В Петрозаводск вновь приехал легендарный Хор Минина.
Два концертных дня, два выступления: сольный концерт в зале Карельской филармонии 19 мая и участие в Реквиеме Верди 20 мая на сцене Музыкального театра Карелии. Между репетициями нам удалось задать несколько вопросов художественному руководителю и главному дирижёру хора Тимофею Гольбергу.
— Репертуар хора огромен. Какую программу обычно выбираете для гастролей?
— Всё идёт от пожеланий. Наша поездка в Петрозаводск сложилась в тот момент, когда хору предложили усилить своим звучанием исполнение Реквиема Верди. Но приезжать в далёкий город ради одной программы не очень правильно, и мы всегда стараемся сделать что-то ещё. Поэтому 19 мая мы даём сольный концерт. Он небольшой, в одном отделении всё не уместить, поэтому мы решили выбрать для исполнения что-то из «золотого фонда» хора. Это будут самые яркие фрагменты из «Пушкинского венка» Георгия Свиридова, будут народные песни, причём как те, что хор поёт давно, так и новые версии уже знакомых мелодий, но в абсолютно новом современном звучании.
— Раз уж вспомнили о Свиридове. Общеизвестный факт, что Георгий Свиридов сыграл большую роль в становлении хора. Его можно назвать вашим титульным композитором?
— Даже более чем! Я не могу сейчас подобрать слово, но Свиридов — это, наверное, второй отец хора после Владимира Минина. Свиридов помогал стать коллективу профессиональным, получить статус, штатное расписание, ставки, зарплаты, содержание. Дружба Георгия Свиридова и Владимира Минина дала огромные плоды. Такое человеческое взаимодействие является невероятно важным фактором появления чего-то нового и гениального. Например, «Пушкинский венок» был написан специально для нашего хора. Кантата «Ночные облака» была посвящена лично Владимиру Минину. Мне известно о том, что Георгий Васильевич Свиридов, когда уже знал, как звучит наш хор, сочиняя многие произведения, представлял их именно в нашем звучании. Вот это наличие трёх глыб – Свиридова, Минина и хора – подарило нам репертуарную сокровищницу русской хоровой музыки.
— Назовите три ваших фирменных произведения?
— «Перезвоны» Гаврилина, «Пушкинский венок» Свиридова и Реквием Моцарта.
Фото: Николай Завьялов
— Что значит для хора участие в исполнении Реквиема Верди?
— Когда мы получили приглашение участвовать в исполнении Реквиема, реакция хора была восторженной. Во-первых, для артистов Хора Минина, где каждый хорист – самостоятельный солист, Реквием Верди с его полновесными партиями – это отдушина. Во-вторых, это музыка, которую можно слушать бесконечно. Вы же знаете, наверное, что это самый сильный из всех реквиемов, написанных в разные столетия? Это как Шестая симфония Чайковского, исполняя, слушая которую, ты проживаешь какой-то особенный день в жизни. Реквием Верди – это особенный день.
— Почему исполнению Реквиема Верди придают такое большое значение? Потому что это сложно или потому что все в целом с придыханием относятся к сакральному содержанию реквиемов?
— Сакральное содержание есть во всех реквиемах. А вот сложность технического и кадрового планов в Реквиеме Верди действительно существует. Нужен крепкий оркестр, большой сильный хор, солисты с невероятными возможностями и такая голова у дирижёра, которая должна всё это собрать воедино. А ещё зал с хорошей акустикой и немалое количество репетиций. То есть очень много факторов должно сойтись, чтобы Реквием Верди получился. И все это понимают. Он ведь не звучит часто – его очень сложно сделать. Но если ты его сделал, и получилось по-настоящему, то внутри что-то переворачивается.
— В репертуаре хора есть ещё два Реквиема: Моцарта и Шнитке. Причём Реквием Шнитке вошёл в первый альбом, который Вы, как дирижёр, записали с хором. Что значат для коллектива такие произведения в репертуаре? Это подтверждение вашего профессионализма?
— Реквием Моцарта мы поём уже очень давно. Это, пожалуй, самое исполняемое в мире произведение для хора, солистов и оркестра. И самое успешно продаваемое. Что касается Реквиема Шнитке, тут надо начать с имени самого Альфреда Гарриевича. Так получилось, что со студенческих лет я питал какое-то особое отношение к его личности и его музыке. И когда стало возможным, сперва мы добавили «Три духовных хора» в репертуар, а потом мы замахнулись на сам Реквием. Его исполнение было сложным для нашего хора, потому что в музыке есть необычные интервалы, терпкие гармонии, что-то из индустриальной киномузыки, необычный состав музыкальных инструментов: бас-гитара, «страшный» набор ударных, орган, челеста, фортепиано. В общем, таких реквиемов больше нет. Мы его записали и исполнили пока лишь четырежды, начиная с 2019 года. Его очень часто тоже нельзя исполнять, потому что он очень разрушающий – после него надо восстанавливаться.
— У нас вы не были больше пяти лет, это ваш второй визит в Карелию. С каким чувством ехали к нам?
— Мы ехали с большим и светлым чувством, потому что проверили прогноз погоды. Накануне мы были в Кургане и Тюмени. В Кургане был дождь и +2, а также сложная ситуация с подтоплением. В Тюмени тоже было нежарко. А у вас такая благодать и ещё это озеро прекрасное! Петрозаводск воспринимается мной как медленный, тёплый и очень приветливый город.
— Бывают места, куда не хочется возвращаться? Если да, то почему?
— Так, чтобы поставить «галочку» в списке и сказать: «Нет, сюда мы больше не приедем!», такого нет. Если бывает какой-то неудачный опыт (сложные зал и график, не высыпались, неудачный концерт), то наоборот хочется вернуться, чтобы реабилитировать этот город, прежде всего, в своих собственных чувствах.
— Идеальный концертный зал для Хора Минина?
— Практически все залы в Японии. Для исполнения a cappella в Москве это зал «Зарядье», Большой зал Московской консерватории, в Санкт-Петербурге это Большой зал их консерватории. Для исполнения с оркестром это Концертный зал им. Чайковского. Кстати, в Карельской филармонии очень удачный зал для нашего хора: есть тембральное насыщение, то есть голос долетает до зала, ничего не теряя, он сохраняет в себе все краски и обертоны. Конечно, ваш зал маловат для нашего хора, но в целом у меня очень приятное предвкушение от выступления.
Фото: Николай Завьялов
— 23 апреля Хору Минина исполнилось 52 года. Как обычно празднуете день рождения?
— Громко мы празднуем юбилеи. Два года назад, когда нам было 50, мы провели большой фестиваль на четырёх главных концертных площадках Москвы. Что касается проходящих дней рождения, то для меня важно в такой день позвонить Владимиру Николаевичу Минину. Потому что у его самого главного детища день рождения. Детищу уже шестой десяток, а Владимир Николаевич всё наблюдает за ним, влияет, помогает советом. И, конечно, в начале репетиции я всегда поздравляю коллектив.
— Художественный руководитель коллектива – это его отец родной. Вас папой назвать достаточно сложно, потому что в хоре есть артисты, которые старше Вас. Кем Вы сами себя ощущаете и как выстраиваются ваши творческие и рабочие отношения?
— Руководитель – это, прежде всего, тот, кто заботится. Он не обязательно должен быть папой. Он может быть и дедушкой, и братом, и другом – кем угодно. Я часто привожу такой пример о нас: скопление творческих людей – это светящийся пульсирующий шар, и если ты эту пульсацию никак не ограничиваешь, то она может выйти за рамки эстетики и логики, но, с другой стороны, ты эту пульсацию не можешь зажимать до конца, иначе шар перестанет пульсировать. То есть творческий коллектив – это дышащий организм, который ты контролируешь как бы со стороны, стараясь не прижимать таланты, чтобы они имели стимул к самовыражению. Ну и руководитель – это тот человек, который в наше непростое время заботится об артистах, чтобы у них всё было. Наверняка, у меня не всё получается, но я стремлюсь к идеальному варианту руководителя. Я стараюсь.
Автор: Анна Левашова