И почему иногда стоит перевернуть всё с ног на голову, чтобы после расставить по своим местам.
В широкий прокат 31 июля вышла семейная комедия «Мой папа — медведь» (6+). По названию и по сюжету родитель номер один (или два?) превращается в хозяина леса, а его взаимоотношения с дочкой-отроковицей — в телевизионно-мультипликационную сказку «Маша и медведь». Благо, что роль главной героини исполнила дерзкая по натуре Ева Смирнова, а партия косолапого досталась настоящему, а не нарисованному зверю.
Медвежья метаморфоза с папой (Борис Дергачев) юной Маши происходит не от хорошей жизни. Отец-одиночка, он старается быть примерным родителем, но его усилия по воспитанию дочери раз за разом идут прахом. Обсмотревшись лидеров подростковых мнений, она превратилась в капризную баловницу. У экс-блюстителя ставропольского дорожного порядка обнаруживается золотой унитаз, а вот у девочки Маши — тяга к красивой жизни. Принимать пенную ванну в наушниках и наматывать полотенце на голову после, считая папу за лакея, — здесь есть от чего прийти в отчаяние и трансформироваться в медведя.
Правда, оборотнем отчаявшийся родитель становится не сразу — прежде он решается отключить Машу от цифро-цивилизационного эфира, на каникулы (осенние) привезя дочку в деревенский дом своего деда. Вопреки ожиданиям, нравоучительных сентенций о заторможенном взрослении здесь не будет. Напротив, растущая без матери и наполовину воспитываемая интернет-блогерами девочка опережает программу. Кульминацией затравочного конфликта становится попытка угона отцовской машины. Тогда-то буря детско-родительских взаимоотношений и сменяется штилем. Отец уходит в лес и не возвращается, а дочка просыпается одна в старом заброшенном доме.
Звучит и выглядит как начало фильма ужасов, а не комедии. Но белорусские дубравы солнечным утром сразу развеивают наметившиеся было страхи, сообщая визуальному ряду сказочность и комедийность. Последний штрих в нарисованном пейзаже русской аутентичности ставит тот самый медведь, выглядывающий из-за колодца с водицей. Примечательно, что играющая роль Маши Ева Смирнова ведёт себя в полном соответствии с техническим заданием — не пасует при встрече с косолапым и не падает в обморок.
Не отстает и топтыгин. Отвечая образу, он, неуклюжий и податливый, быстро входит в подчинение находчивой Маше. По форме происходящее на экране хоть и напоминает мультипликационных Машу и медведя, но содержательно здесь совсем другая история. Фактически отец и дочка меняются местами — нет, не семейная субординация переворачивается с ног на голову, а именно что дочке представляется случай побывать в шкуре родителя, пока тот влез в шкуру медведя. В полном соответствии с очевидной максимой: лучший способ понять другого — поставить себя на его место.
Если взглянуть на произошедшую рокировку чуть глубже, то она переворачивает библейское «Отцы, не раздражайте детей ваших» на «Дети, не раздражайте отцов ваших». И ощутите, уже подросшие дети, каково родителям работать с каждой детской прихотью, капризом, саботажем и битьём посуды. Таким-то образом вместо кулинарного воркшопа в городе Маша получает ролевые игры на деревне. Впрочем, пойдут ли они избалованной девочке на пользу, так сразу и не скажешь. Её детско-юношеская речь по-прежнему напоминает хоть отчасти и стилизованный, но всё же гоповатый жаргон напополам с фразами из мотивационных тренингов. Жутковатая смесь.
Разыгранных проблемных ситуаций по мере развития сюжета будет предостаточно. Ведь Маше с косолапым предстоит отправиться в настоящий тур по белорусским лесам, чтобы снять с папы-зверя колдовские чары. К тому же в игру под названием «охота на медведя» включатся силы подкованного мотивированного зла и нерасторопного малоквалифицированного добра. Первое будет представлено крайне технологичным охотником (Роман Курцын), задача которого, судя по всему, не столько добыть ценную шкуру, сколько извести русского тотемного зверя. На стороне же добра выступят егеря Толя и Коля (Андрей Пынзару, Александр Головин), похожие на двух молодцов из ларца. Такие же бестолковые.
В поисках разгадки заклятия характерная Маша проявит себя смелой девочкой. Правда, смелость такого рода — продукт неосведомленности. Дети часто путают реальность с виртуальностью, и прошедшая все круги цифровизации Маша здесь не исключение. Поход по глухой дубраве — квест, стрельба из ружья — шутер, рычащий медведь — голограмма, и Маша смела так, как будто в запасе ещё не одна жизнь. Будто можно нажать на Escape и выйти из игры, или — на Reset и начать игру заново. Желал того режиссёр или нет, но пагубное влияние навязываемой нынче геймификации всего и вся ему удалось точно подметить и точно передать.
Быть смелой Маше помогают и те самые речевые клише, щедро рассыпанные по всему хронометражу. Облекая незнакомые ситуации в знакомые термины, она узнает доселе неузнанную реальность и тем самым справляется со страхом неизвестности. Потому что поименовать вещь, как известно, уже наполовину её познать. Магия слов и магия кино составляют добротный тандем на экране, а разгадка медвежьего заклятия ждёт зрителя в конце фильма. Вышла она тоже весьма поучительной.
В кино ходил Антон Соловьев
Увидеть все кинопремьеры недели на широком экране можно в спокойной и теплой атмосфере «Дома культуры» в «Тетрисе». Все киносеансы здесь dkkino.ru/afisha/ по 300 рублей. С расписанием можно ознакомиться на сайте «Дома культуры» dkkino.ru/afisha/.
Реклама. ООО «Дом культуры» ИНН 1000001905.
Продолжительность: 90 минут.
Год выпуска: 2025.
Дата выхода: 31 июля 2025 года.
Режиссер: Максим Максимов.
Сценарий: Александр Бережной.
Роли: Ева Смирнова, Роман Курцын, Борис Дергачев, Андрей Пынзару, Александр Головин
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание