Законодательное собрание голосует так, как попросит губернатор.
Цинизм лидеров республиканской власти по отношению к избирателям иногда просто удивляет. На дворе экономический кризис, в республике сотнями увольняют людей, растут тарифы и цены. А в это время «единороссовское» большинство Законодательного Собрания РК во главе со спикером Николаем Левиным торжественно отмечает 15-летие парламентаризма в Карелии. С банкетом. О сомнительности, как самой даты, так и политической деятельности региональных лидеров, рассказали депутаты ЗС РК, секретари рескома КПРФ Александр Меркушев и Александр Степанов.
-15 лет парламентаризма в Карелии – насколько соответствует реальности такой юбилей, и кто стал инициатором торжеств? Получается, что до 1994 года законодательной власти в нашей республике не было?
Александр Степанов: Дата, абсолютно притянутая за уши. У меня подозрение, что пиарщики одного из предполагаемых кандидатов в мэры не придумали более подходящего информационного повода, чтобы привлечь внимание к своему подопечному. На самом деле, даже если не вспоминать 17-20 годы прошлого столетия, когда проводились первые съезды карельских советов, то уж конец 80-х годов 20 века из истории регионального парламентаризма точно не выкинуть: существовал Верховный Совет РК, выборы в него проводились на альтернативной основе. Так что юбилей сомнительный. А если говорить о сути парламентаризма в Карелии, то по нему впору поминки справлять, а не торжественно праздновать.
- Что вы имеете в виду?
А.С.: В теории законодательная власть - самая главная. Но применительно к Карелии как все происходит… Законодательное собрание дает согласие или отвергает кандидатуру, предложенную президентом РФ на должность губернатора. То есть, руководитель региональной исполнительной власти - это обычный чиновник, у которого два работодателя. Первый - президент России, второй - Законодательное Собрание республики. На практике же у нас получается, что работодатель стоит на цыпочках перед своим работником.
Александр Меркушев: Вспомним хотя бы отчет Сергея Катанандова перед депутатами. Мало того, что оппозиции вопросы не дали задать, но Законодательное собрание даже не посмело оценить работу губернатора. Наша фракция уже не первый раз предлагает ввести эту процедуру. Мы считаем, что если победившая на выборах партия выдвинула на пост руководителя региона «своего» губернатора, это не значит, что он не должен отчитываться перед депутатами других партий. Это публичный человек, который занимает определенное место, несмотря на его партийную принадлежность. Да, наша оценка работы Сергея Катанандова была «неудовлетворительной», но «единороссовское» большинство могло дать свою характеристику, однако предпочло уклониться. Ситуация, честно говоря, абсурдная.
- По логике, главным политиком в республике должен быть председатель Законодательного собрания?
А.С.: А у нас спикер не самый главный, потому что не может или не хочет поддержать статус именно первой власти. Что такое парламент – это место, где ведутся дискуссии по общественным проблемам, где оппозиция может высказаться, что дает хоть какую-то гарантию от ошибок. В Карелии же этого нет. У нас не парламент, а боярская дума при царе. Если поступило что-то в ЗС за подписью Сергея Катанандова, все, царь решил, - и большинство во главе с Николаем Левиным дружно голосует «за». Только пару раз эта система давала сбой. Потому что нашему парламенту удобнее слушать исполнительную власть, не выступать. А с теми, кто не согласен, пытаются свести счеты.
- С учетом того, что Карелия является одним из немногих регионов страны, где законодательно закреплены неравные права депутатов, сделать это парламентскому большинству довольно просто?
А.М.: О каком парламентаризме может идти речь, если депутат может уволить депутата? Если решение о работе члена Законодательного собрания на постоянной или непостоянной основе принимается голосованием? Конституция предполагает равные права всех депутатов. Однако нечетко прописанная формулировка в 184-м федеральном законе сделала его бичом в правящих руках в отдельных регионах, в число которых входит и Карелия. В итоге в нашем парламенте иметь свое мнение наказуемо.
А.С.: Постоянные места в Законодательном собрании зачастую получают люди, которые голосуют так, как надо правящей элите. В противном случае ЗС принимает решение об увольнении. Когда была борьба за землю, с выступающими против того, чтобы забрать у органов местного самоуправления право распределять городские земельные ресурсы, «единороссовское» большинство особо не церемонилось. Александра Меркушева, например, уволили, а другого депутата отстранили от должности вице-спикера. Это очень похоже на месть со стороны большинства нашего ЗС, возглавляемого Николаем Левиным, за определенную позицию в определенном вопросе.
- Читая некоторые антинародные законопроекты, принятые подконтрольным губернатору большинством в Законодательном Собрании, порой трудно не заметить противоречия между ними и тем, что с экранов телевизоров говорят региональные руководители. Как можно объективно оценить деятельность депутатов?
А.М.: Большинство парламентариев перестало оценивать закон с точки зрения полезности. Поэтому при принятии законопроекта эти депутаты думают не о том, как он отразится на избирателях, а о реакции руководства на результат голосования. Хотя время от времени стоило бы оглянуться и посмотреть, а как закон все-таки работает, приносит он пользу или нет. Это важно. Сомнительная позиция большинства наблюдается не только применительно к законопроектам. Взять хотя бы ситуацию с последним депутатским запросом, который предлагала принять фракция КПРФ. Он касался цен на бензин в Лоухском районе, которые выше, чем в других районах республики. И мы решили сделать депутатский запрос в Карельское управление федеральной антимонопольной службы. В итоге, не хватило голосов, чтобы его принять. Вероятно, по той причине, что запрос предложен оппозицией. Можно констатировать, что сейчас в республике идет разложение парламентаризма.
А.С.: Самое главное, как депутат голосует за тот или иной законопроект. К сожалению, у нас не принято, чтобы депутаты публично отчитывались перед избирателями, как они голосовали по различным вопросам. Вот объяснил бы председатель Законодательного собрания Николай Левин, как он голосовал за принятие закона о монетизации льгот («единороссовское» большинство «за», оппозиция «против»), о выделении 50 миллионов рублей коммерческому банку «Онего», которые непонятно, куда делись (то же самое), о придании гласности материалов проверок целевого использования бюджетных средств («единороссовское» большинство «против», оппозиция «за»). Не надо никаких карточек с обманными скидками, просто открыто заявить о своей позиции! Хотя и без личных объяснений все понятно, если посмотреть на результаты голосования большинства, которое Левин возглавляет. О каком торжестве парламентаризма можно говорить? Сплошная липа.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание