Транспортный узел столицы Карелии играет важную роль в комфортном перемещении жителей республики, а также даёт возможность туристам увидеть всю красоту нашего региона.
Почему же так долго этот значимый социальный объект не включён в работу?
Отвечает Игорь Шкваров, генеральный директор компании «ФОРТО Инвест»* - подрядчик, который завершил свои работы на автовокзале осенью этого года.
— Почему вы решили взяться за этот рискованный «долгострой», на котором столько подрядчиков уже испортили репутацию?
— Да, этот объект – настоящий вызов! Когда нас пригласили участвовать в тендере на реконструкцию автовокзала, иллюзий изначально не было – этот заказ не про прибыль. Погрузились в документацию. Поняли, что проект потребует серьёзных трудовых, интеллектуальных и финансовых вложений. Потом я вспомнил, сколько раз слышал о том, как не хватает столице республики цивилизованного транспортного узла. Решили участвовать в тендере, чтобы внести свой вклад в развитие региона.
Целый год команда «Форто Инвест» трудилась с полной отдачей. Мы знали, что успеем в срок. Такой уровень сложности нам уже «по зубам».
— Почему предыдущие подрядчики не смогли довести ремонт автовокзала до конца?
— Сложно судить однозначно, причины разные. До нас объём работ выполнен большой. Автовокзал только снаружи выглядит просто, а внутри - сложнейшая техническая начинка. Здесь много взаимозависимых инженерных систем, которые сложно состыковать. В Карелии решение таких задач доступно по уровню опыта и образования буквально единицам!
Кроме того, исполнители должны были обладать серьезной финансовой «подушкой», чтобы осилить такие дорогостоящие работы с отсрочкой платежа, как это принято при работе с бюджетными организациями. Карантин, изменение курсов валют, удорожание стройматериалов – всё это могло «заморозить» стройку и обанкротить даже мощных подрядчиков. Ещё одна «скрытая угроза», с которой не все справятся – это недостатки устаревшего проекта от 2019 года. Некоторые решения уже невозможно выполнить – в Россию перестали поставлять такое оборудование. В части пожарной безопасности проект не соответствовал новым законам. А значит, нужно было внести правки в документацию, согласовать изменения проекта и сметы, обновить запросы на закуп материалов, оформить дополнительные соглашения к контракту и прочее.
Бумажная часть реконструкции автовокзала – это сотни и тысячи рабочих часов инженеров, проектировщиков, сметчиков, юристов, бухгалтеров и финансистов. Не у каждого подрядчика есть такие специалисты в штате. Поэтому причин для «заморозки» этого объекта было предостаточно.
— Что было сделано вами за год работ с октября 2022 года?
— Строители знают, что работы по реконструкции здания часто сложнее, чем строительство с нуля. А переделывание чужой работы – это всегда сложная инженерно-техническая задача.
Мы занимались фасадом и внутренней отделкой автовокзала, здания предрейсового осмотра и КПП. Построили тепловой пункт для стабильного теплоснабжения. Усовершенствовали перрон прибытия с навесом. Подвели городские сети: электричество, водопровод, канализация, теплоснабжение, связь. Обустроили уличное освещение. Заасфальтировали оставшуюся часть прилегающей территории. Смонтировали системы вентиляции, дымоудаления, видеонаблюдения, контроля доступа, противопожарной и охранной сигнализации. Установили подъёмник для маломобильных пассажиров. Во всех помещениях сделали отделку стен, пола, потолков. Установили окна и витражи. Доработали вместе со студентами и воплотили в жизнь дизайн-проект более современного зала ожидания.
Сам проект автовокзала уже устаревший, после 2019 года поменялись многие нормы, например, противопожарные. С иностранными поставщиками оборудования, указанного в устаревшем проекте, возникли трудности. Поэтому согласовали установку нового оборудования, внесли изменения в проектную документацию. Нашли отечественного производителя с достойным аналогом. Согласовали, закупили, установили, протестировали, устранили несоответствие.
Изменения в слаботочной системе пожаротушения повлекли за собой изменения сопряженных систем вентиляции и дымоудаления. Внесли правки в проект, выполнили монтажные и пусконаладочные работы. Это не входило в наш объем подряда, но иначе объект мог стать опасным для пассажиров и снова закрыться на ремонт. Много изменений было сделано в части вентиляции, электрики, оповещателей, доводчиков, контроля доступа, видеонаблюдения. За единую систему часофикации и учёта времени вообще никто раньше не хотел браться. Но наш главный инженер решил эту задачу.
На автовокзале мы выявили большое количество скрытых работ. Например, наружные сети были подведены некачественно. Многие моменты в проекте были вообще упущены. Например, вентиляционные короба в проекте предполагалось разместить там, где это невозможно было сделать технически. Наш директор по строительству, главный инженер, инженеры ПТО предложили эффективные решения. Мы знали, что сможем распутать этот клубок инженерных и документальных сложностей.
Поменяли прозрачную перегородку в зале ожидания, через которую можно видеть табло с расписанием рейсов. Пришлось её перезаказать из-за изменений в конструкции систем вентиляции и дымоудаления. В конце августа заказчик инициировал проверку работ, в том числе, готовность здания к осенне-зимнему периоду. Начали с проверки кровли и системы водостока, которые были смонтированы еще предыдущим подрядчиком. Провели испытания – залили кровлю водой, обнаружили протечки. Тогда мы отремонтировали эти участки, установили воронки на кровле для отвода воды. Снова провели испытания, больше протечек не обнаружили. С учётом таких скрытых работ к концу лета мы перевыполнили свой объём работ в полтора раза. Нам пришлось приложить серьезные усилия, чтобы уложиться в заявленный срок – конец августа.
В строительстве таких объектов очень важно строго соблюдать все требования к документам, фиксировать все изменения в проектной документации, письмах, соглашениях, актах. Мы ускоряли эти процессы, как могли, чтобы всё успеть в срок. Иначе бумажные хлопоты могли растянуться ещё на год. Горжусь своими коллегами и искренне благодарю их за труд.
Хочется отметить вовлеченность нашего заказчика в работу. Все согласования – без затягивания. Заинтересованность в реальном, а не «бумажном» результате. Поэтому мы смогли внедрить все технические и проектные решения максимально оперативно. Сейчас все визуальные работы завершены. Дирекция по строительству Республики Карелия и «Карелавтотранс» уже провели первую приемку.
— Что еще должны сделать на автовокзале другие службы, чтобы пассажирские перевозки оттуда начались как можно скорее?
— Да, над запуском этого объекта трудимся не только мы – строители. Что происходит прямо сейчас на автовокзале: проверка заказчиком и надзорными органами исполнительной документации, проведение лабораторных анализов, испытаний, исследований материалов. Без тщательной проверки всех систем и документов запускать такой сложный объект нельзя. Да, это влияет на сроки, но обеспечивает безопасность при эксплуатации. Одновременно идут пусконаладочные работы системы пожарного дымоудаления. Владельцы инженерных сетей тестируют качество подключения. «Карелавтотранс» завозит и монтирует оборудование, мебель, решает кадровые вопросы, работает с графиком загрузки платформ и выводом информации на табло. В этом большом проекте трудится очень много людей.
Несмотря на то, что мы выполнили уже в полтора раза больше работ, чем изначально было заявлено, совесть не позволяет нам просто взять и уйти. Помогаем коллегам ускорить все процессы! Наши грузчики заносят технику, мебель, оборудование. Клининг от «ФОРТО Сервис» проводит уборку всех помещений перед открытием. Скоро состоится важнейший этап – передача объекта от заказчика реконструкции непосредственному эксплуатанту – «Карелавтотрансу». А транспортники уже откроют двери нового автовокзала для пассажиров со всей Карелии и туристов со всей страны!
— На каких новых объектах сейчас трудятся специалисты «ФОРТО Инвест»?
— Этот опыт дал нам возможность уверенно взяться за проектирование, строительство и монтаж других социально важных объектов Карелии. Наш заказчик и коллеги оценили, как глубоко мы вовлекаемся в работу, можем придумать и реализовать сложные инженерные решения, всегда на связи. Сейчас мы ведём строительство канализационных очистных сооружений в пгт. Повенец Медвежьегорского района. Многоступенчатая система фильтрации и обеззараживания стоков сделает жизнь повенчан комфортнее, позволит сохранить природу Карелии.
Одновременно восстанавливаем сеть ливневых канализаций в Петрозаводске. Ремонтируем «ливнёвку» на въезде в Судостроительный судоремонтный завод. Постоянное движение большегрузов через этот участок повышает требования к работам. Ещё сейчас завершаем строительство ливневой канализации на перекрестке Кирова-Титова. Огромная лужа возле здания МВД много лет создавала сложности для пешеходов, автомобилистов и дорожных служб столицы Карелии.
— Какими должны быть строительные компании России, чтобы в стране строили качественно, безопасно и в срок?
— В строительство крупных объектов вовлечено огромное количество организаций и специалистов. У всех свои сроки, этапы, особенности. Согласовать всё это в единый слаженный механизм – сложная организационная задача.
Я считаю, что прогресс в российское строительство может привнести BIM-моделирование. Это программное решение, которое позволяет ещё на стадии разработки проекта увидеть все сопряжения разных систем и исключить ошибки, несостыковки по очередности работ и конфигурации оборудования. Это повлияет на сроки и качество, исключит переделки и проблемы при эксплуатации. Если бы проект автовокзала был разработан с применением BIM-моделирования, он бы уже давно функционировал. За этим будущее. Ну и известная фраза – «кадры решают всё». Технические способности должны выявляться ещё в школах, а потом развиваться в колледжах и университетах. Улучшение качества образования даст России высококлассных специалистов отрасли.
В «ФОРТО Инвест» и «ФОРТО Сервис» созданы замечательные команды с сильными специалистами. Мы за наставничество в передаче опыта. Поэтому сотрудничаем с учебными заведениями Карелии, привлекаем студентов на стажировку и работу. Для улучшения интерьера автовокзала мы организовали конкурс дизайн-проектов среди студентов архитектурного подразделения Петрозаводского колледжа городского хозяйства. Учащиеся с преподавателями приходили к нам на строительную площадку, видели, как всё происходит «на земле», предлагали свои идеи.
Мы осознаем необходимость и своего вклада в развитие специалистов. Такая практика для них очень важна. А мы всегда готовы трудоустроить грамотных и вовлеченных выпускников. Контакты нашего отдела кадров указаны на сайте. Работа в строительной сфере – это драйв от сложных задач каждый день. В этой профессии ты видишь результаты своего труда и можешь гордиться ими. Спасибо команде «ФОРТО Инвест»! Объединяя наши способности и таланты, мы вместе делаем Карелию комфортнее и современнее.
Автор: Ирина Логвиненко.
Реклама. ИНН 1000003660. ООО «Форто Инвест»
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание