Доживут ли петрозаводчане до снижения цен на проезд и причем тут транспортная реформа? Узнали у директора троллейбусного управления Виктора Клещева.
В этом году городские власти преподнесли петрозаводчанам крайне неприятный сюрприз, подняв цены на проезд в троллейбусе до 38 рублей. Конечно, пассажиры давно привыкли, что цены на билеты периодически растут. Но второй раз за полгода?
Неприятная новость наложилась на повышение стоимости проезда в маршрутках. Многие горожане так и говорили – конечно, частники взвинтили, значит, можно и на троллейбус поднять. Однако, как нам заявил директор муниципального предприятия «Городской транспорт» Виктор Клещев, повышение стоимости проезда было экономически обосновано.
По его словам, себестоимость поездки в городском троллейбусе всегда была выше, чем цена билета. Разницу берет на себя городской бюджет.
«Предприятие ежегодно направляет в администрацию расчеты для компенсации выпадающих доходов (субсидии), - отметил Виктор Клещев. - Но к концу 2022 году стало понятно, что у города не достаточно средств, которые он мог бы направить на субсидирование в текущем 2023 году. При этом себестоимость одной поездки в троллейбусе возросла с 48 до 52 рублей. Это произошло из-за повышения буквально всего: тарифа на электроэнергию, цен на запчасти и материалы. Глава Петрозаводска на планерных совещаниях и в интервью отмечал, во что обходится одна поездка, какую долю платит в бюджет города каждый пассажир. Он откровенно говорил, что бюджет располагал такими средствами, которых без повышения цен на билеты хватило бы только на первый квартал».
Кстати, как отметил директор Клещев, себестоимость разовой поездки на электротранспорте, в частности, выросла из-за повышения зарплат сотрудникам троллейбусного управления, которая до этого не индексировалась в течение нескольких лет. Ковидные ограничения предыдущих лет привели к резкому падению пассажиропотока, а значит, выручки предприятия. МУП «Городской транспорт» не имел средств повышать зарплаты своим сотрудникам. В 2021 году предприятие покинуло более 30 водителей, а также некоторые другие специалисты.
«Это очень существенно сказалось на наших возможностях поддерживать маршрутную сеть», - заявил Клещев.
С 1 января 2022 года у водителей заработная плата выросла на 15%. Получается, что, оплачивая билет, пассажиры голосуют рублем за сохранение городского электротранспорта. Хотя, конечно, всем хотелось бы, чтобы у бюджета хватало сил и дальше покрывать разницу между себестоимостью проезда и фактической ценой билета.
При этом, подчеркнул директор МУП «Городской транспорт», нельзя сказать, что предприятие осталось без государственной поддержки. Троллейбусное управление испытывает трудности не только с наличием водителей, но и с самими машинами. Поэтому покупка подряд двух партий новых троллейбусов – вологодского и минского заводов – попросту спасла петрозаводский электротранспорт.
«Если бы правительство республики и администрация города этого не сделали, сегодня мы вообще бы прекратили выпуск троллейбусов по некоторым маршрутам. Они бы закрылись. Может быть, восьмого бы не было, шестого. А благодаря этой закупке, благодаря финансовой поддержке, за счет которых выросла зарплата, благодаря всем этим спланированным мерам, мы остаемся на плаву», - заявил Клещев.
И тем не менее, директор предприятия по-прежнему оценивает ситуацию как тяжелую. Это заметно и пассажирам: несмотря на планомерный рост цен на проезд, год за годом сокращается количество троллейбусов и целых маршрутов. Не стало «двойки» и «четверки». С 30 января троллейбус №8 ходит только в часы пик по будним дням.
В 2010 году на балансе троллейбусного управления Петрозаводска было 105 машин, на линии выходили порядка 90.
В 2019 – на балансе 80, на маршрутах – примерно 52-53.
2023 год – 65 машин, из них 17 выведены из эксплуатации. Ежедневно на линии – 38-40.
Новые машины помогли сохранить действующую сеть, но и при них говорить о развитии этой отрасли не приходится. Тем более, что из 16 вологодских троллейбусов в среднем ежедневно работают 14 (проблемы с электроникой плюс техническое обслуживание), а из пяти белорусских «БКМ» - и вовсе два (две машины на гарантийном ремонте, одна побывала в известном ДТП у моста через Неглинку). Кроме новых, продолжается эксплуатация троллейбусов, выпущенных более 20 лет назад и требующих постоянного ремонта.
«Чтобы в лучшую сторону изменить нынешнее расписание, нужно не менее двух троллейбусов в пике добавить на каждый маршрут. Таких возможностей у предприятия сегодня нет. Сейчас мы в плане ежедневно должны выпускать 40 троллейбусов. А мы выпускаем 36-38 машин. Как правило, снимаются межпиковые рейсы, чтобы выполнить утреннее и вечернее расписание. Вот такая непростая ситуация», - заявил директор «Городского транспорта».
Кардинально не изменит ситуацию и крупнейшая за все последнее время поставка электротранспорта по линии Минтранса России. Напомним, в 2024 году по льготному лизингу в Петрозаводск должны прийти сразу 27 новых машин.
По твердому убеждению Виктора Клещева, развитие в сфере пассажирских перевозок карельской столице обеспечит только транспортная реформа. Суть в том, что перевозчики (маршрутки и троллейбусы) больше не будут самостоятельно собирать выручку – все деньги пассажиров получит заказчик, то есть, городская мэрия. Она же оплатит услуги перевозчиков по заранее заключенным контрактам.
Взамен у администрации появятся рычаги влияния на работу транспорта – штрафы. Но самое главное, отметил Виктор Клещев, это позволит уменьшить себестоимость проезда и повысит рентабельность работы транспортных предприятий.
«На примере троллейбусного управления скажу, что после реформы нам не нужно будет содержать некоторые диспетчерские, контролеров, взаимодействовать с платежными системами, следить за выручкой, бороться за ее поступление, считать каждую копейку. Это ложится на заказчика перевозок. Наша задача только выпускать каждый день исправные троллейбусы на маршруты. Заказала мэрия 41 троллейбус? Выпустили, и они пошли по утвержденному в администрации расписанию. Упрощается вся экономика», - отметил он.
По словам директора троллейбусного управления, в России уже много городов, которые реализовали транспортную реформу. В том числе, в соседнем Мурманске.
«Это неизбежный путь. Изученный, обкатанный во многих городах, - заявил он. - Я знаю, что и у нас эти планы будут реализованы. Как директор предприятия, в реформе вижу только плюсы. Мне бы только хотелось, чтобы все это было быстрее».
К сожалению, быстрее не получится. Например, в миллионной Перми на реформу ушло семь лет. Зато транспортную сеть привели в порядок и развивают. И в Петрозаводске дойдет дело до новых проектов, отметил Клещев. Так, уже сейчас есть планы продлить «копейку» до улицы Чистой на Древлянке или пустить троллейбус с увеличенным автономным ходом по маршруту «Кукковка – Древлянка». Троллейбус останется основным видом общественного транспорта, несмотря на все трудности, убежден директор предприятия.
Александр Батов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание