Губернаторские выборы в Карелии сенсацией не закончились, но оказались по-настоящему конкурентными.
Большинство экспертов единодушны во мнении, что выборы в Карелии прошли в конкурентной борьбе и без каких-либо серьезных нарушений при подсчете голосов. Несмотря на то, что некоторые всерьез говорили о том, что возможен второй тур, Артур Парфенчиков одержал убедительную победу уже в первом. Его главная конкурентка Ирина Петеляева закончила предвыборную гонку провалом, несмотря на то, что провела финансово затратную и агрессивную кампанию. На первый взгляд кажется, что ответ на вопрос, кто остался в выигрыше после этих выборов, очевиден – избранный главой региона Артур Парфенчиков. Но, если разобраться, политические дивиденды заработал не он один.
"Апатия сменилась антипатией", - так охарактеризовал показатели явки избирателей на выборы главы Карелии политолог Олег Реут.
Из 534 тысяч 987 человек, которые обладают правом голоса, на выборы пришли и приняли участие в голосовании всего 156 тысяч 215 человек, или 29,19%. Безусловно, это очень низкая явка (один из худших показателей по стране среди регионов, где проводились выборы глав). Но справедливости ради стоит отметить, что такой результат прогнозировался многими экспертами, как раз около 30% они и называли.
Подавляющее большинство избирателей Карелии проигнорировали губернаторские выборы, несмотря на то, что в течение многих лет в республике велась достаточно острая дискуссия на тему, что гражданам необходимо вернуть право самостоятельно выбирать глав регионов. В итоге право вернули, но оно оказалось не особенно нужным.
Не помогла даже масштабная кампания по информированию населения с призывом участвовать в голосовании, которую провела Центральная избирательная комиссия. Не сыграли никакой роли мини-референдумы, которые параллельно запустили в Петрозаводске и некоторых районах. И нулевой, по сути, результат имело продление времени голосования до 22 часов – после восьми вечера на избирательные участки в холод и темень уже практически никто не пришел, буквально единицы.
Вопрос, почему люди не пришли голосовать, заслуживает, наверное, отдельного исследования. Среди основных причин можно назвать неудачно выбранный день для голосования – 10 сентября все были на дачах и в лесу, выкапывали картошку и собирали ягоды-грибы. Мы сфотографировали проспект Ленина в Петрозаводске в 10.30 утра - на улице не было ни одного человека, хотя расположенные поблизости избирательные участки к тому времени уже два с половиной часа работали. Добавим к этому субъективный фактор - во многих районах и в Петрозаводске в воскресенье шел дождь, и было довольно холодно - не лучшая погода для того, чтобы идти на выборы.
Среди других факторов, повлиявших на явку в Карелии, эксперты называют низкий уровень доверия к избирательной системе и органам власти; низкий уровень социально-экономического самочувствия жителей региона и низкую интенсивность ведения избирательной кампании кандидатами. Кроме этого, упоминают предсказуемость итогов избирательной кампании. Многим с самого начала было ясно, кто победит.
За Артура Парфенчикова проголосовали 95 тысяч 822 человека (61,34%). Как подсчитал политолог Анатолий Цыганков, он один набрал больше голосов, чем трое его соперников вместе взятых (у них в сумме будет 56 тысяч 22 голоса) и оказался недосягаем. Безусловно, его победа убедительна – никакого второго тура даже близко нет.
Лучшие результаты голосования за Парфенчикова зафиксированы в Олонецком районе (78,6% или 2 тыс. 24 голоса), где он когда-то жил и работал. Хорошо за него голосовали в Костомукше (68,2% или 4 тыс. 148 голосов), Беломорском районе (68,2% или 2 тыс. 840 голосов). Худшие результаты - в Лоухском районе, где за Парфенчикова проголосовало только 1974 человека (48,9%).
Любопытные показатели у Парфенчикова в Петрозаводске. Дело в том, что на всех предыдущих региональных выборах столица Карелии всегда голосовала за партию власти и за кандидатов от нее хуже, чем районы республики. Традиционно считается, что Петрозаводск – более оппозиционный, чем любая другая территория Карелии. В столице всегда хорошо набирали "яблочники" и коммунисты. Однако, голосование за Парфенчикова эту тенденцию обрывает. Впервые Петрозаводск показал результаты лучше, чем многие районы - почти 59% набрал в столице врио губернатора.
Избирательная кампания закончилась провалом для Ирины Петеляевой, которая называла себя "кандидатом номер два". Да, она заняла в итоге второе место с 28 тысячами 203 голосами (18,05%), но ее мечтам выйти во второй тур не суждено было сбыться. Учитывая, как много денег потратила Петеляева на избирательную кампанию, каждый голос в ее поддержку можно назвать "золотым". Кстати, этих голосов в абсолютном исчислении оказалось меньше, чем в прошлом году, когда лидер справедливороссов баллотировалась в Госдуму по одномандатному округу. Тогда за нее проголосовали 37 тысяч 118 человек. То есть Петеляева забрала сейчас все, что смогла, ее электоральные возможности исчерпаны и расти ей некуда. Политик Петеляева показала свой потолок, заплатив за это очень высокую цену, и, похоже, "похоронила" себя неэффективной и затратной избирательной кампанией.
Напомним, что Ирина Петеляева вела агрессивную рекламную раскрутку и не жалела денег на агитацию - выкупила самую большую долю эфирного времени на телевидении и выпустила наибольшее число агитационных роликов. В Петрозаводске чуть ли не с каждого уличного "телевизора" на нас смотрела Петеляева, везде крутились ее ролики, в каждом районе города - плакаты, кубы, баннеры… Один из экспертов назвал это "эффектом утюга". Это когда включаешь утюг, и кажется, что даже оттуда сейчас Петеляева выглянет и что-то скажет.
Очевидно, что все это стоило больших денег (даже без учета работы штаба с заезжими технологами), но, как и прогнозировали эксперты, эти колоссальные траты не оправдали себя. Потому что содержательная часть избирательной кампании Петеляевой была откровенно слабой. На наш взгляд, она вела себя как плохая актриса и сознательно "сливала протест" – отворачивала от себя оппозиционно настроенных избирателей и подыгрывала Парфенчикову. Даже такой важный формат выборов как дебаты штаб Петеляевой превратил в цирк, когда она в прямом эфире демонстративно кидалась одеждой. Итог – ей просто не поверили.
А вот кого можно назвать еще одним победителем, так это коммуниста Евгения Ульянова – молодого политика, который только начинает завоевывать симпатии избирателей. За Ульянова проголосовали 18 тысяч 942 человека (12,13%) – это очень хороший результат, особенно, если учесть, сколько денег потратил кандидат от КПРФ на свою избирательную кампанию. Коммунист Ульянов приблизился к результатам Петеляевой, притом, что их ресурсы несоизмеримы. У него не было дорогого штаба, заезжих технологов и десятков миллионов на агитацию. И поэтому его избирательная кампания оказалась наиболее эффективной с точки зрения затрат и полученного результата.
Избирательная кампания Евгения Ульянова строилась на лозунге "Альтернатива есть!" и имела ярко выраженный идеологический характер. Кандидат от КПРФ (пожалуй, единственный) шел на выборы с серьезной программой, которая предлагает использовать опыт действующих губернаторов-коммунистов в других регионах, а также управленческую модель с опорой на социалистические принципы.
Поскольку агитационных сетей в коммерческом смысле у кандидата от КПРФ не было, Ульянов полагался только на отделения партии в городах и районах, где местные коммунисты и сторонники работали на выборах "за идею". Как выяснилось, эта схема до сих пор работает.
Ульянов оставил далеко позади другого партийного кандидата – ЛДПРовца Евгения Беседного и личным рейтингом вплотную подошел к думской партийной планке КПРФ, что, несомненный успех для начинающего политика. Лучшие результаты голосования у него в Петрозаводске (в ТИК № 1 – 4712 голосов, или 14,25%, в ТИК № 2 — 4889 голосов, или 15,56%).
Выдвинув Евгения Беседного, ЛДПР вчистую проиграла губернаторскую избирательную кампанию. За кандидата Беседного проголосовали 8 тысяч 877 человек (5,68%). Лучший результат у него в Медвежьегорском районе – 11,8%, или 972 голоса (он родом оттуда). Хуже всего за него голосовали в Олонецком районе, где он получил только 207 голосов (3,2%). Сам Беседный не особенно погружался в выборы и произвел только минимальный набор действий, имитирующих избирательную кампанию – развесил баннеры и несколько раз сходил на дебаты.
Андрей Кузнецов
С использованием материалов сайта Центра политических и социальных исследований Республики Карелия.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание