Ольга Ковлакова, работая в «Ростелекоме», осуществила свою мечту.
Сделать творчество работой? Миссия выполнима! Проект «Карельская артель» расскажет о людях, которые не побоялись следовать за мечтой. Жительница Петрозаводска Ольга Ковлакова, работая в «Ростелекоме», грезила о театре. Сбылось.
Ольга Ковлакова призналась, что на театральную «иглу» её подсадила учительница литературы. В Воронеже – городе детства – Ольга не пропускала ни одной премьеры, в студенческие годы уроженка Воронежа болела театром уже в Северной столице. На эту статью расходов уходили все свободные деньги.
«В первые два года я практически каждый день ходила в театр. Сначала по самым дешевым или по входным билетам, а потом один год студенчества мы с мужем подрабатывали гардеробщиками в театрах. Родственники думали, что я вылечу из института, потому что всё время провожу в театре. Но институт я окончила. Не помешало даже то, что сын на третьем курсе родился», – рассказала Ольга.
Поэтому то, что в пятьдесят лет она не только вышла на пенсию, но и поступила в театральную академию, не было случайностью.
«Я думаю, что самое главное для театрального критика – насмотренность. Но в любом случае нужно иметь хотя бы начальный объем теоретических знаний. Хотя в наше время знания можно получить, и не заканчивая театроведческий факультет. У многих прекрасных театральных блогеров нет специального образования. Я не считаю себя серьезным профессиональным театроведом или критиком, но и блогером не считаю. Я всегда себя называю просто – автор. Моя насмотренность опережает теоретическую базу, театральные рецензии и статьи я пишу не регулярно, а только тогда, когда есть желание. Все это непрофессионально», – продолжила автор из Петрозаводска.
При этом рецензии Ольги на спектакли можно прочитать в ведущих театральных изданиях, таких как: «ПТЖ», «Театр», «Вопросы театра», «Экран и сцена» и др.
Сама Ольга уточнила, что помогало незнание иерархии: «Я начала заниматься творчеством в зрелом возрасте, откладывать на потом было уже некуда. Я предлагала и не удивлялась, что печатали».
Возможно, именно более зрелый взгляд на вещи помог отказаться от шаблонов и авторитетов и быть открытой к чужому творчеству.
«Сейчас создается впечатление, что во всем мире в визуальном искусстве вообще и в театре, в частности, – время самозванцев. Перформанс – это не спектакль. Любой человек может назвать себя творцом. Это, разумеется, не о профессионализме. У этого процесса есть свои отрицательные стороны. Часто уходит на задний план понимание необходимости детальной проработки материала, уважение к профессии и профессионалам. К счастью, всегда есть настоящие профессионалы и даже гении. Этого никто и никогда не отменит. Эти люди в любом случае профессию сохранят и академические знания передадут. Если есть ученик, то учителя он найдет. Самозванцы – это про радость творчества. Большое количество людей получает возможность творческой реализации без подтверждения дипломом. Иногда это оказывается нужным другим людям. Есть мнение, что чтобы сделать что-то свое, нужно забыть все, чему тебя учили. В творчестве, к счастью, не может быть одного рецепта для всех. Сейчас предложение настолько велико, что даже очень яркое событие и большой успех забываются очень быстро. Самозванцы что-то придумывают и не могут жить, пока это не сделают. Им не важно, как называется их роль в этом процессе и к какому виду творчества относится результат.
Еще есть тенденция, что, кроме профессионально занимающихся творчеством, очень многие, в свободное от основной работы время, становятся творческими самозванцами. В сложные времена для многих творчество – единственная опора в жизни. Забавно, но так может даже родиться новый вид искусства. Во всяком случае в этом есть свобода», – рассказала Ольга.
К своей работе Ольга Ковлакова всегда старается подходить честно и серьезно. Будучи в одном лице и драматургом, и режиссером своих аудиоспектаклей, она и в этом случае называет себя «автором». Благодаря увлечению site specific театром, который осваивает нетрадиционные для театра пространства, она создала три аудиоспектакля-променада. В работу над каждым были вовлечены актёры, художники, звукорежиссёры, музыканты – команда, которая помогает создать качество.
Два аудиоспектакля имеют привязку к Петрозаводску. Первый спектакль «Время вперёд?» (12+) посвящен истории Онежского тракторного завода, второй «Радиус памяти» (12+) смог соединить литературу и театр. В маршрут включён дом, где некогда жил поэт Роберт Рождественский, пять театров, финальной точкой стала площадь Кирова, объединяющая Музыкальный театр, музей «Кижи» и здание ансамбля «Кантеле» на фасаде которого установлена мемориальная табличка в память о самой известной в России плакальщице Ирине Федосовой.
Третий аудиоспектакль-променад «Сердоболь Рериха» (12+) создан для жителей и гостей Сортавалы. Он построен как диалог двух героев гениев места – Рериха и Линника.
Сейчас Ольга работает над аудиоспектаклем-променадом по зеленым зонам Петрозаводска, его героями станут птицы.
При этом какие-то проекты удаётся воплощать относительно быстро, а над некоторыми приходится работать долго и вдумчиво.
«Аудиоспектакль-променад «Время вперёд?» удалось собрать за месяц – нужно было спешить — корпуса завода исчезали на глазах. На «Радиус памяти» ушло порядка 4 месяцев. Правда, до этого год копился исходный материал. Самым сложным и энергозатратным оказался «Сердоболь Рериха»: от задумки до выхода аудиоспектакля прошло два года. Над проектом о птицах я думаю больше года, несколько раз переписывала, надеюсь, к концу года он увидит свет», – поделилась Ольга Ковлакова.
Благодаря аудиоспектаклям-променадам Ольга Ковлакова смогла почувствовать и принять Петрозаводск.
«До этого это было просто место, куда я приехала с мужем и сыном, где ходила на работу – больше ничего. Аудиоспектакли-променады помогают почувствовать город и даже его полюбить», – призналась Ольга.
Эти спектакли помогают полюбить город и приезжим горожанам, и гостям Петрозаводска.
«Туристы нередко воспринимают Петрозаводск как транзитную зону. Мне хотелось сделать что-то неожиданное, нетривиальное – то, что помогло бы такое восприятие изменить. Сейчас уже многие делают нечто подобное в Петрозаводске. Без ложной скромности хочу сказать, что 2017 году я была первой.
Аудиоспектакли-променады позволяют человеку познакомиться с городом, но так, чтобы он мог остаться с ним наедине. Мои аудиоспектакли для одиночек, но при этом человек в наушниках слышит живые голоса, гуляет по реальным улицам, погружаясь то в прошлое, то в настоящее, но скрытое. Я использую фактический материал, но главное – это атмосфера и эмоциональная составляющая».
Петрозаводчанка не любит называть себя драматургом, но на сайте Национальной библиотеки Карелии есть аудиоверсия с видеорядом ее пьесы «Ванечка» (12+). Эта пьеса была написана раньше, а в пик пандемии ковида, когда каждый, как мог, боролся с самоизоляцией, Ольга записала её аудиоверсию.
Текст озвучивали профессиональные актёры из Москвы и Санкт-Петербурга, приняли участие даже такие звезды, как Тимофей Трибунцев и Сергей Чонишвилли. В анонсе к аудиоспектаклю приведены слова художника Марка Полякова о пьесе: «Подземные разряды и дрожь океана перед землетрясением и цунами… Тонко, страшно и точно...».
Также Ольга успевает вести свой ютуб-канал, записывать подкасты с интересными людьми.
Сайт, на котором можно познакомиться с творчеством Ольги, называется https://maskaok.ru/. Он появился благодаря победе в конкурсе бизнес-проектов.
«Маска – потому что возникают ассоциации с театром. ОК – это и первые буквы моих имени и фамилии – Ольга Ковлакова, и одновременно утверждение, что всё будет хорошо».
Проект «Карельская артель» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд #Карельскаяартель
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание