строители называют тягачи с открытым полуприцепом и откидными бортами. Анкерная опора состоит в среднем из 400 уголков и соединительных пластин длиной от 2 до 12 метров и до 2000 болтов диаметром от 16 до 30 миллиметров. По словам Николая Борисовича, опора собирается как конструктор «Лего», и самое сложное в этой работе — закручивать сотни гаек. Раньше болты затягивали обычными гаечными ключами, потом появились гайковёрты с питанием от электрогенератора и даже беспроводные для работы на высоте.

Опоры ЛЭП, как правило, собирают в лежачем положении, пространство обычно позволяет уложить её вдоль трассы. На сборку промежуточной опоры требуется 1,5 дня, анкерной — 2,5 дня. Но в Карелии сборщики порой работали по пояс в болоте. В таких условиях собирали одну опору до четырёх дней. Были случаи, когда они проваливались в болото почти до шеи. Работали и в жару с комарами, и в осеннюю слякоть, и зимой с температурами до −40. Как говорит Николай Борисович, могли бы собирать опоры и при более низких температурах, но, когда термометр уходит за - 40, сдают гидравлические системы и резиновые уплотнители у строительной техники.

После сборщиков опор приезжают установщики. Так строители называют строительные бригады, занимающиеся установкой (подъемом) ранее собранных в лежащем положении опор ЛЭП.

Последними начинают работу электромонтёры-линейщики по монтажу воздушных линий электропередачи. Это у энергетиков, пожалуй, самая романтичная работа. Как поётся в знаменитом марше высотников «Не кочегары мы, не плотники, но сожалений горьких нет. А мы монтажники-высотники, и с высоты вам шлём привет». У электромонтёра-линейщика по монтажу воздушных линий Николая Сергеевича Важнова отец работает электриком. Николай Сергеевич с детства знал, что тоже станет энергетиком, но не мог выбрать конкретную специальность. В верхолазные работы не стремился — поначалу было страшно. Но как говорит, когда у тебя под руками и ногами металл, в прочности которого ты уверен, легко привыкнуть и не обращать внимания, работаешь ты на высоте 1 метр или 100 метров. И сейчас он спокойно ходит по опоре пешком и передвигается по проводам с помощью специальных тележек, которые высотники называют «велосипедами».

При монтаже провода электромонтёры-линейщики раскатывают провод в пролете с помощью натяжного комплекса. Провода раскатываются в анкерном пролете по раскаточным роликам, не опуская на землю, затем крепятся на анкерно-угловых опорах. После этого провода перекладываются из раскаточных роликов в зажимы на промежуточных опорах. Также на анкерных опорах провода соединяются между собой специальным алюминиевым соединителем и свариваются термитной шашкой.

По словам начальника строительного участка ООО «ЛЭМ» Александра Владимировича Харитонова, сотрудники работают вахтой в тайге в непростых условиях в основном по двум причинам. Во-первых, многим энергетикам нравится именно созидание нового и ежедневное движение вперёд, а не работа в обслуживании ранее построенного объекта. В компании «Ленэлектромонтаж», например, трудится 68-летний электромонтёр-линейщик по монтажу воздушных линий. Он начал работать в 17 лет, уже полвека строит воздушные линии электропередачи и до сих пор поднимается на высоту не хуже гораздо более молодых коллег. Во-вторых, эта работа достаточно хорошо оплачивается. Трудятся рабочие 45 дней ежедневными сменами по 8 часов, потом им дают 15-дневный отпуск и оплачивают авиабилеты и все транспортные расходы от дома до места строительства. Также можно выбрать графики 60 дней работы на объекте и 20 дней отпуска или 90 дней работы на объекте и месяц отпуска. Кроме того, рабочим выплачивают суточные на период работы на объекте, обеспечивают сытное и калорийное питание в обустроенной столовой. В сумме эти факторы привели к тому, что в компании «Ленэлектромонтаж» среди 1 500 сотрудников работает много семейных династий строителей. Окончательное решение по выбору профессии юноша принимает самостоятельно, но, как показывает практика, многие родители не возражают, чтобы сын перенял профессиональное мастерство и устроился работать в ООО «ЛЭМ» вместе с отцом.

Строительство технически сложных магистральных линий электропередачи в сложных геологических и климатических условиях в сжатые сроки возможно только благодаря совместным усилиям большого слаженного коллектива инженерно-технических работников и рабочих разнообразных специальностей с использованием сотен единиц строительной и специальной техники при условии своевременной поставки на пикеты строительных материалов (фундаментов, металлоконструкций, арматуры, провода, грозотроса и т. д.). Экономический потенциал любой промышленно развитой страны измеряется, в том числе, ее энерговооруженностью и энергобезопасностью. К счастью, в богатой на человеческие таланты России выросло новое, уже российское, а не советское, поколение высококвалифицированных инженерно-технических работников и рабочих. Эти люди, в том числе в компании «Ленэлектромонтаж», могут строить важные для энергетической безопасности и промышленного развития страны объекты электросетевой инфраструктуры.

Другие видео о строительстве магистральных линий электропередачи в сложных геологических и климатических условиях смотрите на youtube-канале ООО ЛЭМ / Ленэлектромонтаж.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей