В петрозаводской библиотеке имени Клюева неожиданно открылась персональная выставка Бадри Топурия.
То, что мастер, чьи работы хранятся в российских и зарубежных музеях, принял предложение библиотеки выставиться в их скромном читальном зале, в учреждении считают почти чудом. На открытии выставки заведующая библиотекой Татьяна Петрова не скрывала радости:
— Мы не верили в то, что Бадри Отарович согласится: все-таки помещение не предусмотрено для того, чтобы повесить картины. Освещение, конечно, не то, картин немного (можно вместить). Но, вы знаете, он сразу же согласился. И еще сам все монтировал, помогал нам. Спасибо вам, Бадри Отарович!
До официального открытия, добавила Татьяна Петрова, выставку посетили уже около 200 человек. Люди звонят в библиотеку, интересуются, сколько она будет работать, боятся пропустить. Все-таки не каждый день выпадает возможность посмотреть картины художника такого уровня, не выезжая за пределы своего микрорайона (библиотека имени Клюева находится на Кукковке).
Всего экспонируется 10 работ. Большинство раскрывают тему женщины в быту. Что в Карелии, что в Грузии женщины заняты одними и теми же повседневными делами: развесить и погладить белье, посидеть с малышом, пошить на машинке…
— Женщина есть женщина: она мама, жена, бабушка, тетя, — отметил автор.
По словам Татьяны Петровой, она наблюдала, как у картины «Материнство», на которой молодая мама прижимает к груди ребенка, надолго задержалась юная посетительница выставки, ученица третьего класса.
— Я у нее спрашиваю: что же ты такая грустная? А она мне (показывая на изображение ребенка): «Так он же болеет, у него очень высокая температура». С чего ты взяла? — говорю. — «Так тут же градусник и капли». Представляете, так ребенка затронула картина! Конечно, надо такие картины выставлять.
В библиотеке также можно посмотреть работу Бадри Топурия, написанную хоть и на злобу дня, но со свойственным этому художнику юмором. Называется она «Во время пандемии» и изображает активную балконную жизнь людей на самоизоляции. Автор сообщил, что идею картины подсмотрел из окна своей мастерской на улице Ленинградской.
Кроме того, представлены два автопортрета художника, созданные с разницей в 20 лет. Сходства в них, безусловно, есть, но интересны отличия. Бадри Топурия рассказал, что за один день он может набросать хоть пять своих портретов, и каждый из них будет отличаться от остальных.
— Потому что настроение будет другое и потому что всегда, каждый раз я вижу по-другому, — отметил он.
Открытие экспозиции прошло в формате встречи со зрителями. Они задавали художнику вопросы, например, такой:
— Вы пишите картины для себя или чтобы люди увидели?
По словам Бадри Топурия, когда он работает, то совсем не думает о других, о том, как воспримут его творение. В мастерской он сам себе судья. И если за год удалось написать 4-5 удачных работ, то автор доволен, это хороший результат.
— А вы бы согласились написать портрет некрасивого человека?
На это художник ответил: если натурщик очень красив, то картина как раз может не получиться, поскольку «нечего захватить». Чтобы портрет удался, важно разглядеть и передать на холсте внутреннюю красоту.
Изображения простых людей и даже бомжей удаются ему лучше, считает автор, чем портреты каких-нибудь богачей, олигархов. Вдобавок, когда он пишет на заказ, то чувствует себя несвободным, заказчику непросто угодить.
— Для художника заказ — это просто деньги, а сам не получаешь удовольствия, — заключил Бадри Топурия.
Но бывают и исключения. Многим знаком портрет Вахтанга Кикабидзе руки Топурия. Художник делал его тоже на заказ, но ведь как здорово вышло!
Легендарный артист с картиной почти не расстается. А певица Нани Брегвадзе, взглянув на улыбающегося во весь рот «Бубу», захотела, чтобы Бадри Топурия написал и ее.
— Я нарисовал, но получилось уже не то, — признался художник. — Кикабидзе у меня с юмором нарисован, не фотографично. А женщину надо уметь красиво нарисовать, это очень трудно.
Поскольку возможности библиотеки ограничены, к сожалению, совсем не представлены на выставке удивительные городские пейзажи Бадри Топурия. В его Петрозаводске, таком свежем, ярком, многоцветном, определенно есть что-то грузинское.
— А в Петрозаводске у вас есть любимое место? — поинтересовался у Бадри Топурия кто-то из зрителей.
— Люблю ходить по набережной, там очень красиво и напоминает Грузию, — сказал он. Уроженец Грузии Бадри Топурия в Петрозаводск переехал в 1994 году. А до этого успел пожить в Ленинграде и Москве.
— Бадри Отарович, как же вы очутились в наших краях?
Оказалось, здесь жила сестра, и когда художник приезжал ее навестить, то заметил, что в Петрозаводске чувствуешь себя иначе, чем в больших городах. «Там устаешь», рассказал он, «а здесь чистый воздух» и всюду можно ходить пешком. Карелия полюбилась сразу, потому что напомнила родную западную Грузию: «там была долина, болото», прекрасное озеро Палеостоми и «очень много комаров, как здесь».
Долгие годы Бадри Топурия преподает в Петрозаводском госуниверситете. В числе известных его учеников — иллюстратор Анастасия Трифанова. Это она оформила «Серебряную «Калевалу» и показала, как выглядят герои «Приключений в Белколесье» — сказки карельского писателя Ильи Полуницына, настолько полюбившейся ребятам, что в библиотеке на эту книжку очередь, отметила Татьяна Петрова.
Встреча с художником завершилась зажигательным аджарским танцем в исполнении врача детской поликлиники Натии Квачадзе.
Персональная выставка Бадри Топурия будет работать в библиотеке имени Клюева до 26 октября.
Лида Панасюк
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание