Аналитика. Капитал
13:51, 18 Января 2019
фото: Валерий Поташов

Прорыва не обещают

Стратегия социально-экономического развития Карелии на период до 2030 года не производит впечатления действительно прорывного документа.

29 декабря 2018 года Артур Парфенчиков подписал Распоряжение Правительства Республики Карелия, которым была утверждена Стратегия социально-экономического развития региона на период до 2030 года.

Вне сомнений, Стратегия социально-экономического развития – наиважнейший документ стратегического планирования субъекта федерации, определяющий миссию, приоритетные направления, стратегические цели, основные задачи и ключевые мероприятия долгосрочного развития региона. Реализация Стратегии осуществляется путем разработки плана мероприятий, а положения Стратегии детализируются в региональных государственных программах.

Несколько удивляет, что обсуждение и редактирование Стратегии проходило кулуарно, без привлечения представителей экспертных сообществ. По имеющейся у автора информации, разработчиком Стратегии выступил коллектив исследователей из московского кампуса РАНХиГС. Взгляд со стороны чувствуется во многих положениях Стратегии. Это неплохо работает в части критической оценки текущего уровня социально-экономического развития Карелии. Но этого явно недостаточно в тех случаях, когда дело касается выхода за пределы сложившихся тенденций и паттернов.

В Общих положениях указано, что "разработка приоритетов развития региона основана на выводах проведенных статистических исследований и на результатах проведенных глубинных интервью с экспертами и жителями". При этом отсутствует список приглашённых для интервьюирования экспертов. Оценить его полноту и достаточность не представляется возможным.

В целом Стратегия не производит впечатления действительно прорывного документа. Она лишь фиксирует сложившиеся тренды в социально-экономическом развитии региона и исходит из того, что выявленные тенденции будут в той или иной степени продолжаться ближайшие двенадцать лет. Колебания "продолжений" предлагается рассматривать в системе трёх предсказуемых сценариев – консервативного или инерционного, целевого и форсированного (для того, чтобы читатели понимали, что именно на него надо ориентироваться, он ещё называется "федеральным").

В изначально извинительном ключе Стратегия сообщает, что её реализация зависит, прежде всего, "от общей экономико-политической ситуации в России и за рубежом, позиционирования Республики Карелия на федеральном уровне (масштабности инициирования проектов со стороны Карелии на федеральном уровне, объемов финансирования в рамках Федеральной целевой программы развития Республики Карелия на период до 2020 года), а также от степени реализации ключевых мер федеральной социально-экономической политики".

Самым главным инструментом федеральной политики признаётся Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Как жить Карелии ещё шесть лет после окончания путинского президентства остаётся полной загадкой.

При этом Стратегия декларирует, что если всё делать правильно, то запланированные изменения позволят "осуществить последовательный переход от старопромышленной модели экстенсивного экономического роста за счет природных ресурсов к модели устойчивого развития, при которой сбалансированы экономическая, экологическая и социальная составляющие, а новая модель развития будет основана на концентрации добавленной стоимости в регионе, развитии инноваций и человеческого потенциала, реализации политики умной специализации для отдельных территорий, экологизации промышленности, создании нового качества институтов предпринимательства и управления". Такие стратегические приоритеты, если говорить начистоту, вполне могли бы подойти ещё для 90% российских регионов.

Именно поэтому стоит обратить внимание на детали, при ближайшем рассмотрении которых обнаруживается недостаточная проработка ответов на актуальные вызовы, стоящие перед Карелией сегодня и в ближайшие годы.

Так, например, в стратегическом направлении "Инфраструктура для жизни" есть раздел "Развитие воздушного транспорта". Он содержит следующие пять основных мероприятий:

- реализация инвестиционного проекта "Строительство объектов на территории гражданского сектора аэропорта "Петрозаводск" (Бесовец)", предусматривающего строительство нового здания аэровокзала;

- развитие регулярного авиасообщения с Москвой, удаленными региональными центрами Северо-Западного федерального округа, а также с Хельсинки и Лаппеэнранта для обеспечения транзитных авиаперевозок;

- реконструкция сети посадочных площадок в Республике Карелия;

- развитие воздушных перевозок на местных воздушных линиях;

- увеличение объемов авиаперевозок пассажиров по маршруту Петрозаводск – Москва.

Первое мероприятие несложно планировать, так как проект модернизации петрозаводского аэропорта реализуется уже несколько лет. В рамках ФЦП он должен быть завершён до конца 2020 года.

Развитие же "регулярного авиасообщения с Москвой", как и "воздушных перевозок на местных воздушных линиях" без собственного республиканского авиационного предприятия не представляется возможным. Компания S7 Airlines уже прекратила выполнение московских рейсов, "Победа" совершит последний 29 марта 2019 года.


фото пресс-службы Главы РК

Особняком стоит мероприятие "Реконструкция сети посадочных площадок в Республике Карелия". Оно фактически означает, что Стратегией социально-экономического развития на период до 2030 года не предусмотрены ни строительство аэропортов в Костомукше, Сортавале и Пудоже, ни организация регулярных авиапассажирских рейсов.

В стратегическом направлении "Развитие экономики и предпринимательства" целью является формирование четырёх отраслевых кластеров – лесопромышленного, рыбохозяйственного, туристского и научно-образовательного. И это при том, что по результатам исследования Стратегии-2020 сделан однозначный вывод: "целей диверсификации экономического сектора производственной специализации региона за счет создания конкурентоспособных отраслевых кластеров достичь не удалось; структура промышленного сектора Республики Карелия практически не изменилась". Странно, но варианты формирования не отраслевых, а территориальных кластеров Петрозаводск-Кондопога, Сегежа-Надвоицы, Сортавала-Вяртсиля даже не рассматривались.


фото: правительство Карелии

Раздел "Развитие машиностроения" одним из важнейших мероприятий определяет поддержку "развития лесного машиностроения, включая создание центров и мощностей по обслуживанию лесной техники, в том числе с использованием мощностей ООО "Онежский тракторный завод". Вообще-то это полностью противоречит объявленным карельским правительством планам по строительству завода по производству лесозаготовительной техники "Амкодор". Реализуя инвестиционный проект стоимостью 0.3 млрд долларов, белорусский холдинг намерен производить собственную продукцию, а не создавать центр или центры по обслуживанию лесной техники (в своё время такую идею продвигали североевропейские Valmet, Ponsse, Scania, Volvo, но региональными властями поддержаны не были). Казалось бы, несущественная деталь, но со временем она может приобрести значение. Особенно в ситуации, когда федеральный центр (при решении вопросов софинансирования за счёт средств госбюджета) обратит внимание, что создание центров по обслуживанию лесной техники, а не завода по её производству определено приоритетом Стратегии социально-экономического развития Карелии.

Стоит констатировать, что перспективы карельского регионального стратегирования остаются довольно неочевидными. В обстоятельствах нестабильной макроэкономической ситуации, серьёзных внешних вызовов, нарастания бюджетных проблем, депрессивных и даже кризисных явлений, охвативших основные отрасли экономики региона, Стратегия социально-экономического развития Карелии могла бы существенно способствовать в активизации органов власти в осуществлении действительно стратегического планирования. Но это возможно, только если сама Стратегия была бы инновационной и детально проработанной, заточенной на повышение качества жизни, масштабирование лучшего опыта социальной политики, внедрение человекоориентированного подхода к экономическому развитию территории.

 

Олег Реут, политолог, публицист

Комментарии

German
2019-01-20 16:44:57
Да не переживай ты , Олежка . Всё это бред , а не программа . Ничего эти " приставы " не умеют и не знают , поэтому эта программа будет выброшена следующим ( дай бог грамотным и порядочным ) губернатором на помойку .Не умеют они созидать , а умеют только разрушать и разворовывать .
Zim
2019-01-20 18:17:21
German, почему следующим?
Разве каждый губернатор не собственноручно выкидывает свою программу на помойку? Разве Катанандов, Нелидов, Худилайнен так не делали? Или теперь что-то изменилось?
Zim
2019-01-20 15:43:17
“Вне сомнений, стратегия социально-экономического развития – наиважнейший документ стратегического планирования субъекта федерации, определяющий миссию, приоритетные направления, стратегические цели, основные задачи и ключевые мероприятия долгосрочного развития региона“.
А где все предыдущие стратегии? Где отчеты об их исполнении? Где соответствующий закон? Какой смысл в обсуждении того, на что в последствии никто не обращает внимания?
Сеня
2019-01-18 14:48:25
О каком прорыве речь может идти . , им бы ( Парфенчикову ) с Медведевым у власти удержаться , при том крайне негативном отношении народа к ним и мизерных рейтингах .
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 09:37
Обществоведение
Строительная компания "Баренц Групп" предлагает квартиры по низким ценам.

Чтиво

13.06.2019 10:56
Личное мнение
Публикуем обращение членов правления Союза архитекторов Карелии по поводу установки стелы Воинской славы на месте Дерева Дружбы.
11.06.2019 14:31

Опрос

Как изменилась ваша зарплата за последний год?