В основе кинокартины — последние годы легендарной актрисы.
В российский прокат 26 июня вышла биографическая драма «Великая Лилиан Холл». Однозначно претендующая на Оскар и точно одна из самых ожидаемых премьер года, новая голливудская лента стала посвящением не только легендарной бродвейской актрисе, но и великой русской культуре. Каким ещё получился теперь уже не теле-, но киномост Нью-Йорк — Москва образца 2025 года, рассказывает «Столица на Онего».
Против течения
По ту сторону Атлантики не стесняются прилагательного «великий» и используют его примерно с той же частотой, что и вывешивают национальный флаг на доме перед лужайкой. Вспомнить хотя бы «Великого Гэтсби» Фицжеральда или пресловутое «Сделаем Америку снова великой». Социолингвисты наверняка сказали бы, что ключ к разгадке зарыт в культуре, поощряющей индивидуализм. В англо-протестантской банке с крабами крабы подталкивают соплеменника из банки вылезти, а не затягивают его обратно. Причем от частой употребимости слово не изнашивается — культура, поощряющая индивидуализм, успевает наполнять его новым содержанием. И «Великая Лилиан Холл» — очередное тому подтверждение.
Несмотря на название, прототип главной героини — актриса Мэриэн Селдес в исполнении Джессики Лэнг. Она распахивает окно фешенебельной нью-йоркской квартиры и выходит на террасу с видом на Центральный парк. Смотрит на открывшуюся панораму, но видит «Вишневый сад». На улице летнее нью-йоркское утро и зеленеет Центральный парк, но на улице Мэриэн Селдес — «май, цветут вишневые деревья, скоро взойдет солнце». С соседом, гувернанткой, швейцаром, таксистом она перебрасывается фразами Раневской, переплетая чеховский вымысел и нью-йоркскую реальность. Вживается в образ по Станиславскому, имя которого здесь тоже прозвучит.
Череде льющихся с экрана узнаваемых сцен и знакомых фраз из бессмертной пьесы сначала не веришь — возможно ли такое сегодня? Но создатели «Великой Лилиан Холл» явно не побоялись вылить на нью-йоркскую публику ушат холодной воды и посреди европейских свистоплясок по поводу «империи зла» сделать мощный реверанс в сторону русской культуры. Режиссёру ничто не мешало подобрать на роль рефрена любое другое подходящее произведение, но он выбрал именно русскую пьесу. Замыслил и снял в чаду истерии двухлетней давности, нокаутировав тем самым соответствующую аудиторию. Что ж, индивидуалисты умеют идти против течения.
Вот в чем сила, брат
Телячьего восторга, впрочем, испытывать тоже не стоит. Чехов настолько принадлежит мировой культуре, что на Бродвее с Россией его могут и не ассоциировать. Не вспомните же вы, кем был Хемингуэй — то о Париже «Праздник, который всегда с тобой» написал, то республиканцам в Испании помогал, то на Кубе жил. Испанец, француз? Ан нет, американец. Как бы то ни было, но наш классик в «Великой Лилиан Холл» звучит отнюдь не приглушенно, а к его тексту создатели биографической драмы обращаются почти с трепетом и едва ли не с благоговением.
Они знают, с чем имеют дело. После блужданий по вершинам мирового духа даже звёзды нобелевских лауреатов по литературе, бывает, меркнут, но звезда великого драматурга сияет по-прежнему ярко. Поэтому легендарная Мэриэн Селдес не уставала произносить диалоги Раневской годами — и чеховские слова не изнашивались, а, напротив, словно полировались до блеска. Поэтому снова они звучат с бродвейской сцены и снова пробирают до дрожи. Чехов навсегда вошел в пантеон классиков, пришедших сообщить человечеству истину. Не важно — американскому человечеству или нашему, российскому. Поэтому перед его величием склоняют голову выпускники Гарварда и Кембриджа на Бродвее. Поэтому и русская культура оказывается никуда не изгнанной и никем не отмененной.
Финальный акт
Чеховский текст — словно совершенная математическая формула, и то, что он выбран на роль сюжетного рефрена «Великой Лилиан Холл», служит лишним тому подтверждением. Канва биографической ленты — последние годы актрисы перед уходом со сцены. То дрожь в руках, то слово не вспомнить, то звуки странные — болезнь под названием деменция ещё не вступила в свои права, но уже подаёт тревожные звонки. Объяснить бессонницей, спастись бегством в самообман — первая реакция, которая, увы, не избавляет от плохого предчувствия.
Попытки скрыть болезнь от окружающих — тоже временная мера, которая вскоре перестает работать. Воронка болезни засасывает стремительно, прошедшая жизнь ускользает из рук безвозвратно. Осознание наступившего распада собственной личности переживается как трагедия, Оттого-то слова вечного студента Пети Трофимова в адрес Любови Раневской: «Не надо себя обманывать, надо хоть раз взглянуть жизни прямо в глаза» разят актрису в самое сердце. Оттого-то они и помогают ей сделать себе страшное признание.
Страшное признание вынуждены сделать и постановщики бродвейского спектакля вместе с театральной труппой. Бродвей — не региональный театр, его не субсидируют. Пресса здесь вдобавок беспощадна, а публика не сердобольна — встает и уходит, если что не так. Потому что за что мы платим деньги, чёрт возьми. Однако представители культуры, поощряющей индивидуализм, не сдают теряющую рассудок актрису в утиль. Напротив, осознавая риск, они дают Мэриэн Селдес выйти на сцену. На кону — сам театр, но они ставят на карту и его, и вы видите на экране потомков тех самых отважных мореплавателей и бесстрашных покорителей американских прерий, некогда создавших целую цивилизацию.
Они ставят и выигрывают, попутно умудряясь использовать даже распад личности как сценический ресурс. Поэтому в свете чеховской пьесы уход актрисы со сцены начинает играть новыми красками и приобретает новое звучание. Во мрак болезни она сходит с благословления Чехова и его героев. Мэриэн Селдес играет свою последнюю роль. Браво, Мэриэн Селдес! Браво, «Великая Лилиан Холл»!
В кино ходил Антон Соловьев
Продолжительность: 110 минут. Год выпуска: 2025. Дата выхода: 26 июня 2025 года. Режиссер: Майкл Кристофер. Сценарий: Элизабет Селдес. Роли: Джессика Лэнг, Кэти Бейтс, Лили Рэйб, Джесси Уильямс, Пирс Броснан.
Увидеть все кинопремьеры недели на широком экране можно в спокойной и теплой атмосфере «Дома культуры» в «Тетрисе». Все киносеансы здесь по 300 рублей. С расписанием можно ознакомиться на сайте «Дома культуры».
Реклама. ООО «Дом культуры» ИНН 1000001905.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание