Отсутствие прозрачности и гласности породило недоверие к организаторам литературного конкурса главы Карелии «Во славу Отечества» и его итогам, считает представитель Союза российских писателей Надежда Васильева.
— Новый литературный конкурс главы Карелии «Во славу Отечества» вызвал серьёзную полемику не только в карельских СМИ. Озабоченность писателей, специалистов в области художественной литературы и чтения, библиотекарей и неравнодушных к этому вопросу журналистов понять можно. Премия денежная, впервые такая солидная, способная побудить к участию в литературном состязании многих писателей и поэтов республики. Само решение объявить новый литературный конкурс говорит о внимании главы республики к писательскому труду. Но, к сожалению, писатели Карельского республиканского представительства Союза российских писателей, которым я руководила с 2004 по 2020 годы, узнали о новом конкурсе совершенно случайно, за неделю до окончания срока приёма документов.
Обычно министерство культуры Карелии заранее оповещало председателей писательских сообществ о начале приёма документов на любые конкурсы. Председатель нашего представительства Ирина Львова по решению большинства писателей, обсудивших эту проблему, отправила официальное письмо на имя министра культуры РК А.Н. Лесонена с множеством вопросов относительно Положения конкурса, в котором мы усмотрели серьёзные противоречия. Кто готовил это Положение? Когда оно было принято? Какая информационная поддержка конкурса предполагается и кем она осуществляется? Была ли возможность привлечь к обсуждению Положения писателей нашего представительства? Будут рассматриваться рукописи или уже изданные книги? Если изданные книги, то за какой период? Кто войдет в жюри? Писали и о том, что сроки, указанные в Положении, не адекватны.
Само оформление документов для участия в конкурсе – дело для писательской организации весьма хлопотное: членам правления необходимо прочесть представленные произведения, написать рецензии, провести конкурс внутри представительства, общее собрание с голосованием, составить протокол и т.д. А если для участия в конкурс организация выдвигает нескольких авторов? Неслучайно предлагалось хотя бы продлить сроки приёма документов на конкурс. (Хотя создавалось впечатление, что будущие лауреаты уже известны, и Положение написано под них, причём очень поспешно и туманно). Не ясен был и уровень конкурса: международный, всероссийский или республиканский? В Положении перечислены многочисленные организации, зарегистрированные на территории Карелии, и даже органы государственной власти республики, которые могли выдвигать своих кандидатов на конкурс, в том числе и местные объединения писателей. И тут же, в самом начале Положения: «Премия является формой поощрения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства…» Так всё-таки для кого, с какой целью, для решения каких задач объявлен этот конкурс? Разумеется, заинтересованность в нём писателей из других регионов даст необходимый обмен и представление об уровне литературы в стране. И с этим никто не спорит. Но ущемляющий карельских авторов подход к организации конкурса явно нарушает необходимый баланс.
Из полученного в электронном виде (28.12.2021 года) письма первого заместителя министра культуры РК С.И. Соловьёва мы узнали, что Положение о ежегодной литературной премии, оказывается, даже «не устанавливает временных рамок по году публикации произведения». Это вызвало дополнительные вопросы. Ведь за последние годы в республике появилось немало достойных книг, изданных в том числе авторами на собственные, порой очень скромные, средства. Из-за недостатка финансирования такие издания не могут быть представлены на конкурс в твёрдом переплёте. Или сегодня берётся на вооружение только первая часть пословицы: «Встречают по одёжке…»?
После новогодних каникул вышеупомянутый г-н С.И. Соловьёв на наш официальный запрос в письме, присланном уже по почте, сообщил, что «Инициатива учреждения премии принадлежит редакции журнала «Север», изданию, в котором публикуются произведения всех авторов независимо от членства в творческих союзах. В связи с данным обстоятельством, а также тем, что редакция журнала «Север» в форме автономного учреждения определено оператором по приёму документов на соискание премии и обеспечивает её техническое сопровождение. Комиссия, которая оценивает представленные документы соискателей премии, состоит из специалистов в области литературы федерального уровня, что гарантирует независимость и объективность её работы, исключает возможный конфликт интересов между выдвигающей кандидатуру ходатайствующей организацией и членом комиссии…». В письме – ни одной фамилии! Хотя обычно организаторы серьёзных конкурсов не скрывают имён членов жюри, и даже дают о них полную информацию, и уж тем более по официальному запросу.
Что же касается «объективности», то можно взглянуть на эту ссылку: http://pisateli-rossii.ru/novosti/premiya-respubliki-kareliya/
Из интервью редактора журнала «Север» Елены Пиетиляйнен мы узнали, что жюри конкурса «не нужны карельские эксперты». Такое заявление, откровенно говоря, поразило. В республике немало компетентных специалистов в области художественной литературы и чтения, способных судить о достоинствах конкурсных произведений. Уж кто-кто, а они по роду своей деятельности обладают необходимой информацией «о культурно-просветительской деятельности карельских авторов». (Или в Положении всё-таки подразумеваются вовсе не карельские авторы?). В республике есть Карельский научный центр РАН с Институтом языка, литературы и истории, Петрозаводский государственный университет, крупные карельские издательства, Национальная библиотека РК, Централизованная библиотечная система Петрозаводска, Библиотечная Ассоциация РК (важно знать, в каких книгах нуждаются муниципальные библиотеки). А специалисты в системе образования? Им тоже, наверное, небезразлично, что будут читать наши школьники. К тому же в редакционных советах других журналов Карелии есть не только писатели, которые, по словам Елены Пиетиляйнен, «будут тянуть одеяло на себя».
Всегда с большой симпатией относилась к поэтическому дарованию Елены Евгеньевны, ценила её организаторские способности в качестве руководителя крупного журнала. Но сегодня её категоричные суждения и единоличные решения настораживают. Не подорвет ли всё это доверие писательского сообщества и жителей республики и к редактору, и к журналу «Север», в котором должна царить разумная, объединяющая сила? К большому сожалению, с помощью конкурса пока не удалось выстроить гармоничный литературный процесс, который одинаково был бы интересен региональному писательскому сообществу, и объединениям, находящимся за его пределами. На пользу ли такая ситуация руководимому Еленой Пиетиляйнен изданию? Вряд ли. Ведь что есть литературный журнал в регионе? Чем он дышит? Какова его питательная среда? Она, прежде всего, местная. Это корни, без которых журнал не имеет основы.
Судя по ответу из Министерства культуры РК, претензии к организаторам конкурса были не только у писателей нашего представительства: «Министерством культуры РК будут учтены поставленные Вами и другими творческими союзами вопросы при корректировке Положения и установления сроков приёма документов на соискание премии». (Так кто же «перетянул одеяло на себя»?).
И тут хотелось бы проинформировать читателей о том, что в декабре 2020 года в России создана Ассоциация союзов писателей и издателей России (АСПИ). Писатели России ждут от неё решения многих наболевших профессиональных вопросов, волнующих литераторов несколько десятилетий. Учредителями Ассоциации (АСПИ) являются 5 крупнейших писательских союзов, в том числе и насчитывающий 3,5 тысячи человек из 65 региональных отделений Союз российских писателей, членами которого мы являемся. Даже в сложных условиях пандемии руководство АСПИ смогло провести большую работу, создать свой сайт, где можно познакомиться с уставом Ассоциации, манифестом, увидеть фотографии и получить необходимую информацию о членах президиума Ассоциации, наблюдательного и творческого советов.
Об этих очень существенных новшествах в деятельности писательских союзов мы сообщили на встрече карельских представителей Союза российских писателей с министром культуры РК А.Н. Лесоненым. Мы пришли к главе минкультуры с надеждой на серьёзный разговор о том, что в изменившихся условиях необходимо создать сообщество писательских отделений и представительств на региональном уровне для проведения совместных литературных мероприятий (конференций, съездов, конкурсов, издания альманахов и т.п.), равно как и для совместного обсуждения и решения возникающих проблем. Предлагали создать единую компетентную комиссию из специалистов в области художественной литературы и чтения (указанных выше), возможно, в рамках совета по культуре РК. В её компетенции – присуждение республиканских премий, наград, выделение стипендий, обсуждение рукописей, достойных бюджетного финансирования, чтобы устранить всякое соперничество между писателями в этих наболевших вопросах.
Однако в министерстве культуры РК мы, к сожалению, услышаны не были. Проигнорировав все предложения, Алексей Николаевич Лесонен нашёл лёгкий способ освободить себя от излишних хлопот и проблем, связанных с деятельностью карельских писательских сообществ. Фактически он передал часть работы министерства культуры главному редактору журнала «Север» Елене Пиетиляйнен вместе с правом формировать жюри и даже принимать документы на конкурс.
Если суммировать все, что было написано и сказано официальными лицами, единственная задача конкурса – привлечь внимание к региону со стороны писательских сообществ России. Однако это можно было сделать красиво и достойно, не оскорбляя своим подходом людей, которые составляют творческую среду края, грубым нарушением элементарных норм этики. Судя по письму С.И. Соловьёва, своё недоумение высказывали не только писатели нашего представительства, но и другие творческие объединения. Отсутствие прозрачности и гласности само по себе всегда порождает недоверие к организаторам конкурса и его итогам. Любой статус конкурса не имел права лишать возможности участвовать в работе жюри региональных экспертов. Иной подход – это свидетельство явного неуважения к собственному региону, что изначально уже противоречит задачам конкурса. Стоит также напомнить, что в культуре очень ценятся такие понятия, как честь и достоинство.
Уважаемому журналу «Север» уже чуть более 80 лет. Редакторов за годы его существования сменилось много. Журнал открывал немало новых, подающих надежды авторов из глубинки, таким образом взращивая молодое поколение местных писателей. Многие литературные имена стали известны за пределами республики, тем самым преумножив её культурные достижения. В других регионах России тоже имеются свои литературно-художественные журналы, которые, в первую очередь, заботятся о развитии творческого потенциала своего края. (И многие делают это самозабвенно!).
Создание АСПИ – очень важное и долгожданное событие в писательском мире. На протяжении нескольких десятков лет между писательскими союзами, действительно, возникали разногласия и трения. Они, безусловно, мешали творчеству, из-за чего многие писатели искренне переживали. И сегодня, когда писатели России, наконец, объединились для решения серьезных профессиональных задач, не следует допускать никаких прежних «междусобойчиков» и распрей на региональном уровне. Это должен был понимать министр культуры РК, который своим необдуманным решением бросил серьёзный вызов той доброй атмосфере сотрудничества, интересам которой работники министерства должны бы служить, а не подставлять под критику конкурс – детище главы республики, оказывая ему таким образом «медвежью услугу».
Хочется надеяться, что этой важной для писателей и читателей проблеме будет наконец уделено должное внимание – как общественностью, так и главой Республики Карелия. Тогда такое хорошее начинание, как конкурс «Во славу Отечества», будет организационно соответствовать своему названию.
Надежда Васильева,
писатель, член СРП с 1996 года, председатель Карельского республиканского представительства СРП с 2004 по 2020 годы,
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание