Город «всесоюзного старосты» в «ганзейском стиле»

Чтиво. Личное мнение
16:22, 18 Мая 2021
фото: ©Валерий Поташов/Столица на Онего
Загрузка...

Чем бывший Кенигсберг завоевывает туристов?

Как-то в магазине мне попалась на сдачу десятирублевая монета с узнаваемыми силуэтами кенигсбергской готики и довольно нелепой подписью «Древние города России. Калининград». Столица Восточной Пруссии отошла Советскому Союзу по итогам Второй мировой войны, и свое нынешнее наименование в честь «всесоюзного старосты» Калинина бывший Кенигсберг получил только в 1946 году, после смерти советского руководителя, поэтому назвать Калининград «древним городом России», на мой взгляд, можно с очень большой натяжкой. 

Минувшим летом Петрозаводск и Калининград связал прямой авиарейс, а в этом году мне довелось побывать в самом западном областном центре страны буквально за несколько дней до открытия воздушного туристического потока между двумя приграничными регионами. Не скрою, летел я в Кенигсберг, чтобы увидеть остатки былой немецкой роскоши, однако меня встретил вполне европейский город со своим лицом, совершенно точно не похожий на другие областные города европейской России. Я невольно сравнивал Калининград с Петрозаводском, и это сравнение, увы, оказалось не в пользу карельской столицы.

Разумеется, за пару дней, проведенных в бывшем Кенигсберге, с ним можно было познакомиться лишь с туристического фасада, поэтому я поделюсь только своими впечатлениями от увиденного и услышанного от калининградских коллег. Но ведь наше отношение к городам, регионам и странам как раз и складывается из таких впечатлений, и, в свою очередь, мне небезразлично, как выглядит в глазах туристов Петрозаводск, где я прожил почти всю жизнь.

Собственно, первое, на что обращаешь внимание, когда попадаешь в Калининград из аэропорта, и что сразу же отличает самый западный областной центр страны от столицы самой западной российской республики – это дороги. В Калининграде они практически идеальны. Причем, речь не только о трассе, ведущей из аэропорта в город, но и о городских улицах, по крайней мере – в историческом центре, где, как правило, и проводит время большинство туристов. За несколько дней мне не попалась в бывшем Кенигсберге ни одна дорожная яма и, тем более, дыра в асфальте, которую бы пришлось объезжать водителям. В Петрозаводске новый асфальт сходит вместе со снегом почти каждую весну, а масштабный дорожный ремонт к «круглым датам» напоминает бесконечную эпопею закатывания бюджетных денег в никуда. Довольно примечательна в этом отношении улица Ленинградская, которая была отремонтирована на федеральные средства еще в первый год руководства городом бывшего мэра Ирины Мирошник, и за минувшие пять лет градоначальнице так и не удалось справиться с последствиями этого ремонта.

 

О реновации калининградских «хрущевок», думаю, слышали многие: накануне чемпионата мира по футболу 2018 года в городе решили облагородить исторический центр, почти полностью уничтоженный во время войны и застроенный типовым советским жильем. Проект разрабатывал Московский архитектурный институт, и, по замыслу калининградских властей, «хрущевки» планировалось реконструировать в «ганзейском стиле», чтобы они напоминали историческую застройку Кенигсберга. На блочных пятиэтажках появились мансарды, утепленные причудливые фасады, арочные окна и даже керамическая черепица.

Если взглянуть на фото довоенного Кенигсберга, станет очевидным, что даже реновация советского жилья не смогла восстановить исторический облик города. В Калининграде получилась некая фантазия на тему «ганзейского стиля», но даже эта стилизация выглядит куда приятнее и оригинальнее, чем покраска фасадов петрозаводских «сталинок» к 100-летию Республики Карелия, которая совершенно не затронула их дворы. Я специально заглянул, если можно так выразиться, за кулисы нескольких калининградских «ганзейских хрущевок», чтобы убедиться, что реконструкция коснулась не только их парадной стороны. После этого у меня осталось лишь одно объяснение тому, почему в Петрозаводске решили ограничиться приведением в порядок фасадов в городском центре: все они выходят на улицы, по которым обычно проносятся кортежи высоких гостей, а о том, что во дворы этих домов могут заглянуть туристы, и, тем более, о том, что там живут горожане, почему-то никто из карельских чиновников не подумал.

Безусловно, главными достопримечательностями бывшего Кенигсберга были и останутся его восстановленные готические шедевры – Кафедральный собор с могилой философа Иммануила Канта, восемь городских ворот с башнями и остатками крепостных стен, старинные кирхи и несколько уцелевших зданий XIX столетия. Однако, как мне показалось, Калининград – это город и с интересной современной архитектурой, а не с унылыми коробками, отделанными «туалетной» плиткой, которые зачастую выдаются в Петрозаводске чуть ли не за элитное жилье.

Печально и то, что своего архитектурного лица у карельской столицы почти не осталось: большую часть уникальных деревянных домов либо сожгли, либо снесли в 90-е и «нулевые», а губернским классицизмом или сталинской застройкой туристов особо не удивишь. Свезенные в район городской набережной Онежского озера старинные «деревяшки» тихо умирают, зажатые безликими многоэтажками в «квартале исторической застройки», о котором сегодня напоминают лишь таблички с указанием архитектурных памятников. А разруха, в которой давно пребывает квартал, отнюдь не способствует его туристической привлекательности. 

Не могу не отметить и довольно неплохой общественный транспорт Калининграда. В бывшем Кенигсберге умудрились сохранить трамвай, который придает городу какой-то ностальгический шарм. Но при этом по улицам ходят и современные троллейбусы, и большие рейсовые автобусы, которых давно исчезли из карельской столицы, и маршрутные такси. Глядя на этот транспортный парк, невольно вспоминал ржавые петрозаводские троллейбусы чуть ли не советского выпуска и зачумленные «пазики», собирающие пассажирскую дань со спальных окраин.

 

Пожалуй, единственное, в чем бывший Кенигсберг уступает Петрозаводску, это в развитии велоинфраструктуры и уличных тренажерах. То ли мне не повезло, то ли я ходил не там, но я не увидел в Калининграде ни одной обустроенной велодорожки, хотя, на мой взгляд, из-за многочисленных пробок в историческом центре города изучать его достопримечательности лучше всего на велосипеде. Тем более, когда они находятся друг от друга на весьма приличном расстоянии.

Валерий Поташов.

Калининград-Петрозаводск.

Фото автора.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

13.12.2024 07:30
Обществоведение
Если бы я не знал помощника генерального директора Прионежской сетевой компании, журналиста, писателя, депутата Петрозаводского городского Совета Александра Ершова много лет, вовсе не подумал бы, что ему уже вот-вот стукнет шестьдесят.