Куда могут пойти учиться маленькие жители Карелии с ограниченными возможностями в здоровье.
В Карелии продолжается первый этап кампании по записи в первые классы. Большинство родителей, используя портал «Госуслуги», уже подали заявления и знают, в какие школы отправятся 1 сентября их первоклашки. Но для мам и пап, воспитывающих ребятишек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), вопросы по устройству детей в образовательные учреждения остаются. Особенно, это касается будущих первоклассников с тяжелыми заболеваниями. Так, в школу-интернат №24, где проходят обучение дети с нарушениями интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутизм, родители подали 28 заявлений, а учреждение может предложить только 17 мест. С такой проблемой обратились петрозаводчане к депутатам Законодательного собрания республики. И на последнем заседании Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике парламентарии обсудили ситуацию с приемом на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня у будущих первоклашек с проблемами в здоровье есть три варианта. В зависимости от заболевания дети могут учиться в специализированных учебных заведениях, в коррекционных классах и в общеобразовательных классах по адаптированной образовательной программе в обычных школах. В настоящее время в Карелии работают шесть специальных коррекционных учреждений, где проходят обучение 606 детей. В коррекционных классах сегодня получают образование 1413 школьников с ОВЗ. А в общеобразовательных классах учится 3351 ребенок – почти 62 процента от общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в Карелии. Такие данные на заседании комитета привела первый заместитель министра образования и спорта республики Жанна Петрова.
По словам Петровой, мониторинг данных приемной кампании 2023 года показал, что с 1 сентября к обучению в общеобразовательных организациях приступят 445 детей, из них 49 - в четырех школах-интернатах.
«Отказ при приеме в специализированное учреждение родители получают только в случае отсутствия вакантных мест. Тогда родителям необходимо обратиться в органы местного самоуправления. Каждый ребенок может получить место в общеобразовательной организации. В любом учреждении должна быть разработана адаптированная образовательная программа, в которые входят обязательные учебные предметы и коррекционные занятия, рекомендованные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Администрация школы и учителя должны подобрать специальные пособия и настроить ребенка на обучение», - заявила первый зам главы Минобразования и спорта республики.
Председатель парламентского комитета Галина Гореликова логично возразила представителю министерства о том, что далеко не все дети с ОВЗ могут учиться в общеобразовательных классах.
«Из 445 детей только 49 имеют возможность поступить в интернаты. А что делать с остальными? Если родители подают более 28 заявлений в 24 интернат, а там могут предложить только 17 мест для первоклассников. Что делать этим детям? Куда они денутся? То, что вы сказали, что они попадут в общеобразовательную школу, это не вариант для детей с отклонениями в поведении 8, 7, 6 вида. Это достаточно сложные ребята. Они не могут учиться в обычной школе. Им необходим особый режим, особые условия», - считает депутат.
Не испытывают иллюзий парламентарии и по ситуации с кадрами в школах. Для работы в коррекционном классе нужны педагоги, психологи, логопеды-дефектологи. Центра диагностики и консультирования в Петрозаводске, который проводит методическое сопровождение всех организаций, занимающихся обучением и коррекцией детей с ОВЗ, и еще четырех подобных учреждений в районах, явно не хватает, чтобы развивать психолого- медико-педагогическую службу.
«Я знаю, что такое адаптированная программа. Сама их готовила. Она может быть реализована только при достаточно сильной медико-психолого-педагогической службе, консилиума в школе. Должны быть педагоги, логопеды -дефектологи, как минимум несколько психологов. А у нас эта служба очень слабая. Я не уверена, что эти дети будут получать достойное, качественное образование по своим нарушениям», - сказала председатель Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике.
Но первый заместитель министра образования и спорта республики считает необоснованным говорить о том, дети с ОВЗ, обучаясь в общеобразовательных классах, получают некачественное образование. Во-первых, специалисты, работающие с такими учениками, постоянно повышают квалификацию. Во-вторых, у детей с ограниченными возможностями здоровья совсем другая система оценивания, пояснила Петрова.
Не видят в министерстве и проблем с устройством ребят в школы-интернаты.
«Вопрос по 24-му интернату у нас находится на контроле. Подано 28 заявлений, но подтверждающие документы принесли только по 22 детям. По каждому ребенку прорабатываем индивидуальный план поступления», - сказала Жанна Петрова.
Примечательно, что во время заседания, где не раз говорили о необходимости улучшения условий и качества образования детей с ОВЗ в республике, не вспомнили о планах по строительству новой школы-интерната на 300 мест в Петрозаводске. С 2019 года эта тема была в активной повестке Минобразования Карелии. Уже тогда четыре интерната для детей со сложными структурами нарушений – 21-й, 23-й, 24-й в Петрозаводске и один в Повенце Медвежьегорского района, - мягко говоря, не дотягивали до условий 21 века. И в новую коррекционную школу, где планировали разместить детей из 21-го и 23-го интернатов, должны были возвести в рамках мероприятий по подготовке к празднованию 100-летия Карелии.
Сначала для строительства учреждения выбрали участок на Древлянке, в экологически чистом районе, у парка «Лягушка». Но активисты при обсуждении этих планов высказали опасения, что при реализации проекта в жизнь может быть нанесен ущерб парку и роднику «Лягушка».
Строительство коррекционной школы-интерната перенесли в Соломенное. Но родители детей-инвалидов выступили категорически против возведения учреждения в отдаленном районе, на месте территории бывшего стадиона Петрозаводского лесопильно-мебельного комбината, превращенного в свалку. После этого родительская общественность определила оптимальное место для строительства школы для особенных детей – район Кукковка. И в 2021 году администрация Петрозаводска предложила место за новой «Лентой», которое устроило всех. С тех пор вопрос строительства интерната широко не освещался.
Как рассказали «Столице на Онего» в Минобразования и спорта Карелии, генеральным планом Петрозаводска, принятым в июне 2022 года, предусмотрено размещение школы в районе перспективного примыкания проезда Тидена к проспекту Комсомольскому.
«Однако строительство не может быть реализовано до 3 июня 2023 года в связи с требованием статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда, могут быть утверждены не ранее чем по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов», - прокомментировали в ведомстве.
При этом с 3 июня начать возводить долгожданный интернат не получится. После того, как родители отказались от участка в Соломенном, в соглашение на предоставление субсидии из федерального бюджета внесли изменения – объект заменили. В результате деньги ушли на проект по строительству школы в Суоярви.
«На момент проведения родительского голосования и до принятия нового генплана города иных возможных участков не было. После завершения всех процедур по изменению генплана правительством Карелии совместно с администрацией Петрозаводска будет начата работа по разработке проектно-сметной документации», - вселили надежду на будущее в министерстве.
Но сколько реально придется ждать особенным детям новой современной школы-интерната, где для них будут созданы все условия, никому неизвестно. Слишком долго в спорах искали истину…
Наталья Соколова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание