Новый год, словно, сказка, и начинается она задолго до последнего дня декабря. "Скоро Новый год", – повторяем волшебные слова неделями и месяцами раньше праздника. Ожидание, а потом и новогодние хлопоты с их неповторимым, сказочным настроением – это уже праздник.
У каждого, год за годом, все новые и новые новогодние впечатления, приметы, воспоминания. Начнешь вспоминать, и нет им счёта, как подаркам в волшебном мешке Деда Мороза. В Новый год обыкновенные, будничные вещи кажутся волшебными, как сказка.
Чем тоньше отрывной календарь на стене, тем заметнее приметы Нового года. Когда на окнах школьного класса появлялись большие и маленькие снежинки, звезды и звездочки причудливых форм и узоров, знакомая улица за окном казалась особенной, новогодней, и по-особенному, в предвкушении праздника и зимних каникул проходили последние учебные дни уходящего года. В младших классах перед Новым годом были утренники с новогодними стихами, песнями и представлениями, а в старших – новогодние вечера с дискотекой под музыку из большого катушечного магнитофона, а в некоторых школах был свой вокально-инструментальный ансамбль, или ВИА.
"Этот вечер близок и далек,
Но со мной всегда и повсеместно
И девочка та, и тот паренек
Из школьного оркестра".
"В лесу родилась елочка"
Дома перед Новым годом, появлялась новогодняя елка. В нашем детстве искусственные елки были не в почете (да и выглядели они тогда еще неказисто), и почти всегда елка была настоящей. Елочные базары работали в разных местах Петрозаводска. Большой елочный базар располагался, помнится неподалеку от Центрального рынка. К тому же, елки часто привозили под заказ на предприятия и в учреждения для их работников. Кому-то доставалась елка стройнее, да пушистее, а кому-то могла достаться на вид скромнее, но без елки люди не оставались.
Когда елку вносили в дом с мороза, со ствола и веток осыпался снег и иней, оставляя лужицы на полу, пока елка оттаивала в прихожей. Елка пахла лесом, хвоею, смолой. Ей определяли лучшее место в гостиной. Елку крепили на крестовине, сделанной из деревянных брусочков, с отверстием посередине. Потом стали выпускать металлические устройства, и елка крепилась при помощи зажимов в специальной чаше, куда наливали воду. А кто-то умело ставил елку в ведро с водой, будто, букет в вазочку. Елку ставили всей семьей – кто-то возился с елкой, кто-то помогал советами, а кто-то просто резвился вокруг, радуясь чуду. Елка, живая, настоящая, из зимнего леса – теперь она дома! Чем не чудо?
Поставленную елку надо было украсить. С антресолей и из шкафов доставались коробки с елочными украшениями. Нынешние пластиковые шары и сосульки могут позавидовать многообразию форм и образов советских елочных украшений. Это и новогодние персонажи – Дед Мороз со Снегурочкой, и все лесные жители, герои волшебных сказок, аппетитные фрукты, ягоды и позолоченные орехи, заснеженные избушки и пузатенькие светофоры, шишки и желуди, шары и шарики… Красота стеклянных игрушек была хрупкой: выронишь ее из рук, и… "На счастье!".
Пожелания добра и счастья и Новый год – всегда вместе. Чем ближе был Новый год, тем чаще в почте приносили новогодние открытки, а в приветствиях звучали слова: "С наступающим!".
Поступь Деда Мороза
А Новый год все ближе. Дед Мороз со Снегурочкой уже в пути. Скоро они позвонят в дверь, чтобы поздравить детей и принести подарки. И Деда Мороза смело пускали в дом. Тогда, в нашем детстве никому и в голову прийти не могло, что за бородой Деда Мороза может скрываться злоумышленник. Это пришло позже – из заграничного кино про Санта-Клаусов – оборотней. Наши, советские Дед Мороз и Снегурочка – всегда были свои, настоящие. В канун праздника они заходили в дома, а в дни каникул приглашали детвору на елку в театр или дом культуры.
Дед Мороз и Снегурочка бывали в гостях у детей и у взрослых. В предновогодние дни в телевизионных новостях то и дело были сюжеты про то, как они поздравляют с наступающим Новым годом людей самых разных профессий. Они бывали там, где готовятся новоселья в новых жилых кварталах, вводятся в строй новые промышленные предприятия, различные социальные объекты и транспортные пути, там, где начинается выпуск новой продукции, делаются научные открытия, снимается новое хорошее кино. Легендарная, самая новогодняя "Ирония судьбы" начинается с новостроек и новоселий.
Новый год на носу, и подарки уже приготовлены. В новогоднюю ночь они окажутся под украшенной елкой, и кто-то получит подарок, когда пробьют Кремлевские куранты, и будет выпито шампанское на счастье, а кто-то новогодним утром, когда, проснувшись раньше всех в доме, радуясь новому дню и молодому году, поспешит из детской спальни прямо к праздничной елке в гостиной.
Но прежде чем пробьют куранты, и наступит время поздравлений и подарков, хозяйкам предстоит приготовить праздничный ужин и накрыть новогодний стол.
Если почитать нынешние заметки про советский Новый год, может показаться, будто, кроме салата "Оливье" и селедки под шубой, ничего не ели и готовить не умели. У нас дома тоже готовили такой салат и селедку под шубой (кстати, очень вкусно) и многое-многое другое. Заграничным словом "Оливье" новогодний салат тогда, помнится, не называли. Кто-то звал его "Столичным", а у нас по-домашнему – "мясным". Перепевы про "Оливье" появились уже позже. Кроме разных салатов и закусок готовили мясо, рыбу, курицу – по-разному, и с разными гарнирами, пекли пироги и торты, стараясь, чтобы меню было новым, как сам Новый год. Неизменными были мастерский новогодний "наполеон" от бабушки Эльзы, мандарины с апельсинами в хрустальных вазочках и конфеты – "Мишка на Севере", "Белочка" и "Мишка косолапый", к кофе или к чаю.
В нашей семье небольшие споры вызывало время, когда сесть за новогодний стол. Год от года говорили, что сесть за стол надо попозже, поближе к полуночи, чтобы проводить год уходящий, но начинались проводы обычно часов в восемь вечера. "За день все проголодались, и поужинать не помешает, да и Новый год скоро", – подводила итог бабушка, приглашая всех нас к столу у новогодней елки.
"Когда часы двенадцать бьют"
У нас Новый год был семейным праздником, и его встречали дома, в кругу семьи. Друзей принимали с радостью, но самим ходить в гости на Новый год было не принято. И хотя Новый год встречали в своем домашнем кругу, традиция обязывала принарядиться. Это как новогодний дресс-код: лучшие праздничные наряды для женщин, костюм и галстук для мужчин. Мой папа неохотно носил галстук, часто обходясь без него на официальных мероприятиях, но новогодней традиции подчинялся даже он: как Новый год встретишь, так и проведешь, и встречать было принято "при параде".
Примерно в половине одиннадцатого вечера мы с родителями выходили на прогулку – последнюю в старом году: пройтись по зимним улицам и побывать у большой городской елки на площади Кирова. Эта и другие городские елки были тогда настоящие – из леса.
В тот час, "когда часы двенадцать бьют", все снова вместе за праздничным столом перед телевизором. Наступали самые торжественные минуты: праздничное обращение руководителя СССР, в семидесятые годы – товарища Леонида Ильича Брежнева, к советскому народу, мерный бой кремлевских курантов. Новый год! Крики "ура"! Хлопки охлажденного шампанского, лимонад, пузырьки и пена в хрустальных фужерах, поздравления и пожелания, бенгальские огни. То и дело звонил телефон: это нас поздравляли друзья и знакомые. Я как самый младший читал имена получателей на красиво упакованных коробках и коробочках, свертках и сверточках, найденных под елкой. Начиналась главная телепередача года – "Голубой огонек".
Новогодняя телепрограмма заслуживает отдельного рассказа. Новогодние фильмы и телепередачи прекрасно поддерживали новогоднее настроение в первый день наступившего года. Первого января было принято ходить в гости к друзьям и родственникам или принимать гостей у себя дома. Кто-то отправлялся на лыжную прогулку, а кто-то на каток или в кино. В центре Петрозаводска катки были на стадионе и в Парке культуры и отдыха. Новогодняя сказка скоротечна, и после праздника у взрослых начинались рабочие дни. А у детей (не зря же нас называли в СССР "единственным привилегированным классом") продолжались зимние школьные каникулы.
Каникулы – это веселье у елки и спектакли в театре, снежная крепость и хоккей в своем дворе, санки и лыжи на большой горке, кино, гости, книги, телевизор, настольные игры и другие радости. Вот что такое зимние каникулы!
Тема Нового года бесконечна, как Вселенная. Нет конца воспоминаниям, и у каждого они свои, особенные, самые-самые. А сам Новый год – наш самый любимый, самый всенародный и самый советский праздник. Новогодняя традиция сложилась во времена СССР, и с тех пор она почти не изменилась.
Одно из самых известных новогодних стихотворений написал автор слов советского государственного гимна Сергей Михалков:
Говорят: под Новый год,
Что ни пожелается –
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
С Новым годом! С новым счастьем!
Армас Машин
Ретроспектива. Авторский проект Армаса Машина
Ретроспектива это взгляд в прошлое, обозрение прошлого. Проект посвящен жизни Петрозаводска и Карелии последней трети ХХ века. Это время «эпохи застоя», перестройки и «лихих девяностых». «Ретроспектива» – авторский взгляд на время, которое когда-то было настоящим и будущим, и ушло в прошлое. Там отправная точка экскурсов в более давние времена.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание