Аналитика. Капитал
11:15, 09 Января 2019
фото: Павел Буренков / vk.com

Дорогое китайское удовольствие

Узнали, во сколько бюджету Карелии обходятся вояжи чиновников в Китай.

В уходящем году карельские чиновники, отвечающие за выработку экономической политики в регионе, продолжили практику поездок в Китай. Низкая эффективность визитов актуализировала вопрос о том, во сколько республиканскому бюджету обходятся подобные переговорные вояжи.

Прежде всего, конечно, стоит сказать, что официальные информационные сообщения о командировках в Поднебесную не изобилуют конкретикой. Как правило, встречаются следующие формулировки: "провели ряд встреч и переговоров", "приняли участие в церемонии", "предложили реализовать совместный проект", "презентовали инвестиционный потенциал". Но настоящим хитом, безусловно, выступает: "ознакомились с работой".

Очевидно, что в эпоху современных информационно-коммуникационных технологий многие из приведённых выше "действий" вполне могли бы быть выполнены дистанционно. Именно так в подавляющем большинстве случаев поступают, например, отечественные предприниматели, которые стремятся к повышению эффективности своего бизнеса и снижению издержек.


gov.karelia.ru

Поскольку источником финансирования вояжей в Китайскую Народную Республику выступает бюджет региона, то со стороны налогоплательщиков возникает естественный вопрос о тратах. Он был бы не столь актуален в ситуациях, когда участие в мероприятиях по поиску перспективных источников инвестирования полностью финансировалось бы принимающей стороной или, например, за счёт средств федерального бюджета. Особняком стояли бы и истории, в которых траты на визиты чиновников покрывались бы за счёт прибыли "Корпорации развития Карелии", созданной решением республиканского правительства. Однако ни об одном подобном случае неизвестно, что объясняется, наряду с другими причинами, многолетней убыточностью самой корпорации.

Поездка делегации в Китай – дорогое удовольствие. Расходная часть её бюджета формируется из статей на оплату перелётов Петрозаводск – Москва, Москва – Пекин и обратно, трансферов из аэропортов, проживания в гостинице или найма жилого помещения, суточных.

При этом чиновнику, направляющемуся в зарубежную командировку, гарантируется не только возмещение "стандартного" набора расходов, но и так называемого "дополнительного" (п. 23 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749).

К числу дополнительных затрат отнесены расходы на оформление заграничного паспорта (в том числе расходы на оплату госпошлины за его выдачу); на получение въездных виз, приглашений и других аналогичных документов (включая расходы на оплату услуг специализированных визовых центров); на оплату обязательных консульских и аэродромных сборов; на оформление обязательной медстраховки; на оплату сборов за право въезда, прохода или транзита автомобильного и иного транспорта.

Но и это не всё. Указанное выше Положение закрепляет возможность оплаты "иных затрат, произведенных с ведома или разрешения работодателя". К последним, как правило, относятся услуги переводчика (как известно, среди членов карельского правительства нет ни одного министра, владеющего китайским языком), аренда автомобиля представительского класса и услуги водителя.

Как правило, поиск местных компаний, предоставляющих услуги переводчика и водителя, осуществляется не на конкурсной основе. Это создаёт дополнительные коррупционные риски. Тем более, если принять в расчёт, что, в соответствии с действующим законодательством, чиновникам можно подтверждать свои расходы "документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы" (ст. 252 НК РФ).

В таких обстоятельствах проблема эффективности загранкомандировок, определяемой как соотношение результата к затратам, выходит на первый план.

Для примера анализа эффективности мы обратили внимание на визит министра экономического развития и промышленности Карелии Павла Буренкова в Китай 5-8 ноября.


Павел Буренков / vk.com

В ответ на журналистский запрос первый заместитель руководителя губернаторской администрации Галина Брун сообщила, что расходы на командировку министра в общей сложности составили 112 491 рубль 88 копеек. Значительная сумма. И это при том, что, в соответствии с ответом на запрос, "транспортное сопровождение и переводчик были предоставлены безвозмездно" принимающей стороной.

Обращает на себя внимание и то, что при продолжительности заграничной командировки в четыре дня суточные были выплачены за семь и составили 22 707 рублей 68 копеек.

Судя по официальным источникам и сообщениям в СМИ, ни один из обсуждаемых Буренковым инвестиционных проектов пока не получил никакого дальнейшего развития. Это можно было бы списать на необходимость тщательной проработки инвестиционных идей и инициатив. Тем более, что ноябрьский визит в Поднебесную стал первым для Павла Буренкова, сравнительно недавно назначенного министром.

Но тут не надо обольщаться. За счёт средств республиканского бюджета только за два последних года Китайскую республику посетили министры экономического развития и промышленности Карелии Олег Арминен, Евгений Жирнель, Дмитрий Матвиец, Дмитрий Родионов. Все они ушли в отставку и уже не доведут начатые "встречи и переговоры" с китайскими товарищами до реально привлечённых инвестиций и реально реализованных проектов.

Мы привели в пример траты только одного министра, а в Китай ездили уже несколько официальных делегаций из Карелии. Можно предположить, что это подразумевает траты сотен тысяч, если не миллионов рублей.


Павел Буренков / vk.com


P.S. Cчитаю, что финансирование из республиканского бюджета поездки министра экономического развития Карелии Павла Буренкова в Китай является поводом для прокурорской проверки, особенно в части оплаты суточных в валюте за семь дней, в то время как продолжительность пребывания за границей составила четыре дня. 

Олег Реут, политолог, публицист
Источник

Комментарии

ни фига себе
2019-01-09 21:19:15
……….. конечно китаец бы так не стал бы ездить , о родине китайской сначала подумал , деньги просто так мотать не стал .
кир2
2019-01-09 15:22:54
Китаец такой худенький , видно работящий . За то наш в 30 то лет ого го.....Если бы китаец к нам так бездарно съездил ...его бы давно расстреляли .
Гость
Выбор читателей

Аналитика

18.01.2019 14:35
Обществоведение
Власти Карелии рассказали, как будут развивать систему образовательных учреждений республики.

Чтиво

21.01.2019 16:38
Личное мнение
Как "курильский консенсус" помог российской власти выпустить из общества пар.

Опрос

Ощутили ли вы рост цен в новом году?