Александр Побережный-Береговский: "Не получается жить и зарабатывать на коврике"

Чтиво. Без политики
13:34, 10 Января 2020
фото: Театр драмы Карелии "Творческая мастерская"/Архив
Загрузка...

Директор Театра драмы Карелии "Творческая мастерская" о пролетевшем в фестивалях и гастролях Годе театра, новой крови и появившейся надежде на переезд "ТМ" в новый дом.

2019 год прошел в России под знаком театрального искусства. По крайней мере, такие цели ставили в правительстве, объявляя прошедший год Годом театра. И в Карелии впервые за последние пять лет из республиканского бюджета нашим храмам Мельпомены выделили на постановки 8,5 млн рублей. Но почувствовали ли в "Творческой мастерской", что это был их год? И на что теперь рассчитывают в Театре драмы, помещения которого никогда даже близко не напоминали храм? На эти и другие вопросы нам ответил директор "ТМ" Александр Побережный-Береговский.

"Хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах"

- Александр Лазаревич, 2019 год позади, можно подводить итоги. Год театра не разочаровал?

- Я спокойно относился к тому, что Год был объявлен театральным, поскольку мы никогда особенно ничего не получали. Мы не были избалованы вниманием, никаких больших ожиданий у нас не было. То, что впервые за пять лет выделены какие-то средства на постановки, это хорошо.

Мы долго никуда не ездили на гастроли. Не ездили не только из-за того, что не было денег, просто я считал, что на тот момент не с чем особо ездить. Накопили 5-6 спектаклей, которые не стыдно вывезти, и поехали. Год театра дал нам возможность побывать в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Ялте. А вообще, за последнее время мы играли на сценах Сыктывкара, Барнаула, Брянска, Новосибирска, Ярославля, Сергиева Посада, Нижнего Новгорода и Великого Новгорода, Подмосковья. От каких-то поездок даже приходилось отказываться, потому что мы уже не могли выполнить это физически. Приятно, что не мы просились на гастроли, а нас приглашали. Так, в Крыму фестиваль для национальных театров республик организовал знаменитый санкт-петербургский театр-фестиваль "Балтийский дом". И нас выбрали. В Ялте очень высоко оценили наши работы. В Питере в рамках Театрального марафона мы дали четыре спектакля в театре "Зазеркалье". Они прошли с аншлагом и также получили высокие оценки критики. А в Ростове-на-Дону публика кричала: "Гип-гип ура!". Жюри под руководством народной артистки России Светланы Крючковой вручило нашему спектаклю сразу три диплома.

Обратная сторона больших гастролей – за прошлый сезон мы выпустили всего одну премьеру. Много катались, мотались, накопили долги. Но сейчас мы начнем активно ставить.

- И что публика увидит в ближайшее время?

- Есть поговорка: "Хочешь рассмешить бога, расскажи ему о своих планах". Мы стараемся не рассказывать. Обидно, что ничего не происходит планово. Хотя я езжу, договариваюсь. Есть договоренность о сотрудничестве с известным фотохудожником Валерием Плотниковым, актерской Школой Демидова, Мастерской современного театра, но мы затыкаем текущие дыры, и средств на осуществление планов часто нет.

Известный режиссер, золотомасочник Искандер Сакаев должен был выпустить спектакль по Пелевину в декабре прошлого года, но у него не получилось приехать. Если и в январе он не сможет к нам выбраться, планы сдвинутся. Рассчитываем увидеть в "ТМ" нашего постоянного соавтора, петербургского режиссера Бориса Цейтлина, который должен сделать две интересные работы.

К сожалению, сейчас возвращается плановая система, недружелюбная к творческому началу. Отменять премьеры, не выпускать по три спектакля, что я раньше мог себе позволить из-за того, что постановка с моей точки зрения не состоялась, мы теперь не сможем. Видимо, придется идти на какие-то компромиссы. Но уверен, что будем держать уровень. С нами готовы сотрудничать именитые режиссеры, а нам хочется качественно работать.

Без потерь не обошлось

- А есть с кем работать? Труппа театра давно не обновлялась.

- Во время гастролей в Питере приходил Искандер Сакаев, у которого сегодня есть свой театр в Северной столице. Он хотел познакомиться с нашей труппой, посмотрев первый акт, но не смог уйти, досмотрел спектакль до конца. Он отметил, что "ТМ" - это театр высокой театральной культуры. И об этом не раз говорили критики. Но я один знаю, насколько все это зыбко. Труппа не сбалансирована, не пополняется. И в той же "Вассе" на каждой позиции по одному человеку, замены актерам нет. Чтобы сыграть спектакль, мы привлекаем актера Евгения Терских, который приезжает из Пскова. Я очень благодарен ему за то, что он с нами. Евгений вынужден мотаться между городами, но оно того стоит – спектакль в существующем составе актеров состоялся. Когда поехали в Нижний Новгород на горьковский фестиваль, были готовы к жесткой критике, слишком серьезным был состав жюри. Но в результате наш спектакль забрал больше всех призов. На обсуждениях мастодонты театральной критики в один голос отмечали, что, наконец, увидели Театр, отметив партнерство, ансамбль, содержательные зоны молчания.  

- Несмотря на то, что актеров не хватает, в Год театра "ТМ" понес потери: так, Георгий Николаев перед новым годом сыграл свою первую премьеру в Московском областном театре юного зрителя у Нонны Гришаевой, выпустившей "Питера Пэна".

- Я понимаю Георгия. Все устали от отсутствия условий, от ужасной материальной базы и проблем, этим обусловленных. Это все ведь определяет наши возможности регулярно выпускать премьеры, а значит и занятость актеров в новых работах. Сил ждать изменений нет. С другой стороны, все артисты хотят в Москву, Санкт-Петербург. Появилась у Георгия возможность уехать в столицу – и слава Богу, пусть у него там все сложится, а мы будем следить и гордиться его успехами. Но за все эти годы в нашем театре произошла такая маленькая ротация, чем далеко не каждый театр может похвастаться. При всех сложностях, включая закрытие театра на 10 месяцев несколько лет назад из-за проблем с противопожарной безопасностью, артисты оставались в "ТМ".  И я безмерно благодарен им за это.  И  надеюсь, что Георгий Николаев будет приезжать к нам и играть в некоторых спектаклях. "Другой человек" - замечательная постановка, под Георгия и Ирину Старикович выстроена. Хочу верить, что это получится. 

Актриса Валерия Ломакина сейчас тоже много работает в Москве, музыкой занимается. И мы согласовываем с ней ее поездки, определяем график. Это нормально.

Но к нам вернулся Валерий Чебурканов, готовый активно работать в старых и в новых постановках.

- Но без молодой крови труппа не сможет развиваться. Как планируете решать эту проблему?

- Да, наши коллеги в Национальном театре выпустили уже три курса. А моим молодым 30 лет. Актеров в возрасте от 20 до 30 лет в "ТМ" вообще нет. Такого быть не должно. Поэтому, сейчас ищу молодежь. Надеюсь привлечь выпускников из Саратова, актеров из Питера. Будем через работу, пробы подбирать артистов. Ведь новый актер должен вписаться в ансамбль, как говорят, быть одной группы крови. Это не просто. При этом каждого нужно обеспечить достойной зарплатой, жильем, а мы еле-еле концы с концами сводим. Сейчас, с открытием Малой сцены, нехватка людей ощущается еще острее. Но мы в том положении, в каком есть. Жаловаться бесполезно. И я всегда считал и считаю, что в Министерство культуры нужно приходить не с проблемой, а с ее решением. Мы работаем с министерством, мы научились выживать и принимать существующую действительность.

- Существующая действительность – это полное отсутствие материально-технической базы у театра. В зрительном зале, к счастью, теперь есть вентиляция, но она шумит и дует так, что холодно. А если ее выключить, кислород моментально выгорает, поскольку потолки низкие. Я уже не говорю про туалеты и все ваши подсобные помещения. И в конце года глава Карелии Артур Парфенчиков пообещал, что "Творческая мастерская" обретет новый дом в здании бывшего ОТЗ. Определена стоимость выкупа здания и проектно-сметной документации его реконструкции. Эти предложения внесены в проект бюджета 2020 года. Вы верите, что проблемы "ТМ" с базой наконец решатся?

- Тяжело поддерживать боевой дух внутри театра, когда у него нет базы, а, значит, и перспектив, возможностей. Все устали от бесконечного ожидания реконструкции. Я в какой-то момент стал уже, как городской сумасшедший, который один в это верит и бьется. За эти годы нас пытались и в Музыкальный, и в Национальный театры подселить. Мы были категорически против решений, с которыми театру закладывали вековое отставание. Сегодня мы благодарны, что нас услышали, услышали впервые за многие годы. Надеемся, что в этот раз ничего не сорвется и выделенные средства на реконструкцию ОТЗ никуда не перекинут.

Если все получится, и реконструкция состоится, то все было не зря. Да, театр, конечно, это совсем и далеко не здание. Прежде всего, мы должны сохранить и приумножить то, что сейчас имеем – возможности и особенности нашей труппы. Но не получается жить и зарабатывать на коврике…

Беседовала Наталья Соколова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Кинотетрис

22.11.2024 13:20
Кинотетрис
Фильм о легендарной фотомодели и корреспондентке Ли Миллер уже на широком экране.

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.