Вместе.
Авторский проект Светланы Цыганковой

Чтиво. Спецпроект
16:09, 01 Октября 2013
Загрузка...

Самое ценное, что есть у каждого человека – это семья. К чему бы мы ни стремились, чего бы ни достигали, нас всегда поддерживают близкие люди. И мы стараемся, чтобы им было хорошо, комфортно, чтобы они были здоровы и никогда не остались в одиночестве. Только вместе мы можем быть счастливы. Проект «Вместе» – о семьях, об их взаимоотношениях, трудностях, разочарованиях, предательстве и всепобеждающей любви.

 

Семьи в Финляндии

Всё – ради ребенка

Мы уже не удивляемся, когда слышим об очередной семейной трагедии. Некогда близкие люди делят детей, воруют их друг у друга. Особенно трагично это происходит в зарубежных странах, где свои правила и законы. И женщины, теряющие там детей, зачастую оказываются в одиночестве. Борются, но далеко не всегда выигрывают.

Немало таких примеров связано с соседней Финляндией. Взять хотя бы нашумевшую историю семьи Риммы и Пааво Салонен, которая началась еще в 2008 году. Россиянку Римму Салонен финский суд лишил права опекунства над сыном Антоном, имеющим как финское, так и российское гражданство. Иск подал муж после того, как Римма уехала с сыном в Россию. В 2009 году мальчика незаконно вывезли в Финляндию в багажнике дипломатического автомобиля. Мать поехала следом за сыном, но ребенка ей не вернули и она до сих пор видится со своим мальчиком два раза в месяц в присутствии сотрудников социальных служб.

Римма Салонен
Римма Салонен

Пааво Салонен с сыном Антоном
Пааво Салонен с сыном Антоном

У Гульмиры Хейккинен после развода с финским мужем органы опеки отобрали семилетнюю дочь Санну и девятилетнего сына Илари. Против нее возбудили уголовное дело, пытаясь доказать, что она физически наказывала детей. Ей присудили выплатить сыну и дочери 2,5 тысячи евро моральной компенсации. Дети по-прежнему живут с отцом. Похожая история и у Валентины Путконен. В приют забрали ее дочь Юлию, когда же девочка сбежала к матери, ребенка поймали и вернули под временную опеку отцу.

Уголовное дело в Финляндии возбудили и в отношении Инги Рантала. Её и мужа-финна Вели-Пекка Рантала обвиняли в избиении восьмилетнего сына Роберта. Мальчика изъяли из семьи и отдали в приют города Турку. Оттуда он сбежал и вернулся домой. Родители отказались возвращать ребенка, закрывшись в доме. Только благодаря вмешательству Павла Астахова удалось сгладить ситуацию и Роберта оставили родителям. Супруги вместе с сыном уехали из Финляндии в Россию, где сейчас и живут.

Семья Рантала
Семья Рантала

И, конечно, нашумевшая истории Анастасии Завгородней и ее мужа Ихаба Ахмеда Заки Ахмета. Шестилетняя дочка Вероника рассказала в школе, что папа шлепнул ее. Органы опеки сразу забрали из семьи девочку и двухлетних двойняшек, а потом и новорожденную дочь, которой исполнилась всего неделя. Детей определили в приемные семьи. И лишь через какое-то время разрешили отцу проживать вместе с детьми в центре социальной помощи.

– К русским семьям в Финляндии особое отношение, – говорит известный финский правозащитник Йохан Бекман. – Я абсолютно уверен, что нарушаются права этих граждан. Ювенальная юстиция в Финляндии – несправедливая система, карательная и античеловечная. Естественно, есть проблемы и у многих финских родителей. Но у русских проблемы особые. Поэтому я не могу понять такого холодного отношения к людям. Очевидно, что страдают дети, родители, матери. Конечно, существует закон о защите ребенка. Но одно дело, что там написано и другое – как его трактует власть. Как русские говорят: закон всеобщий, а случаи – единичные. Каждую ситуацию надо конкретно анализировать.

Йохан Бекман
Йохан Бекман

С этим категорически не согласен Мартти Кемппайнен, старший эксперт Центрального союза защиты детей. Он считает, что в стране не преследуют русских матерей. Закон о защите детей применяется ко всем одинаково.

– Говорить о том, что к женщинам относятся плохо только потому, что они говорят на русском языке, нет основания. Причины – в проблемах, существующих в этих семьях. Никакого специального отношения к ним быть не может. Соглашусь, в обществе есть люди, которые нехорошо относятся к иммигрантам. Что же касается чиновников, то здесь ничего подобного нет. Может, проблема в другом: в недопонимании, незнании языка, несогласии с теми мерами, которые предлагают органы опеки?

И все же, хотелось бы знать, у какого количества русскоязычных семей отняли детей? В министерстве здоровья Финляндии мне ответили, что не ведут статистику по национальному признаку. Закон обязателен для всех.

– Изъятие ребенка – серьезная опасность для здоровья и жизни. Если ситуация «горит», можно срочно забрать на 30 дней, это решает не один человек, а комиссия. Можно продлить этот срок еще на 30 дней, если ситуация по-прежнему плохая. А потом либо домой, либо уже вне дома, – заявила советник министерства здоровья Марье Лавикайнен

– А если родители не согласны?

– Тогда через суд. Только он может принять решение. Единственное место, где лучше всего ребенку – это семья. Так что изъятие – всегда экстремальные меры.

Всего же, по данным советника Лавикайнен, в 2011 году, например, не с родителями жили почти 18 тысяч детей. И, начиная с 1991 года, их число постоянно увеличивается. Растет и срочное изъятие мальчиков и девочек, оно приближается к трем тысячам в год. Что касается числа русскоязычных, то все же удалось выяснить одну цифру. Из всех проблемных семей Финляндии на выходцев из нашей страны приходится менее одного процента. Подавляющее большинство – это финские семьи. Как объясняют эксперты, просто россияне, когда сталкиваются с жесткими действиями органов опеки, сразу начинают апеллировать к средствам массовой информации, давать интервью, бить во все колокола. Поэтому всем и кажется, что детей отбирают только в русских семьях.

Самая главная причина в том, что у нас разные подходы к воспитанию детей. Финны руководствуются законом об охране детства, который принят более двадцати лет назад. Согласно ему, не только шлепнуть ребенка нельзя, а вообще даже подумать об этом. У нас специального закона нет, но интересы детей защищены в Уголовном и Семейном кодексах. Кроме того, у нас разные подходы в определении родителей и опекунов. В соседней стране мама и папа – сразу получают статус опекунов, у нас опекун – это человек, временно замещающий биологических родителей. В Финляндии мамы и папы никогда не лишаются родительских прав, у нас через суд они могут потерять эту возможность. Финский документ запрещает представителям власти комментировать какие-либо случаи взятия детей на попечение органами государственной опеки, запрещает выносить семейные проблемы на всеобщее обсуждение. Это происходит потому, что закон стоит, в первую очередь, на страже интересов ребенка и защищает его права. Публичность и разглашение конфиденциальной информации может повредить развитию ребенка.

Как считают финские эксперты, на самом деле проблем с русскими детьми в Финляндии не больше, чем со всеми остальными. Это говорит статистика. Решения не принимаются на основе гражданства ребенка. Подавляющее большинство русских, живущих в Финляндии, заботится о своих детях и соблюдает законы. Лишь немногие из них имеют какие-либо проблемы, в результате которых социальные работники или должны помогать им или принимать какие-то меры.

– Мало стран, где так заботятся о детях, – говорит заместитель председателя Законодательного собрания Карелии Ирина Петеляева. – В Финляндии ребенок полностью под защитой государства. А проблемы, которые возникают с русскоязычными семьями, это их проблемы. Нужно просто соблюдать законы и любить своих детей, а не возмещать на них свою неустроенность и невостребованность.

Но, конечно, стоит согласиться, что есть неприятные ситуации и с некоторыми сотрудниками органов опеки, которые по каким-то причинам с предубеждением относятся к русским матерям и их детям. Об этом говорят и представители финского государственного надзорного ведомства, заявляя, что, несмотря на развитую систему социальной опеки, во многих муниципалитетах Финляндии катастрофически не хватает квалифицированных социальных работников, а число жалоб на действия работников органов защиты детей увеличивается.

Но самый главный вывод, который хочется сделать – русскоязычные семьи, решившие строить свое благополучие в соседней стране, должны досконально подготовиться к переезду, изучить законы, правила и порядки, познакомиться с менталитетом финнов. Реально оценить трудности, с которыми столкнутся их дети, не знающие языка и традиций, не имеющие друзей, родственников и знакомых. Решить для себя: если вы принимаете все, значит, надо ехать, если нет – лучше остаться.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.