ПОСМОТРЕТЬ
Чтиво. Частная жизнь
11:17, 19 Сентября 2018

В кругосветку под парусами

Отправиться в кругосветное путешествие под парусами, такую цель поставил перед собой Алексей Рыбаков – молодой мастер, который  сшил традиционную лодку "Кижанку" для музея-заповедника "Кижи" и стал одним из победителей традиционной Кижской регаты.

С  Алексеем мы познакомились нынешним летом на острове Кижи. Каждый занимался своим любимым делом: я проводил свои первые экскурсии,  Рыбаков – шил лодку для музея, на которой собирался участвовать в традиционной Кижской регате.

С первых минут знакомства поразила цельность характера молодого мастера. Ему всего 24 года, а он уже успел сшить два берестяных  каноэ, и взялся за необычный заказ – сшить лодку для музея мирового уровня.  Откровенно говоря, до этого я и предположить не мог, что еще есть люди, настолько увлеченные и одержимые мечтой детства. В отношении мечты Алексей меня несколько поправил, сказав, что в определенный момент мечта становится целью.

Поначалу я был уверен, что передо мной – один из представителей славной династии заонежских мастеров-лодочников. Оказалось – нет. Алексей – коренной москвич. В Карелии впервые оказался в 2013 году на Кижской регате, где участвовал в гонке на "Кижанке" вместе с мастером Сергеем Давыдовым. Они заняли второе место в соответствующей номинации.

Карельские гонки на традиционных деревянных судах понравились, и на следующий год он вновь приехал на остров. На сей раз решил испытать себя на необычной лодке. Как говорит Алексей, "гонялись вместе с мастером Сергеем Куликовым из Пряжинского района на его долбленке". Позднее в деревне Виданы на участке Куликова Алексей сшил свое первое каноэ.

Больше всего меня поразило то, что шить лодки он начал сам, без всякой подсказки - просматривал литературу (а ее оказалось более чем достаточно на пространствах интернета). Признается, что технологическим особенностям сшивания лодок обязан Михаилу Наймарку, исследователю-реконструктору, который восстановил технологию деревянных шитых лодок.

Как говорит герой моего рассказа, с детства насмотрелся фильмов на морскую тематику, а потом, увидев в ютубе видеоролик, где канадцы шьют берестяное каноэ, приступил к строительству своего первого каноэ. В это трудно поверить,  но первая лодка Алексея сейчас экспонируется в музее Мирового океана в Калининграде.

Так получилось, что на следующий год после строительства каноэ Рыбаков участвовал от музея-заповедника "Кижи" на Всероссийской  выставке "Интер-музей" в московском Манеже, куда съехались представители 100 лучших музеев страны. Калининградцам приглянулась лодка  Алексея, и они ее купили. Пришлось для музея "Кижи" делать еще одну берестяную лодку. Она сейчас находится в Кижской гавани, в мастерской, где работает Алексей.

Мне посчастливилось стать свидетелем этого события, когда молодой мастер делал первую для "Кижей" сшитую лодку "Кижанку". Тем более, что период нашего знакомства совпал с ранней стадией изготовления лодки.

Первое, что я узнал от мастера, - лодка шьется без гвоздей. Алексей продемонстрировал, как  это делается. Берется крученая еловая ветка, которая распаривается в воде, скручивается. А потом ее используют для стежка. Мастер-лодочник,  таким образом, сшивает  доски. Внешне процесс напоминает  работу рукодельницы, которая делает шов на ткани.

- Все части лодки сшиваются. Стежок идет, пока вица не закончится, - поясняет мой собеседник. - Вица закончилась, начинается новый стежок. Они никак между собой  не связаны, но деревянные клинышки делают шов неразъемным.

По словам Алексея, лодка строится без чертежей, есть генеральные размеры: длины  матки, лодки, толщины доски, ширины и нахлеста угла. При этом он уточняет, что главное – это угол.

Одно удовольствие наблюдать за работой мастера. Между делом он успевает еще и рассказывать о процессе изготовления лодки.

-  Первые два набоя идут через штевень, - поясняет Алексей.- Штевень - староголландское название, по-русски – кокора. Это носовая часть судна. Благодаря высоко задранному  штевню, "Кижанка" легко рассекает Онежские волны.

По мнению мастера, лучше всего использовать для изготовления лодки сосну или ель. Последняя  -  более гибкая, но сложно найти ее без сучков. На кокору и шпонгоуты – ель не заменимый материал.

Свой первый практический опыт до приезда в Карелию Алексей получил в Санкт-Петербурге. Узнав, что создается репродукция 54-пушечного корабля имени Петра Первого "Полтава", отправился  в северную столицу. По словам Алексея, почерпнул там много полезной информации для себя.

Во время моего первого посещения мастерской, где работал Рыбаков, к нам заглянула директор музея Елена Богданова.

- Успеем к регате? – первым делом поинтересовалась она.

- Не волнуйтесь,  - успокоил Алексей. – Как обещал, к началу соревнований лодка будет готова. Я уже начинаю думать, как русский плотник. Если раньше что-то примерял линеечкой по миллиметру, то сейчас смело отрезаю.

- Молодец, - улыбнулась Елена Викторовна.

В этой связи Рыбаков вспоминает Ютто Манинена из села Юшкозеро, который за семь дней делает лодки из заранее заготовленных материалов. И из его рук выходят надежные рабочие  судна, на которых до сих пор ходит вся округа.

- Мне до него еще расти и расти, - говорит Алексей.

…За три дня до начала регаты я еще раз заглянул к Рыбакову. "Кижанка", уже  почти готовая, стояла на берегу.

- Осталось пришить порубень с огибнем, просмолить изнутри, поставить скамейки и слани, - пояснил мастер. – Дел много, но я успею. Послезавтра желательно сбросить в воду, чтобы лодка подразбухла.

О своих шансах на успех Алексей говорил не охотно, рассчитывая на удачу, разве что на короткой дистанции, полагаясь на то, что  его "Кижанка" получилась легкой.

- Вдвоем подняли, легче других лодок на целый ящик гвоздей, - пошутил Алексей. – От музея будет участвовать еще "Водлозерка", -  уже серьезно добавил он. Это тоже сшитая лодка, построенная Михаилом Наймарком. Он восстановил технологию сшитых лодок, я у него консультировался по многим вопросам.

Впереди у Алексея новая цель – построить яхту и под парусами и отправиться в кругосветное путешествие. Сейчас он определяется с проектом будущего судна, пока знает только, что это будет традиционная деревянная лодка с клинкерной обшивкой внахлест. Кроме того, мастер занят поиском второго члена экипажа.

- Сложно найти человека, который бросит все и отправится в  путешествие, - говорит Алексей. – К тому же нужно сойтись  по характеру.

Я нисколько не сомневаюсь, что у Алексея все получится. Уверен, что в ближайшее время мы услышим о том, что он отправился в кругосветное путешествие.

Наиль Шабиев
Фото автора
Петрозаводск - остров Кижи

Комментарии

однозначно
2018-09-23 11:24:02
Угу. А потом спасите! Помогите! SOS ! Кто будет оплачивать спасательную операцию этого массовика затейника ?
stranger
2018-09-19 15:21:55
Вперёд в прошлое. Самородок- это вам не какая-то гейропа и пиндостан. Где испульзуются самые современные композитные материалы, сложнейшие технологии, математические рсчёты, компьтерное моделирование. Тут наше посконное, доморощенное, почесал в затылке, вицей померил, вздохнул, эээх, кабы не клин да мох, то бы и плотник .... . Удачи вам, мастер.
Беня
2018-09-19 17:41:50
stranger, с композитными материалами, сложнейшие технологиями, математическими расчётами, компьютерным моделированием сможет любой дурак. А без ничего, одним тупым топором - это уже да :)
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 14:44
Обществоведение
Директор полигона в Пряже Евгений Семыкин рассказал свою версию случившегося на свалке пожара.

Чтиво

Сегодня 12:21
Без политики
Программа обучения в автошколе изменилась за последние 4 года, пожалуй, больше, чем за предыдущие 30 лет.

Опрос

Как вы считаете, достаточно ли защищены дети в образовательных учреждениях Карелии?