«Если загорелось, тушили сразу»

Аналитика. Обществоведение
15:33, 27 Июля 2021
фото: © фотоархив Бориса Семенова

Как в Карелии тушили лесные пожары в советские времена, пока власти не уничтожили авиалесохрану.

В будущем, вспоминая, как было, это лето наверняка будут называть горячим, огненным. Карелия полыхнула. Отсвет огня далеко виден. Не припомню, чтобы раньше целые поселки попадали в зону пожара, объявлялась эвакуация, лес горел на федеральной трассе, и пламя поплясывало на путях. Как спасать Карелию, пришлось решать на самом верху.

Где лес и торфяники, там риск пожара. Вопрос, как предотвратить пожар, или укротить, если загорелось. «Берегите лес — наше богатство». В советское время такой призыв видел каждый, отправляясь в лес собирать грибы и ягоды. По берегам рек и озер не было шлагбаумов и заборов: природа общее, общенародное богатство — для всех и для каждого. Забота об общем — тоже общая.


Возгорание в лесу. Советское время. Из фотоархива Бориса Семенова

В фотоархиве Бориса Семенова сохранились репортажи о ликвидации возгорания в лесу и авиарейде пожарной инспекции. Карелия, советское время. Очевидно, введены противопожарные ограничения. Летчики перед полетом. Вертолет в воздухе. Лес и озеро с высоты птичьего полета. Лагерь туристов. Костер. Беседа с нарушителями и квитанция на штраф в пять рублей. Штраф не велик, но вид у нарушителей смущенный, растерянный. Стыд и порицание жгут сильней пятирублевого штрафа.

Укротители лесного огня

Недавно исполнилось 90 лет с начала использования авиации для предотвращения лесных пожаров в СССР. На сайте Федерального бюджетного учреждения «Авиалесохрана» рассказано:

«7 июля 1931 года с аэродрома небольшого городка Урень Нижегородской области впервые в истории нашей страны специально для целей авиапатрулирования лесов поднялся маленький самолёт-биплан По-2. Продолжительность первого полета составила 1 час 33 мин. Эту дату принято считать рождением Авиалесоохраны».


Противопожарный рейд: перед вылетом. 1980 год. Из фотоархива Бориса Семенова

Вскоре стало очевидно: недостаточно просто обнаружить лесной пожар и своевременно сообщить о нем наземной охране: необходимо организовать тушение, обеспечить быструю доставку людей к месту пожара. В 1936 году в СССР впервые совершен прыжок с парашютом для тушения лесного пожара. В 1936 году для охраны лесов создали Всесоюзный трест лесной авиации.


Противопожарный рейд: вертолет приземлился. 1980 год. Из фотоархива Бориса Семенова

В июне 1949 года при Министерстве лесного хозяйства СССР было решено организовать базы авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства.

В том же 1949 году в Петрозаводске было основано Петрозаводское отделение Северной авиабазы по охране лесов от пожара. В 1973 году его преобразовали в Северо-Западную базу авиалесохраны. Снимки из архива Бориса Семенова — времен ее существования.


Противопожарный рейд: перед вылетом. 1980 год. Из фотоархива Бориса СеменоваI

После распада СССР авиалесохрана сполна ощутила и «руку рынка», и «эффективный менеджмент». В итоге в 2007 году Северо-Западная база авиационной охраны лесов была передана из федерального подчинения в ведение Республики Карелия. Последствия переподчинения оказались роковыми, «огненными».


Противопожарный рейд: вертолет приземляется. 1980 год. Из фотоархива Бориса Семенова

Ветеран авиации, петрозаводчанин Сергей Андруневич уверен: в нынешней лесопожарной катастрофе виноваты не жара и солнце, а решения властей, разрушившие эффективную системы охраны лесов от пожара. Переломный момент — перевод полномочий по тушению лесных пожаров с федерального уровня в регионы в 2006 году.


Сергей Андруневич (фото:Столица на Онего)

Сергей Степанович Андруневич — профессионал. Выпускник Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов имени Пролетариата Донбасса. Служил в авиации пограничных войск и органов безопасности. Вышел на военную пенсию в звании подполковника и был приглашен на работу в карельскую «Авиалесохрану», где работал в должности старшего штурмана авиационного отряда в 2007–2012 годах.

Дело не в жаре, а в системе

— Лесные пожары были и будут, — говорит Сергей Андруневич. — Сухим, жарким летом их больше, дождливым — меньше. Жаркие годы бывали и раньше, но с пожарами в Карелии справлялись: дело не в жаре, а в системе.

Такого, как сейчас, не случалось. Когда лето было дождливым, наши пожарные десантники отправлялись на помощь в другие регионы — в Сибирь, Якутию, на Алтай. В этом году Карелия вынуждена просить помощи у центра и других регионов.


Возгорание в лесу. Советское время. Из фотоархива Бориса Семенова

— Что помогало справляться с пожарами?

— Продуманная, отлаженная, подкрепленная ресурсами система. С советских времен в Карелии в летний сезон работали не менее четырех оперативных баз по тушению лесных пожаров. Эти базы были в Петрозаводске, Сортавале, Пудоже, Сегеже, при необходимости развертывалась база в Калевале. Сейчас остался только Петрозаводск. На базах находились по 20–30 парашютистов-десантников, самолеты АН-2, необходимое оборудование. Вертолеты МИ-8 забирали пожарных с мест тушения.

Как отмечает Сергей Андруневич, десантник-пожарный — непростая профессия. Надо владеть навыками десантирования и пожаротушения.


Костры временно под запретом. 1980 год. Из фотоархива Бориса Семенова

— Их обучали прыгать с парашютом, спускаться с вертолета без парашюта с высоты до 70 метров, приземляться в конкретные точки. Тут нужна очень хорошая подготовка. Этим занимались каждую весну, с марта. Высота — всегда вызов, испытание. Даже подготовленному профессионалу нужно готовиться снова и снова.

С каждой из баз утром и вечером осуществлялись разведывательные вылеты, — продолжает Сергей Андруневич. — Отправляясь на разведку, экипажи были готовы тушить лесной пожар. В самолет загружались большие мешки со всем необходимым. В мешках — инструмент, оборудование, продукты. Самолет летел по установленному маршруту. Заметив дым, летели к нему, чтобы установить источник.

При обнаружении возгорания сообщали о нем на базу, а сами незамедлительно приступали к тушению. Лесные пожары тушили на ранней, начальной стадии. С предельно низкой высоты сбрасывали мешки с вещами, потом самолет поднимался на высоту 900 метров для высадки десанта. Если загорелось, тушили сразу, незамедлительно. Лесному пожару нельзя дать разрастись, разгореться. Сейчас просто летают. Не тушат. Десантников нет.


Костры временно под запретом. 1980 год. Из фотоархива Бориса Семенова

Чтобы понять, почему не тушат, надо проследить целую цепочку событий, последовавших за переводом Авиалесохраны в подчинение Карелии.

По словам Сергея Андруневича, зарплаты в Авиалесохране всегда оставляли желать лучшего. Положение дел стало быстро ухудшаться с 2006 года. Постоянную нехватку денег называли недофинансированием. Сергей Катанандов старался поддержать Авиалесохрану, после него стало совсем плохо.

— При Нелидове территорию аэродрома «Пески» попытались передать под коттеджное строительство, — рассказывает Сергей Андруневич. — Нам удалось отстоять аэродром. Я как ветеран ФСБ обратился в эту организацию, и Нелидову пришлось отступить. При Худилайнене стали продавать технику, самолеты и вертолеты. После 2013 года в пожароопасный период на предприятии задействуется уже не более трех вертолетов. Для разведки стали арендовать самолеты с экипажем. Только эти самолеты не приспособлены для десантирования. Мы начинали тушить лес моментально. Нашу практику попросту погубили.


Противопожарный рейд: не ждали! 1980 год. Из фотоархива Бориса Семенова


Противопожарный рейд: штраф за нарушение. 1980 год. Из фотоархива Бориса Семенова

Сергей Андруневич уверен, — чтобы исправить ситуацию, необходимо вновь централизовать борьбу с лесными пожарами.

— Охрану лесов от пожара необходимо возвратить на федеральный уровень. Это позволит обеспечить финансирование, технику, кадры. Тогда прекратится «чехарда», при которой за 11 лет в карельской «Авиалесохране» сменилось двенадцать руководителей. Необходимо восстановить коллектив, фактически разрушенный из-за низких зарплат.


Противопожарный рейд: Мне сверху видно все... 1980 год. Из фотоархива Бориса Семенова

Мы предлагали на базе Петрозаводска создать единую базу Авиалесохраны для Северо-Запада страны, но нашей инициативой никто не заинтересовался. Нынешний год показал — без эффективной авиационной лесной охраны не обойтись.

В нашей стране богатый, успешный опыт укрощения лесного огня. Этот опыт родом из СССР. Стоит им воспользоваться.

Армас Машин

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.