В профессию – по комсомольской путевке: истории и судьбы трудовых династий Кондопожского ЦБК

Чтиво. Без политики
10:22, 02 Декабря 2024
фото: © ООО «Карелия Палп»
Загрузка...

В покорении и освоении новых земель всегда есть место подвигу.

То, что в двадцатом столетии сделали для Карелии те люди, которых сегодня мы называем основателями промышленных династий, те, кто возводили фабрики и заводы, формировали экономический профиль региона, по-другому и не назовешь. В городе бумажников Кондопоге семей, в которых продолжают дело своих предков, не один десяток. Одна из них — династия Багровых. Ее основатель Иван Петров, прибыл на строительство новых корпусов Кондопожского ЦБК по комсомольской путевке. В интервью его правнучка Ирина Багрова рассказала, каким человеком был Иван Егорович, как сложилась профессиональная судьба родоначальника династии и ее продолжателей.

— Ирина, с кого началась ваша трудовая династия?

— С прадеда — Ивана Егоровича Петрова. Он приехал в Кондопогу в 1956 году, когда ему было 26 лет. Родом прадед из Псковщины, но с Карелией успел познакомиться раньше. Так, после эвакуации он работал в Сортавале на железной дороге, а после армии — в Хелюле на мебельной фабрике. Оттуда и отправился на ударную стройку. К тому моменту у него были жена, двое детей, а за плечами — опыт работы с двенадцатилетнего возраста и три года службы в немецком Норденбурге. Его родители, к слову, позднее тоже переехали в Кондопогу.

— Как складывался его трудовой путь?

— Прадед работал на строительстве корпусов предприятия — от закладки фундамента до ввода в эксплуатацию. Пришел плотником, но вскоре стал плотником-бетонщиком, а позднее и бригадиром. В 1961 году за строительство буммашины № 5 возглавляемая им бригада была удостоена звания отличника соцсоревнования РСФСР. И, хотя учиться ему особо не довелось, из-за начавшейся Великой Отечественной войны он успел окончить только пять классов школы, многое познавал сам. Умения читать чертежи и понимать в проектировании пришли в процессе работы, где мог, перенимал опыт старших товарищей. Приобретенными знаниями и навыками он всю жизнь делился не только с работниками бригады, но даже с инженерами-строителями.

— В каких эпохальных для комбината событиях довелось участвовать вашему предку?

— В семидесятых его бригада работала на строительстве буммашин № 7 и № 8, позднее — и легендарной девятки. Кстати, многое о нем я узнала не из воспоминаний родных, а из газетных публикаций национального архива Республики Карелия. Если об участии моего прадеда в сооружении железобетонных ёмкостей и фундаментов под дефибреры буммашины № 5 писал «Кировец», то о работе бригады Ивана Егоровича на постройке восьмерки и девятки — «Авангард» и «Новая Кондопога».

— А каким он был человеком?

— О характере многое говорят поступки. Однажды произошел пожар в доме по соседству, прадед выбежал на помощь сразу же. Люди тогда остались без всего, и мои предки в то небогатое время отдали погорельцам одежду, обувь, деньги. По словам очевидцев, также не раздумывая, прадед бросился в воду на Сандале, когда увидел двух тонущих рыбаков у перевернувшейся лодки.

— Трудовую эстафету подхватили ваши родители?

— Можно сказать и так. Династийных линий у нас две: Иван Егорович — по матери, а по линии отца на комбинате работал мой второй дед — водителем. Профессиональная жизнь моих родителей тоже связана с комбинатом. Они трудятся в одном цехе — химводочистки ТЭС: папа — слесарем-ремонтником, мама — аппаратчиком. Отец в профессии и в должности с 1998 года — за грамотность и опыт им на предприятии дорожат, ценят. Иначе кто будет обучать новичков работе со специфическим оборудованием? — с гордостью отмечает Ирина. — Мама сначала работала в цехе эксплуатации ремонтно-тепловых сетей, а в цехе ХВО (химводочистки) трудится с 2011 года. По образованию и предыдущему опыту она маляр-штукатур, так что профессию осваивала с нуля — от оборудования до химических процессов.

— Общий стаж династии не подсчитывали?

— 91 год точно, но если учесть расходящиеся родственные и династические линии, то будет больше.

— А как сложилась ваша карьерная траектория?

— Окончила кондопожское отделение Петрозаводского лестеха — по основной специальности я техник-механик, но дополнительно получила профессии слесаря-ремонтника и токаря-универсала. Здесь, конечно, папино влияние сыграло роль: он с энтузиазмом рассказывал и показывал мне машины и разные механизмы. На 4 курсе за хорошую учебу я получила президентскую стипендию. После выпуска сразу пришла работать на КЦБК в древесно-массный цех слесарем-ремонтником третьего разряда. Правда, оказаться в бригаде матерых слесарей было несколько необычно, но работала — причем на токарном станке. Образование позволяло. А через год, в 2020-м, поступила в Петербургскую Высшую школу технологий и энергетики, на заочное отделение по специальности «Инженер-механик по направлению комплексной переработки возобновляемых ресурсов». Вскоре старший механик увидел, что чертежи и проекты — предмет моего особого интереса, и предложил работу техника-конструктора в проектно-конструкторском отделе КЦБК. А в 2022 году я перешла в отдел развития производственных проектов.

— Продолжится ли династия Багровых в пятом поколении?

— Я бы хотела, чтобы мой сын Семен, а сегодня он учится в пятом классе, по окончании вуза и службы в армии пришел на комбинат инженером. Наша семья гордится основателем династии — прадедом Петром Ивановичем, хотелось бы, чтобы дело его жизни подхватило еще не одно поколение Багровых.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей