В 1976 году на телеэкраны СССР вышла киноповесть "В одном микрорайоне" с молодым Николаем Караченцевым в одной из ролей. Фильм-спектакль включал пять серий и был по тогдашним меркам телесериалом на актуальную тему: новоселы въезжают в новые квартиры московского микрорайона-новостройки, знакомятся друг с другом, обживаются.
Впрочем, местом действия такого фильма мог стать любой мало-мальски крупный советский город: строительство гигантских масштабов велось повсеместно, и повсюду появлялись и росли новые микрорайоны. Об этом пел герой телесериала про микрорайон:
Заря упала и растаяла,
Ночные дремлют корпуса.
Многоэтажная окраина
Плывет по лунным небесам...
Октябрьский проспект |
В одном микрорайоне
Слова и понятия "микрорайон", "корпус дома" было новыми, непривычными для тогдашних петрозаводских жителей. В Петрозаводске как раз шло строительство микрорайона Ключевая, а мы с родителями ездили на троллейбусе в гости к нашим знакомым в микрорайон Октябрьского проспекта. Это сейчас до торгового центра "Лента" – рукой подать, а тогда Октябрьский проспект казался далекой новостройкой, и путешествие в пять остановок неблизким.
Панельные дома и малогабаритные квартиры микрорайона Октябрьского проспекта принято связывать с именем Н.С. Хрущева. Этот микрорайон – пример "хрущевской" застройки в Петрозаводске. Строительство таких жилых районов было начато в период хрущевского руководства и продолжалось до середины 1980-х годов. База для строительства создавалась еще при Сталине. Проектирование доступного жилья и строительство заводов по производству железобетонных конструкций было начато в СССР через несколько лет после войны.
Уже в годы нашего детства и юности "хрущевки" вызывали у людей весьма противоречивые чувства. Малогабаритные, как правило, однокомнатные или двухкомнатные квартиры с совмещенным санузлом, слабой звукоизоляцией и маленькой кухней в народе называли "клетушками". Конкуренции с просторными квартирами в добротных, красивых домах сталинской постройки "хрущевки" не выдерживали. С другой стороны, именно строительство "хрущевок" позволило многим семьям перебраться из бараков и коммуналок в отдельные благоустроенные квартиры. Были "хрущевки", рассчитанные на срок эксплуатации 25 лет, чтобы успеть построить более качественное жилье, а в них до сих пор живут люди. Согласно статистике, в России примерно десять процентов жилья приходится сегодня на "хрущевки".
И если сейчас решение жилищной проблемы дело самих нуждающихся (ипотека, аренда и т.п.), то в СССР жилье строилось возрастающими темпами, и люди получали новые квартиры бесплатно. В 1975-1983 годах в Петрозаводске построили микрорайон Новая Кукковка, а в 1985 году началось строительство микрорайона Древлянка. Началу строительства Древлянки предшествовало принятие постановления cоветского руководства по развитию Карельской АССР. Это постановление называют в народе "андроповским" по имени советского лидера, при котором готовилось его принятие.
Древлянка |
Сейчас на Древлянке проживает примерно 60 тысяч человек. Это самый крупный жилой район Петрозаводска. Строительство Новой Кукковки и Древлянки во многом определило сегодняшние черты Петрозаводска, развитие городского транспорта и всей социальной инфраструктуры, а также планы дальнейшей застройки города.
"Вот поселят меня в эту клетушку…"
У домов "брежневской" постройки были и другие отличия. Это большая (по сравнению с "хрущевскими" пятиэтажками) этажность и разнообразие форм дома, наличие в домах лифта и мусоропровода, в квартирах – разделенный санузел, кухня и прихожая размером просторнее. Начиная с 80-х годов, мне нередко доводится бывать в гостях у жителей Новой Кукковки, а потом и Древлянки. Принимая гостей, жилищного "комплекса неполноценности" они, как правило, не испытывают.
Кукковка |
Переход от "хрущевок" к "брежневкам" стал возможен благодаря развитию строительной индустрии. Это предприятия по производству всех необходимых строительных материалов и строительные организации, специализировавшиеся на возведении жилья. Жилищная стройиндустрия была важной отраслью экономики Петрозаводска и Карелии. Она не только обеспечивала ввод в строй новостроек, но и рабочие места. Жилье строилось не только в Петрозаводске – во всех городах и районах Карелии. Во второй половине восьмидесятых годов я работал в отделе экономической жизни республиканской газеты "Неувосто-Карьяла". Отправляясь в командировки, всегда получал редакционное задание обратить внимание на состояние и проблемы жилищного строительства. В Петрозаводске в центре внимание было в то время строительство жилых кварталов и социальных объектов на Древлянке. Бывая там сегодня, вспоминаю стройплощадки и их людей – инженеров, строителей, отделочниц.
Как все советские люди, мои тогдашние коллеги тоже получали в порядке очереди отдельные бесплатные квартиры в новых микрорайонах. Вспоминаю случай, который наглядно показывает разницу между "хрущевками" и "брежневками". Незамужняя сотрудница редакции, проживавшая в общежитии, ожидала новоселья в отдельной однокомнатной квартире, помнится, в районе Ключевой. Казалось бы – ей надо радоваться, а она плачет: дом, который сдавался тогда в эксплуатацию, был одной из самых последних "хрущевок" с малогабаритными квартирами. Дальше будут только "брежневки" улучшенной планировки. Поэтому молодая женщина плакала: "Вот поселят меня в эту клетушку, и я век из нее не выберусь!" Повлиять на решение жилищной комиссии ей не удалось. Поселили. Правда, не на век. В середине 90-х годов они с мужем уехали жить за границу.
Брежневское время было временем новоселий. Очередь на получение жилья двигалась с постоянным ускорением, помнится, особенно быстро в 80-е годы. Когда мы начинали учиться в школе в начале семидесятых, семьи некоторых наших одноклассников жили в коммуналках или ветхих деревянных домах неподалеку от школы. Были такие старые деревянные дома, например, на улице Свердлова, неподалеку от нашей школы. Сейчас на их месте новые дома и сквер имени Элиаса Леннрота. А жители снесенных развалюх (в том числе, наши одноклассники) переехали в новые квартиры еще тогда, в семидесятые. Поэтому кто-то перешел в другую школу по новому месту жительства. Новостройки и новоселья были каждодневной действительностью, а также популярной темой советского кино. Самая любимая киноистория про новоселья – нестареющая новогодняя "Ирония судьбы".
Три советских руководителя – Сталин, Хрущев и Брежнев – оставили свой след в архитектуре российских городов. Это красивые кварталы "сталинской" застройки; одинаковые, как две капли воды, "хрущевки" с тесноватыми, но отдельными благоустроенными квартирами; улучшенные "брежневки" – свидетели советской стабильности. В этих домах и сегодня проживает абсолютное большинство наших сограждан.
Напрашивается риторический вопрос: какой след оставило в архитектуре городов десятилетие Ельцина и "либеральных реформаторов"?
Армас Машин
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание