В Карелии рождение профессиональной культуры совпало с советской культурной революцией.
Современная литература, театр, музыка, изобразительное искусство Карелии — родом из СССР. Советский период — время расцвета таланта многих художников, композиторов, музыкантов, актеров и писателей Карелии. Время больших людей и больших свершений.
В 1985 году в Петрозаводске вышел в свет библиографический словарь «Писатели Советской Карелии». Автор-составитель — известный отечественный литературовед, доктор филологических наук Юрий Дюжев. Юрия Ивановича не стало в начале этого лета. В составленном им словаре представлен состав писательской организации Карелии на начало 1985 года — творческие биографии более 80 прозаиков, поэтов, драматургов, литературоведов, переводчиков, сказителей — членов Союза писателей СССР. Примечательно, что творчество примерно половины из них связано с русским языком, половины — с прибалтийско-финскими языками Карелии.
Молодые представители первого поколения писателей Советской Карелии стремительно и успешно врывались в литературу. Предполагали ли земляки молодого Яакко Ругоева из карельской деревушки Суоярви Костомукшского гнезда деревень, что его рассказ «Вся жизнь впереди» войдет в «звездную», многотомную «Библиотеку всемирной литературы»? Ему не исполнилось двадцати пяти, когда была написана первая редакция рассказа, вошедшего в «Библиотеку». Второе, связанное с Карелией произведение серии, карело-финский эпос «Калевала».
«Вся жизнь впереди» рассказ о драматическом эпизоде лесной войны. Яков Васильевич Ругоев прекрасно знал партизанскую тему: воевал в составе партизанского отряда, был дважды ранен, партизаном вступил в Коммунистическую партию Советского Союза, служил военным корреспондентом республиканской газеты «Тотуус» на Карельском фронте.
Произведения нродного писателя Карелии Яакко Ругоева написаны на финском языке. Творчество Ругоева обширно и многопланово. Это и поэзия — лирика и детские стихи, баллады и поэмы, эпическая дилогия в стихах «Сказание о карелах», и проза — от рассказов до романов. Главная тема произведений Яакко Ругоева — судьбы Карелии и карельского народа.
Писательская честность и гражданская активность не всем по душе, и Якову Васильевичу доводилось отражать нападки тех, кому правда не в радость. Стойкий солдат, коммунист, Ругоев умел держать удар.
У него была замечательная черта: Яков Васильевич всегда задорно, доброжелательно призывал собеседников пробовать силы в творчестве, в литературе. Так бывало и при встречах со студентами отделения финского языка и литературы Петрозаводского госуниверситета. В начале 80-х годов на нашем отделении возник ансамбль народной музыки «Тойве», и Ругоев горячо его поддерживал, не раз встречался с участниками ансамбля.
15 апреля 1988 года Якову Васильевичу исполнилось 70 лет. Я присутствовал в зрительном зале Финского драматического театра на торжественном вечере в честь юбиляра. В фотоархиве Бориса Семенова есть снимки с этого вечера.
Участники «Тойве» вышли на сцену поздравить Ругоева, и он пригласил на танец одну из студенток. Это Светлана Коробейникова, сейчас старший преподаватель кафедры прибалтийско-финской филологии ПетрГУ.
В биографиях целого ряда советских писателей, классиков литературы Карелии, общие черты: они дети трудового народа, первое поколение интеллигенции, участники Великой Отечественной войны, многие — члены Коммунистической партии. Их книги не канули в Лету.
В прошлом году в Петрозаводске переиздали роман Ортье Степанова «Вдовья любовь» в русском переводе. Это четвертый из шести романов эпопеи «Родичи». Автор работал над ней с 1969 по 1989 год. Роман-хроника Дмитрия Гусарова «За чертой милосердия» — живая классика русской «военной» прозы. Цикл из десяти романов «Государи Московские», начатый Дмитрием Балашовым в Карелии, тоже уже классика.
Родичи из книг О. Степанова живут в карельской деревне Хаапалампи. Их прототипы — земляки писателя из Хайколя. Малая родина Артема Михайловича стала музеем, популярной культурной и туристической достопримечательностью Карелии. Недавно в одной из социальных сетей живо обсуждалось содержание романа Я. Ругоева «Руокоранта — Тростниковый берег».
Сейчас говорят и пишут о социальных «лифтах». Как те лифты работают, отдельная тема.
Не припомню, чтобы в СССР было понятие «социальный лифт», а сами лифты работали, открывая возможности талантливым, трудолюбивым людям. Образование было бесплатным, поддержка талантов — государственной политикой. Дети рабочих, крестьян, ремесленников становились профессорами и артистами, художниками и писателями.
Яакко Ругоев писал:
«Верю я: нива
Людям подарит
Запах душистого хлеба,
Чтоб дотянуться
Народным талантом
Прямо до звездного неба»
(«На своей пашне», перевод О. Шестинского).
На снимках Бориса Семенова узнаю наших земляков, ставших вровень со звездами, удостоившихся самых высоких наград и званий во времена СССР. Среди них народная артистка СССР, актриса Финского театра Елизавета Степановна Томберг, народный художник СССР, живописец Суло Хейккиевич Юнтунен, действительный член Академии художеств СССР, скульптор Лео Фомич Ланкинен. Произведения С. Юнтунена, Л. Ланкинена, многих других художников Карелии хранятся в коллекциях крупнейших художественных музеев России.
Народный артист СССР, композитор Гельмер Синисало автор многих произведений. Самые известные из них — балеты «Сампо» и «Кижская легенда», поставленные в Государственном Музыкальном театре Карельской АССР. Школьниками мы ходили на «Сампо» по театральному абонементу, помнится, на зимних каникулах.
Поход в театр — это всегда впечатления, особенно в такой торжественно-красивый театр. Я не силен в балете, и мне, школьнику, «Сампо» запомнился прежде всего красивыми артистами в ярких сценических костюмах, впечатляющими декорациями, удивительной игрой света: природа, история, мифы и руны Карелии, нашего северного края, словно, оживали на сцене театра.
Благодаря произведениям литературы и искусства, о Карелии узнавали в разных уголках огромного СССР. Мне приятно, что среди талантливых, признанных писателей, художников, артистов Советской Карелии немало карелов и финнов, владевших родным языком, пользовавшихся им в повседневной жизни, литературе, на театральных подмостках.
Многое изменилось с тех пор. Труд литератора, художника, артиста перестал считаться ключом к успеху и славе, и таланты часто выбирают иные пути. Таланты не перевелись — изменились условия.
Новая действительность не благоприятствует созданию романных эпопей, монументальных полотен, других масштабных произведений. Масштаб изменился вместе с действительностью.
Армас Машин
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание