Водитель, который ничего не слышит и не говорит

Аналитика. Обществоведение
14:45, 24 Декабря 2008

В Карелии впервые автомобильная школа подготовила группу глухонемых водителей.

Группа глухонемых водителей и начальник автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ) Александр Беспоместных (четвертый слева)
Группа глухонемых водителей и начальник автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ) Александр Беспоместных (четвертый слева)


"Эти ребятишки меня порадовали, – подвел итоги контрольного занятия начальник автомобильной школы РОСТО (ДОСААФ) Александр Беспоместных. – Из 12 учеников только двое показали неважные результаты. Остальные ездят вполне прилично". "Ребятишки" в возрасте от 20 до 56 лет во время своего последнего в школе экзамена и после него молчали. Они не слышали и похвал инструкторов. Они – глухонемые, которые впервые в республике получили возможность пройти курсы вождения и шанс стать обладателями водительских прав.


Общение через переводчика

"Автошкола ДОСААФ раньше готовила людей с ограниченными возможностями в здоровье, – рассказал Александр Беспоместных. – У нас достаточно успешно занимались будущие водители без рук и без ног. Но люди, которые не слышат и не могут говорить, учились у нас впервые. Поэтому, набирая эту группу вместе с Минздравсоцразвития республики около двух с половиной месяцев назад, мы волновались, как у нас все получится".


Для подготовки своих особенных учеников в автошколе выделили самый обычный класс. Занятия проводились по той же программе и с тем же количеством часов, что и для здоровых будущих водителей. Отличие от обычных занятий состояло в том, что в классе вместе с преподавателем работал сурдопереводчик.

"Мастер производственного обучения рассказывал, объяснял материал, а сурдопереводчик доносил эту информацию до учеников на понятном для них языке, – рассказал начальник автомобильной школы. – Также через переводчика ребята отвечали на вопросы преподавателя по домашнему заданию. Вот такое у них было общение. Это, конечно, отнимало много времени у преподавателей. Но к концу занятий мастера производственного обучения уже сами стали объясняться с учениками их жестами, кое-чему научились от своих "молчунов".


Чувствуют автомобиль одним местом

Если с освоением теории у будущих не слышащих и не говорящих водителей проблем практически не возникало, то с занятиями по вождению сложностей хватало. На тренажерах в присутствии мастера и сурдопереводчика ученики легко справлялись с управлением автомобиля, а за рулем на площадке получалось не очень. Мастера производственного обучения, каждый из которых отвечал за подготовку двух-трех глухонемых водителей, изъяснялись со своими подопечными с помощью специальных досочек и маркеров. Переписка отнимала немало времени, сил и нервов. Но дело пошло…


"Всем наши мастерам памятник нужно поставить, – заявил после контрольного занятия заместитель начальника автошколы РОСТО Владимир Ровба. – Ведь эти ученики не слышат даже, как работает двигатель. А чтобы тронуться с места, здоровый человек ориентируется на звук, отпускает педаль и начинает движение. Участники этой группы "чувствовали" автомобиль по-своему. Они научились ориентироваться на вибрацию. В результате, на экзамене все ребята начинали движение без ошибок. Никто из них не заглох".


Счастливые лица

Какой же результат покажут особенные ученики ДОСААФа на экзаменах в ГИБДД, в автошколе узнают в ближайшие дни. Там никаких поблажек для глухонемых не будет. И в автошколе готовы к тому, что права получат далеко не все их воспитанники. Особенное беспокойство вызывает 56-летняя ученица, которую на контрольном занятии даже в город не выпустили. По мнению мастеров, ей еще придется взять несколько дополнительных уроков. Но автошкола на этой ученице явно не разбогатеет.


"Мы получаем гораздо меньше денег за такую группу, чем за обычную, – поделился начальник автошколы Александр Беспоместных. – Минздравсоцразвития республики оплачивает обучение людей с отклонениями в здоровье далеко не по коммерческим ценам. А с учетом того, что на таких учеников приходится раза в три больше времени тратить, чем на здоровых воспитанников, то начинали мы работать с последней группой без особого энтузиазма. Но когда увидели, как ребята радуются тому, что они, как полноценные люди, будут управлять автомобилем, весь негатив ушел на второй план. И здесь деньги не играют большой роли. Приятно видеть под Новый год людей, у которых на лицах написано счастье. И говорить им об этом совсем не обязательно".

Наталья Витива

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

12.06.2025 18:35
Тема недели
Парламентарии Карелии призвали не допустить роста задолженности Олонецкого молочного комбината перед государственными совхозами и сохранить коллектив предприятия.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение