Движение вверх. Как работают социальные лифты в «Социальных аптеках»

Аналитика. Капитал
09:06, 30 Марта 2022

Строить карьеру помогают профессиональное обучение и конструктивные отношения

В фармацевтической сети «Социальные аптеки» не принято долго задерживаться на одном месте. Сотрудники здесь делают стремительную карьеру, отвечающую духу динамично развивающейся компании. Впрочем, удивительного мало. Профессиональное обучение в аптечной сети носит системный характер, а в любых затруднительных ситуациях плечо подставляет как начальство, так и специалисты-наставники.

От консультанта до управляющего

Один из характерных примеров — управляющая сетью из одиннадцати «Социальных аптек» Анастасия Климентьева. В 2014 году она закончила петрозаводский медколледж по специальности «фельдшер» и тогда же пришла работать в компанию на должность медицинского консультанта. Во время стажировки длительностью в месяц молодой специалист изучила ассортимент, научилась работать с кассой и общению с покупателями. Всего через год в профессиональном пути еще вчерашней выпускницы медколледжа наметилось движение вверх.

— В 2015 году мне прозвонила наш директор Ольга Владимировна и предложила учиться на фармацевта, — рассказывает Анастасия Климентьева. — Я согласилась: учеба платная, но компания предоставляет рассрочку. Обучение проходило и проходит на базе Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета. В течение двух лет учебы мы ездили на сессии и практику в Петербург, но в то же время продолжали работать в компании. Вообще, обучение на фармацевтов в компании поставлено на регулярную основу — группы набирают каждые два года.

Спустя три месяца после окончания учебы Анастасия вышла в декретный отпуск, но долго сидеть в декрете не пришлось. Когда малышу исполнилось десять месяцев, в одной из аптек появилось вакантное место заведующей. Руководство одобрило кандидатуру Анастасии, и после стажировки она приступила к заведованию аптекой. Вскоре карьера специалиста снова сделала крутой поворот. На этот раз новая веха в профессиональном пути была обязана смене модели управления аптечной сетью. Вместо заведующего на каждую аптеку в компании ввели должность управляющего — сразу несколькими аптеками.

— На тот момент большого опыта руководства у меня еще не было, поэтому в течение года я была помощником управляющего, — рассказывает специалист. — Однако со всем функционалом управляющего я познакомилась непосредственно: выполняла его поручения, готовила отчеты, проводила проверки и вела оценочную работу. В сентябре 2019 года управляющий перешел в отдел маркетинга и все семь аптек, находившиеся под его управлением, были переданы мне. В прошлом году я стала управлять уже десятью аптеками, а сейчас — одиннадцатью. Причем пять из них находятся в районах — Костомукше, Кеми и Сегеже, остальные шесть в Петрозаводске, включая Мелиоративный и Соломенное. Слагаемые успеха — правильный распорядок дня, делегирование полномочий и корпоративное такси.

Техника профессионального роста

И навыки управления, и умение распоряжаться рабочим временем — результат регулярного обучения, организованного в компании как для сотрудников, так и для руководителей. К примеру, как правильно выстроить рабочий день, специалистов «Социальных аптек» учит внештатный психолог. Она же проводит специальные тренинги на выявление скрытых талантов и возможностей сотрудников. Причем не безрезультатно: после таких тренингов несколько специалистов стали управляющими. Много внимания в компании уделяют и профессиональному росту сотрудников.

— Еще до пандемии к нам приезжала бизнес-тренер из Петербурга и проводила двухдневный семинар по технике продаж, — вспоминает Анастасия. — Задача заключалась в повышении качества обслуживания — чтобы сотрудников нашей сети покупатели знали как доброжелательных, чутких и отзывчивых специалистов. Приезжали и производители оптики. Они не только рассказывали о своем товаре, но и проводили обучение — начиная с принципов действия линз и заканчивая методикой их подбора.

Если же вдруг происходит профессиональная пробуксовка, то в компании всегда готовы подтолкнуть и вытащить. Так, после семинаров с маркетологом у управляющих возникли новые идеи и открылось второе дыхание, а после бизнес-игры с экономистом в работе стали здорово помогать навыки экономического мышления. Примечательно, что процесс обучения всегда вызывает живой интерес у сотрудников.

— Из Москвы приезжал тренер Дмитрий Михайлов и проводил обучение по развитию навыков личной эффективности и эмоционального интеллекта руководителя, — рассказывает Анастасия. — Я старалась как могла и в результате выиграла две его книги.

Климат взаимовыручки

Впрочем, залог успешного профессионального пути — не только в обучении. Здоровые и конструктивные отношения в коллективе в не меньшей степени помогают сотрудникам продвигаться по служебной лестнице. Так, Анастасия при составлении графика работы всегда учитывает пожелания подчиненных, а по всем возникающим вопросам в любой момент готова провести консультацию. Доверительные и честные — самые подходящие слова для характеристики отношений с сотрудниками, говорит управляющая. Немалую роль в поддержании климата в коллективе играют и корпоративные события.

— Они проходят обычно в ресторане «Фрегат» и организованы на самом высоком уровне, — делится Анастасия. — К примеру, ведет развлекательную программу известный шоумен Солнышков, а сотрудники выигрывают телевизоры, ноутбуки и телефоны. В этом году мы могли прийти в наряде сказочного персонажа или киногероя. Победила молодая пара, выиграв путевку в Турцию с открытой датой. То есть можно поехать в любое время — компания предоставит отпуск.

Одно из последних нововведений в «Социальных аптеках» — должность внутреннего коуча. Если у управляющего возникают трудности в обучении подчиненного, то специалист-наставник несколько смен рука об руку поработает с фармацевтом или провизором и покажет много эмоциональных и профессиональных ключиков к работе, которые выручат в любой ситуации. Готов наставник помочь новым сотрудникам и в преодолении профессионального страха, научив на примерах применять полученные знания. Да так, чтобы помочь покупателю найти нужное лекарство, а не навязать бесполезное.

— Если есть желание и способности к карьерному росту, то они в нашей компании не затопчутся, — говорит Анастасия. — Здесь всегда идут навстречу, а предложения находят отклик и не откладываются на потом.

Кстати, в ближайшее время компания «Социальные аптеки» открывает медицинскую клинику. Поиск управляющего и главного врача уже идет. Электронная почта для связи: apteka.ofic@mail.ru.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego
Выбор читателей