«Тетрис», который изменил всё

Аналитика. Обществоведение
12:48, 06 Июня 2025
фото: фото Николая Смирнова

Первый в Петрозаводске современный торгово-развлекательный центр «Тетрис» отметил свое 14-летие.

«Тетрис» открылся в конце мая 2011 года, и для Петрозаводска это стало событием общегородского масштаба, которое вызвало бурные обсуждения. Кто-то критиковал торговый центр за слишком яркие цвета и говорил, что он не вписывается в архитектуру окружающих его «хрущевок». Кто-то хвалил проектировщиков за смелость и радовался новому акценту на карте города. Спорили, нужно ли столько магазинов в одном месте, и будет ли в принципе востребован такой формат.

Кажется, равнодушным не остался никто, - всем Петрозаводском выбирали название, а потом всем Петрозаводском пошли смотреть, что же там в торгово-развлекательном центре есть. Когда через полгода «Тетрис» выпускал подарочный календарь на 2012 год – нарисовали на обложке бомбический взрыв. Это и был взрыв, который сегодня – часть городской истории. «Тетрис» - это первая в Петрозаводске «Пятерочка» и первый сетевой кинотеатр. И это первое место, куда за покупками и развлечениями массово отправились семьями.

Светлана Малегина пришла работать в «Тетрис» в 2011 году юристом, но очень скоро стала управляющим. С тех пор руководит большим и сложным хозяйством, который сама называет «живым организмом». Бесперебойная эксплуатация 6-этажного многофункционального центра, обеспечение комфорта и безопасности посетителей, предоставление товаров и услуг, которые им необходимы, индивидуальная работа с арендаторами и, конечно, эффективность самого бизнеса, требуют вовлечения в процесс 24/7. Светлана так и работает, а еще является генератором всех идей по развитию «Тетриса» и считает, что главное – не бояться перемен.

О прошлом, настоящем и будущем центра мы и поговорили, совершив экскурсию по всем этажам.

«Всегда следуем запросам времени»

- Светлана, в чем секрет «Тетриса» и его популярности?

- Наверное, в том, что, сохраняя основную концепцию семейного торгово-развлекательного, а теперь и многофункционального комплекса, мы постоянно меняемся и всегда следуем запросам времени и потребностям наших клиентов.  

14 лет назад «Тетрис» стал уникальным явлением не только для Петрозаводска и Карелии, но и для всей России – в стране не так много было торговых центров, в основном, только в Москве и Петербурге. И в этом смысле мы стали первопроходцами, - в городе появился принципиально новый объект. Подготовительная работа велась несколько лет, привлекались серьезные специалисты, были разные концепции и разные проекты. Чтобы не ошибиться, провели полный экономический анализ цен в магазинах, доходов населения, потребностей жителей Петрозаводска и районов. В итоге долгих изысканий получился образ семейного центра, куда можно приходить всем вместе, проводить несколько часов, и каждый найдет что-то по душе.

Ну и, конечно, главная идея состояла в том, чтобы сделать «Тетрис» яркой точкой на карте города среди серых домов, которую видно практически отовсюду. Именно поэтому у нас каждый этаж разного цвета, – красный, фиолетовый, оранжевый, аквамарин и т.д., и все здание необычное, позитивное.

- Вместе со страной и республикой «Тетрис» пережил взлеты и падения в экономике, кризисы валют, эпидемию коронавируса и многое другое. Какой период можно назвать самым сложным, и как Вы его смогли преодолеть?

- Наверное, самым сложным был 2014 год, когда из-за скачка валют возник кризис у арендаторов, который коснулся и нас, так как некоторые стали закрываться и никто в развитие не вкладывался. Этот кризис особенно стал очевиден в 2015-2016 году, и тогда мы поняли, что необходимо частично поменять концепцию торгового центра в соответствии с новыми реалиями времени. Так возникла идея переделать в «Тетрисе» 1 этаж. В принципе любому торговому центру рекомендуется реновация раз в 7 лет, и мы ее планировали, но начали делать чуть раньше.

В первую очередь, у нас появился супермаркет. Если помните, первая в Петрозаводске «Пятерочка» была именно в «Тетрисе», но в своем развитии этот бренд пришел к концепции «магазин у дома», в то время, как у нас уже была потребность в супермаркете, который в два раза больше по площади и предоставляет более разнообразную матрицу товаров. Посетителей было много, и мы должны были удовлетворить этот спрос.

Мы произвели перестройку и отдали тысячу квадратных метров под «Перекресток», затем открыли «Бургер Кинг», остальных арендаторов разместили вокруг, и этаж у нас сложился полностью. Сейчас это классический и, я бы даже сказала, идеальный вариант организации первого этажа торгового центра и с точки зрения посетителей, и с точки зрения арендаторов, учитывая, что наш проект, – нестандартный, с одним входом и одним выходом.

Ну и «Перекресток» в «Тетрисе», конечно, заслуживает всяческих похвал. В нем широкая матрица товаров, большой ассортимент, вкусная и недорогая готовая еда, выпечка, недавно установили кассы самообслуживания, поэтому все стало быстрее и в целом удобнее. На мой взгляд, это лучший супермаркет этой федеральной сети в Петрозаводске.

 - А на сколько вообще это сложно, - привлечь в торговый центр федеральных сетевиков?

- Когда речь идет о федеральных сетях, это большой и долгий переговорный процесс. Чтобы вы понимали, - договор мы заключаем минимум полгода, в нем обсуждается каждая буква, каждая строчка, и каждый договор - это минимум 30 листов.

«Никто не знал, что будет»

- Известно, что во время ковида все торговые центры в Петрозаводске ненадолго закрывались. Что Вам дал этот опыт?

- Ковид был интересным опытом и даже полезным в какой-то степени, потому что раньше мы только открывали торговые центры, а тут пришлось разрабатывать инструкцию по закрытию. Мы со службой эксплуатации физически ходили по этажам, ставили пломбы, удостоверяли, что у арендаторов все закрыто, вели специальные журналы. А первый этаж у нас в принципе не закрывался: супермаркет, магазины товаров первой необходимости, аптека и оптика, салоны, предоставляющие услуги связи, - работали. Никто не знал, что будет, поэтому, конечно, возникала паника: арендаторы боялись, что у них испортятся товары, и мы не выключали системы вентиляции, чтобы воздух циркулировал. Никто даже примерно не знал, как долго продлится эпидемия, поэтому мы старались всех выслушать и успокоить, и с каждым арендатором работали индивидуально.

«Тетрис» был закрыт всего около полутора месяцев, и потом мы одними из первых открылись. Кстати, практически все арендаторы до конца 2020 года компенсировали потери, так как с отменой ковидных ограничений начался всплеск торговли.

- Когда открывался «Тетрис», еще не было интернет-магазинов. Правда, что сейчас торговые центры не друг с другом конкурируют, а все вместе – с маркетплейсами?

- Да, и это достаточно большая проблема для торговых центров. Люди закрывают свою потребность покупать тем, что заказывают товары по 200-300 рублей, это кажется ерундой, не влияющей на семейный бюджет, половину потом возвращают, и это такая игра, в которую все играют. При этом, у маркетплейсов нет такого объема налогов, как у нас и наших арендаторов.

«Больше, чем кино»

- Сейчас в Тетрисе работает кинотеатр, который не является частью ни одной из федеральных компаний, он по-настоящему местный, и это уникальное в сегодняшних реалиях явление, обычно такие не выживают. Как удается его сохранять и развивать?   

- Вместо федерального кинотеатра на 5 этаже «Тетриса» в 2022 году мы открыли общественное пространство «Дом культуры», или, как его стали называть в народе, ДК Кино. И сейчас здесь работает местный кинотеатр, который мы постоянно развиваем.

Мы оставили три кинозала на 120 мест, а остальные помещения используем под аренду. В кинозалах мы осуществляем показ текущих премьерных фильмов, а также организуем индивидуальные и групповые показы, ориентируясь на конкретных заказчиков и сообщества. Раз в квартал проводим акцию «Ночь кино», когда на всю ночь к нам приходят студенты, и все три кинозала одновременно показывают фильмы, которые они сами выбирают. Также к нам приходят школьники целыми классами. У нас есть такая услуга – можно позвонить за неделю и забронировать зал под школьный просмотр определенного фильма и в определенное время. Это могут быть экранизации известных литературных произведений, научно-познавательные, документальные фильмы.

Ну и у нас единая стоимость всех билетов в кино - 300 рублей, а по коллективным заявкам еще дается скидка 10%, для школьников и студентов работает Пушкинская карта. Так что для семьи сходить в наш кинотеатр -дешевле, чем в сетевой.  

- «Дом культуры» в «Тетрисе» стал новым брендом Петрозаводска. Это место притяжения самых разных людей. Расскажите подробнее об этом проекте.

- «Дом культуры» - это гораздо больше, чем кино. Мы так и задумывали этот проект, чтобы он стал общегородским и интересным для разных аудиторий. Большой кинозал на 220 мест используется нами для проведения мероприятий – здесь идут концерты, стендапы, выступления творческих коллективов. А маленький кинозал на 30 мест предназначен для индивидуальных и корпоративных мероприятий – здесь проводятся дни рождения, юбилеи и другие праздники. «Дом культуры» - это квизы, мозгобойни, выпускные вечера, здесь можно поесть в кафе, весело провести время всей семьей или с друзьями, отметить важное событие.

Еще одна часть «Дома культуры» - небольшая арт-галерея, где мы выставляем работы художников, детские рисунки. Вот сейчас, например, у нас проходит конкурс рисунков, в котором мы разыгрываем большого мишку. При этом все без исключения работы разместим в галерее.

«Мы не устаем удивлять!»

- На 6 этаже в «Тетрисе» можно услышать музыку и увидеть, как посетители занимаются йогой и танцами. Это тоже часть обновленной концепции?

Да, конечно. В 2023 году мы переделали 6 этаж под офисы, и здесь появились бьюти-услуги, а также залы для занятий йогой и танцами. Сейчас эти пространства очень востребованы, и мы понимаем, что именно в этом направлении должны развиваться дальше.

- Помнится, в первые годы в «Тетрисе» было много дорогих магазинов, но постепенно они исчезли. Почему? На кого сейчас ориентирован «Тетрис»?

«Тетрис» - это многофункциональный комплекс для семьи среднего класса, он не рассчитан на богачей. Арендаторы предлагают свои товары и услуги по доступным ценам. «Тетрис» находится на перекрестке дорог, поэтому в него едут со всех концов города. У нас есть продукты питания, аптека, оптика, одежда, обувь, книги, электроника, все для дома и семьи, кино, кафе, офисы и различные услуги. Это место, которое мы предлагаем посетить, чтобы закрыть все свои текущие потребности.

- Как «Тетрис» будет встречать 15-летие, появится ли в нем что-то новое?

- Да, конечно. В соответствии с планом мы продолжим реновацию, которая стартовала в 2017 году и проводилась в 2022-м и 2023-м. Все дальнейшие изменения будут касаться 2,3 и 4 этажей.

Если коротко – мы пойдем в сторону дальнейшего расширения услуг. Сделаем акцент на этой сфере, создадим пространство, где можно не только купить все необходимое, но и закрыть потребности в спорте – детском и взрослом, и в бьюти-услугах. Пока дети на тренировке, родители смогут сходить в парикмахерскую или на массаж, а потом все вместе в кино и кафе.

 

Наш план - разнообразить перечень услуг многофункционального центра и к 15-летию показать городу новые возможности «Тетриса». В 2025 году мы сначала займемся 4 этажом. Обо всех изменениях, которые будут происходить, – обязательно расскажем в наших соцсетях.

- Через 15 лет после открытия «Тетрис» вновь собирается взорвать медиапространство?

- Мы не устаем удивлять!  

Записала Наталья Захарчук

Реклама. ООО Тетрис ИНН 1001314322

 
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

30.05.2025 10:40
Частная жизнь
Житель поселка Новая Вилга рассказал «Столице на Онего», как и зачем украсил свой участок драконами, рыцарями, львами и горгонами.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение