Дизайнер интерьера Александра Маркова рассказала, как понять, какой дизайн нравится именно вам, чем может помочь расхламление и что значит «хорошо организованное рабочее место».
Александра Маркова,
дизайнер интерьера, Петрозаводск
— Какие самые распространенные стереотипы в дизайне интерьера?
— Есть стереотип, что белый цвет расширяет пространство. В каждом индивидуальном случае все работает по-разному. Какие-то помещения, например, и черный может расширить, потому что сотрет визуальную границу. Оно все также будет камерным, но станет безразмерным, особенно с определенным освещением.
Белый же, наоборот, иногда замыкает пространство, делает его ограниченным. В результате может получиться белый кубик. Особенно если не использовать акцентные элементы, которые сделают этот кубик осмысленным решением.
Еще одна распространенная история, особенно в декораторской среде — выбирать серый в качестве нейтрального цвета для фона. По-хорошему, любой фон выбирается в зависимости от того, какого цвета предмет на нем.
— Какую роль играет цвет?
— Цвет — это основа основ. С его помощью можно передать все: и идею, и настроение, и характерные особенности человека, которые хочется отразить в интерьере. Например, человеку хочется прийти домой и отдыхать. Для него отдых — это камерность, уют и темные тона. Можно все выкрасить в черный и попасть в западню мрачности. Вместо этого лучше использовать глубокие натуральные оттенки: терракотовые, глубокие коричневые, шоколадные цвета. Они помогут передать спокойствие, заземлиться.
Существуют общие закономерности, вроде того, что глубокие синий и зеленый успокаивают. Но еще один стереотип заключается в том, что подобные правила универсальны. Кого-то синий и зеленый действительно будут расслаблять, но у кого-то может быть индивидуальная негативная ассоциация с этими цветами. Такие моменты важно учитывать.
Замечали, какого цвета стены в образовательных учреждениях? Там используют все оттенки пастельных цветов, но из-за того, с чем эти цвета соседствуют (например, с неподходящей мебелью), вызывает ощущение скуки и упадничества. Хотя задача у помещений не отвлекать и помогать концентрироваться на процессе обучения.
— Дизайн — это дорого?
— Конечно, бывают запросы «хочу дорого-богато!» с золотыми ершиками и вот это вот все… Но это не значит, что дизайн обязан быть дорогим. Дизайн — очень утилитарная штука, он делает жизнь проще. Это смесь эстетики, эргономики и функционала, где в центре человек. А это значит, что можно сделать так, чтобы конкретному человеку было удобно и красиво не за триллион рублей. Когда покупают квартиру у компании-застройщика, она уже предоставляет план расстановки мебели. Это, по большей части, уже продуманный относительно помещения вариант, с которым можно работать. Немного передвинуть все под себя. Но когда покупают «вторичку», чаще всего все обустраивается по принципу: «ну, так получилось». Это самая частая проблема — частичные ремонты, которые все друг за другом доделывают годами. На съемных квартирах это особенно видно. Миллионы слоев обоев, которые были наклеены сверху, чтобы «освежить ремонт». На самом деле это так не работает. Есть конкретное пространство, его физически границы, перемещение человека по нему. Когда человек просыпается, как идет на кухню, что там делает? Возвращаясь домой, сначала идет к шкафу переодеться или сразу готовить на кухню, смотря при этом телик? Кому-то нужен огромный шкаф, а кому-то и крючка хватит. Расстановка мебели в доме будет зависеть от образа жизни. Рецепта для универсального «оживления пространства» нет. Просто переклеить обои и оставить все как есть — это не освежить, а забыть про себя. Стоит задуматься, есть ли в месте, где вы живете, пространство, которое вы ощущаете действительно своим.
— Как понять, чего мне хочется от дизайна?
— Лучше всего это можно отследить по общественным пространствам, в которых бываете. Вспомнить кафе, музей, спортклуб или любое другое место, где вам нравиться находиться. Вы же не пойдете в бар или шашлычку работать за компьютером? Хотя теоретически это возможно: они также открыты, есть столы, стулья… Просто эти пространства не приспособлены к тому, чтобы там было комфортно находиться за интеллектуальным трудом. Спросите себя, чего вам хочется от пространства? Что там хочется испытывать? Нужен дом, в первую очередь, для отдыха или вы работаете из дома, поэтому нужна продуктивная атмосфера? В последнем случае визуальный шум и кирпич на обоях с веселеньким плющом поднять продуктивность никак не помогут. Работе может способствовать хорошо организованное место: когда все нужные предметы находятся рядом, но не создают кучу мусора вокруг, чтобы все было под рукой. По цвету и декору все может быть индивидуально. И тоже нужно выяснить личные предпочтения: кому-то для концентрации нужно физически позаниматься, следовательно, необходимо пространство для спорта рядом, а кому-то нужно написать план задач и повесить перед глазами, кому-то — чтобы там красивая или мотивирующая картиночка висела для отвлечения внимания. К сожалению, это частое явление, когда люди сами себя не понимают. Отсюда и берутся зачастую те самые проекты «дорого-богато». Приходят и говорят: «Сделай красиво». Но красиво для каждого свое. И понять, что такое твое красиво, найти его — это определенная работы над собой и время.
— Расхламление полезно?
— Чем меньше вокруг визуального мусора, тем меньше вокруг лишней информации. Почему проще работать, когда ничего вокруг нет? Не на что отвлекаться, выше концентрация. Когда вокруг нет визуального мусора, появляется упорядоченность в пространстве, так становится легче осознать свои желания и потребности. Да и не придется тратить столько времени на постоянную уборку.
Расхламиться — значит избавиться от всех вещей, не обладающих утилитарной надобностью и не выполняющих в пространстве функцию декора. Если вещь валяется, значит у нее нет точки назначения. Покрывается пылью и не используется — значит, никогда не будет. Кроме, например, какого-нибудь комбайна, который достаем только в сезон заготовки овощей. Если какая-то вещь вам важна как память, то стоит ей выделить достойное место. Но если ее просто приятно найти в горе хлама, умилиться и забыть через пять минут, то стоит отдать ее туда, где она будет реально использоваться. Бывает, пошел за какой-то штукой, а пока шел, забыл, что искал. Часто такие случаи связаны именно с обилием визуального мусора — внимание моментально рассеивается.
— Как дизайн зависит от пространства?
— Всегда нужно искать компромисс между идеей и возможностями пространства, физической планировкой. Дорогой классический стиль с референсов, на которых дворец, будет неуместен в однушке в 30 квадратов. Кстати, референсы — отличный способ выбрать стиль, который нравится. Так можно более конкретно понять, к чему вас тянет. Существует огромное количество стилей дизайна, их обычно делят на пять групп — классические, современные, деревенские, индустриальные, этнические. Вряд ли человек, далекий от темы, в раз назовет отличия хайтека от минимализма. Но можно будет проследить, в каком диапазоне находятся ваши предпочтения. Можно смотреть картинки на пинтересте: «Это мне нравится, а это нет. Здесь все хорошо, только поменять цвет и избавиться от тех ваз». Так и дизайнера можно выбрать по опыту работы с теми стилями, которые вас привлекли.
Еще относительно стилей нужно понимать, что у них есть определенный посыл, идея. Классика — это, условно говоря, роскошь и статус, минимализм — лаконичность, простота, ясность непривязанности. Нужно понимать, подходит ли тому, какой вы человек, идея выбранного стиля. Иначе ваши любимые вазочки и плюшевые мишки будут смотреться незаслуженно нелепо, если их поместить в минимализм. Дизайнер должен следовать за вашей личностью.
Записала Анастасия Петрова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание