«Нейробатя»: киберпанк-комедия о цифровом и настоящем бессмертии души

Кинотетрис. Кинотетрис
16:00, 18 Июля 2025
фото: © Кинотетрис
Загрузка...

Кино – технологичное, но вопросы – вечные.

В российский прокат 17 июля вышла киберпанк-комедия «Нейробатя», где панка явно больше, чем техноутопизма. Смело обыгрывая фантазии трансгуманистов, она потешается над крайностями нашей жизни и попутно поднимает на смех окружающую несуразицу. Во имя каких таких целей – рассказывает «Столица на Онего».

Оцифруйте наши души

«Нейробатя» уже в названии недвусмысленно отсылает к сурово-эксцентричному «Бате», замешанному на брутально-вульгарной эстетике девяностых и ностальгии по гаражно-многоэтажному детству. Оба ингредиента в новой комедии режиссёр Виталий Дудка тоже использует, но не в качестве закваски, а только приправы. Оно и понятно: с каждым годом, если не полугодием яркая, но травматичная эпоха неотвратимо удаляется в прошлое и вот-вот скроется за горизонт. Только что и остаётся загрузить уходящую натуру в цифровое устройство, превратив беглого экс-лидера ОПГ в того самого нейробатю.

Если конкретнее, то бандит Василий Бесов (Виталий Хаев) при побеге с зоны неудачно прыгает с крыши и впадает в кому, а после оказывается в гараже на оборудованном реанимационном столе. Тем временем его сын-робототехник по имени Гриша (Денис Власенко) проходит собеседование в дочернюю айти-компанию известной госкорпорации. Четвёрка вальяжных айтишников в безразмерных майках и со сверхтонкими ноутбуками жонглирует калькированной айти-терминологией, слегка смущая двадцатитрёхлетнего Гришу. Однако его детище под названием робот-петух быстро сбивает с «приёмной комиссии» спесь, устраивая маленький офисный погром. В результате первый этап собеседования пройден, но на втором Грише отказывают – спасибо дурной славе его отца. Как выясняется, классовое происхождение снова играет роль – госкорпорация всё-таки.

Удрученный Гриша возвращается в гараж и обнаруживает там подключенного к аппаратам искусственного жизнеобеспечения батю. Сыновних чувств к отцу-сидельцу он не испытывает – и не столько в силу специфики семейной ситуации, сколько по принадлежности к поколению снежинок. Чувствительный, но бесчувственный, он полная противоположность отцу – грубому, но душевному. Так или иначе, но замешкавшегося было Гришу в чувства приводит невесть откуда взявшаяся девушка с татуировкой дракона, грозя распилить его болгаркой. От впавшего в кому экс-лидера ОПГ всё равно ничего не добьешься – так может его сын скажет, где тот зарыл тайник с миллионами. Сыну ничего не остается, как спешно применять свои робототехнические навыки в надежде подключиться к сознанию отца. Сеанс цифровой магии удаётся, и тот перекочевывает в умные часы Гриши.

Загулять зека желает

Отсюда «Нейробатя» и прибавляет в динамике. Переселившись в цифровое устройство, батя сначала помогает бежать из гаража, а затем с порога начинает учить жизни. Поначалу лаконичные, но по-блатному ёмкие инструкции «сынка» воспринимает в штыки, но, как программист, он быстро учится – в частности, извлекать выгоду из батиных поучений. Так постепенно и выясняется, что Гриша – сын своего отца. Тот тоже, только уже как лидер ОПГ, схватывает всё на лету, начиная из одного устройства мигрировать в другое – из умных часов в говорящего кролика, из говорящего кролика в автомобильную магнитолу. Правда, в отличие от «сынки», зек по кличке Бес умеет жить – быстро освоившись в магнитоле, он переключает на радио «Шансон» и катит в закат под бессмертные хиты блатного жанра.

Так, собственно, и выглядит киберпанк-синематограф образца 2025 года. Своеобразный до эксцентричности диалог поколений, ведущийся в экстраординарных условиях побега. Недостатка в комичных сценах здесь не будет – ведь хоть и в оцифрованном виде, но батя вырвался на волю и готов чудить на всю катушку. Словом, загулять зека желает, как поют классики отечественной шансон-сцены.

Резонирует с полемикой отца и сына ещё одна параллельная сюжетная линия, когда к преследованию беглецов подключается младший лейтенант из отдела полиции. Проявив тем самым инициативу, он нарушил наказ уже своего отца-начальника – сидеть в кабинете и перебирать бумажки. Ведь кубок неподвижности, не расплескав, нужно пронести до пенсии, и до конца испить чашу безжизненности. Не перспектива – мечта. В общем, на экране не только киберпанк-синематограф, но и сатира на социально-демографические реалии, где в силу численного превосходства старшая возрастная когорта заняла доминирующее положение. Таких, к слову, параллельных линий будет не одна и не две – диалог поколений в конкретно-исторической ситуации у «Нейробати» получит, так сказать, освещение с разных сторон.

Панк-терапия

В официальном анонсе кинопремьеры Гришу обидно окрестили невротиком, но он – скорее палка, которую следует перегнуть, чтобы выпрямить. Поэтому-то режиссёр со сценаристом и забрасывают его в деревню то ли старообрядцев, то ли экофермеров. Ведь у Гриши явно интоксикация травоядной современностью с её фиксацией на комфорте и безопасности. В ответ на все попытки случая вытянуть его из зоны комфорта он привык бормотать нечто вроде: быть мужчиной – не моя специальность, и вообще я мимо проходил. У меня лапки, словом. Экофермеры-старообрядцы и устраивают ему детокс, дополняя, к слову, батины поучения. Киберпанк-шабаш разворачивается под ломаный бит от Нейромонаха Феофана с его коронным номером в виде отплясывающего медведя.

Тем временем нейробатя, окончательно освоившись в металлическом теле кукарекающего робота, отведенные ему часы даром не теряет. Результатом его жизнелюбия станет обильный материал для курьёзных заголовков в прессе. Цифровизация-таки не всегда означает занудство.

Карнавализируя цифровую науку и жизнь, «Нейробатя» смачно разделывается что с навязчивой современностью, что с поднадоевшей архаикой – да так, что хрустит под ногами. Кажется, у режиссёра со сценаристом нет ничего святого – как и полагается панкам, но рубят с плеча они не напрасно. Настоящее бессмертие души панк-кинематографисты явят ближе к финалу, и гришино сердце наконец отогреется – как у Кая из «Снежной королевы». Страна стремительно меняется, и разрыв поколений бьёт рекорды, но «Нейробатя» обнадеживает. Он словно заявляет: нет таких межпоколенческих пропастей, которые были бы непреодолимы.

В кино ходил Антон Соловьев

Увидеть все кинопремьеры недели на широком экране можно в спокойной и теплой атмосфере «Дома культуры» в «Тетрисе». Все киносеансы здесь dkkino.ru/afisha/ по 300 рублей. С расписанием можно ознакомиться на сайте «Дома культуры» dkkino.ru/afisha/.

Реклама. ООО «Дом культуры» ИНН 1000001905.

Продолжительность: 90 минут

Год выпуска: 2025

Дата выхода: 17 июля 2025 года

Режиссер: Виталий Дудка. Сценарий: Дмитрий Кирюшкин, Алан Монро

Роли: Денис Власенко, Валентина Ляпина, Виталий Хаев, Настасья Самбурская, Александр Обласов, Аскар Нигамедзянов, Ольга Жевакина, Всеволод Макаров

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

17.07.2025 18:55
Без политики
Иранская исследовательница русской литературы Зейнаб Садеги рассказала о популярности в Иране русского языка и литературы и о любви иранских читателей к русской классике.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение