Мэр Петрозаводска подвел итоги года – эксклюзивное интервью с Владимиром Любарским.
В канун Нового года мы встретились с главой Петрозаводска Владимиром Любарским. Вступив в должность в мае 2021 года, он успел завоевать славу самого открытого руководителя столичного города. Страница Владимира Любарского в ВК — это площадка для обсуждения городских проблем и одновременно — увлекательное чтиво о жизни самого мэра.
Приключился тут друзья вот такой кошмарик
По дороге мэр бежал, а на лбу фонарик,
Тем не менее он сам правила нарушил
И толкнул чужой седан центнеровой тушей
Слава Богу живы все, и водитель тоже
Помним, правила, друзья, нарушать негоже.
Это стихотворение, написанное Любарским сразу после ДТП, в котором он сломал ногу, попало в самые популярные телешоу, сделав его знаменитым на всю страну. Просто о сложном, правдиво, остро, иронично — так пишет Любарский историю Петрозаводска и свою собственную.
И в разговоре он такой же. В преддверии нового года поговорили об основных городских проблемах и путях их решения, о политике, здоровье, семье и, конечно, вспомнили тот самый кошмарик, который приключился с мэром Петрозаводска.
— Вы ещё не пожалели, что стали мэром?
— Нет. Есть же такая поговорка: «Ни о чем не жалей». Да и повода не было о чем-то жалеть.
— За это время смогли понять, что Вам больше всего нравится и что не нравится в Вашей работе?
— Нравится, что результатом труда являются конкретные, а не виртуальные вещи. А не нравится, что не получается достичь результатов так скоро как хотелось бы.
— Мы встречались, как только Вас назначили главой Петрозаводска. Тогда Вы достаточно критически оценивали ситуацию в городе и говорили, что нужно «наводить порядок с чистого листа». Согласны, что пока далеко не во всем удалось навести этот самый порядок? Как минимум две сферы — работа общественного транспорта и уборка города — вызывают массу нареканий.
— Было бы глупо не согласиться. Но когда я говорил, что надо начинать с чистого листа, я не имел ввиду, что проблемы сиюминутно и одномоментно будут решаться.
Если говорить о транспорте, то мы, наконец-то, вступили на путь конкретных действий, которые должны нас привести к решению этой проблемы. Мы провели торги на разработку комплексной схемы движения общественного транспорта. У нас появился серьезный федеральный партнёр — РОСДОРНИИ, который в перспективе должен выдать нам рекомендации по движению городского транспорта — графику, маршрутам, подвижному составу, — и финансовой модели транспортного обслуживания населения и т.д. Этот научный труд станет ключом к осуществлению транспортной реформы в Петрозаводске, в том числе к переходу на регулируемые тарифы.
— В начале своей работы Вы заставили владельцев маршруток отказаться от повышения стоимости проезда в автобусах до 37 рублей, но так и не смогли заставить их соблюдать график движения и чистоту в салонах. Почему?
— Реального инструментария влиять на эту ситуацию у городской власти нет. Мы не можем выгнать маршруточников, расторгнуть контракты, серьезно их наказать. По большому счёту, все что мы можем, это просто писать в их адрес письма. Конечно, ситуация абсурдная, но решить ее можно только тогда, когда мы перейдём на регулируемый тариф. Будут ли это брутто-контракты, или какой-то другой механизм, нужно обсуждать со специалистами. До этого, к сожалению, в режиме ручного управления вынуждены будем существовать.
— Несмотря на тяжелое финансовое положение Троллейбусного управления, городские власти решили не повышать проезд в троллейбусах. Не загубит ли это окончательно муниципальное предприятие?
— Вместе с депутатами мы приняли такое решение, но оно будет действовать не весь 2022 год, а только ближайшие месяцы. Мы посчитали, что при ненадлежащем качестве услуг, которые на сегодняшний день предоставляет Троллейбусное управление (объективно это так!), повышать плату за проезд всё-таки не совсем логично.
Я бы предложил депутатам вернуться к этому вопросу, когда на линии выйдут новые троллейбусы, — планируется 15–16 новых единиц техники закупить. Я думаю, что это произойдет в первом полугодии 2022 года.
— Вы ставите для себя какие-то сроки: когда заработает новая схема движения транспорта, и город перейдет на регулируемый тариф?
— О переходе на регулируемый тариф мы обязаны будем уведомить наших перевозчиков за полгода. Как только получим новую схему, так сразу и уведомим. Я думаю, что 2023-й станет годом активных действий по осуществлению транспортной реформы. И это же не только новая схема и регулируемый тариф, это новая финансовая модель — единый проездной, валидаторы и т.д.
Кроме этого, мы будем разбираться, как нам поступать с троллейбусным депо, которое находится в жилом районе и уже не соответствует тому уровню, к которому город пришёл в результате своего развития. Надо думать, каким образом его выносить за пределы города, в одной или двух точках создавать мощности для ремонта троллейбусов. На мой взгляд, сложившаяся схема движения идет в ущерб Троллейбусному управлению, а приоритет должен быть таким, что сначала троллейбусы, а потом уже партнеры, которые на коммерческой основе обслуживают маршруты на автобусах.
— Про перенос троллейбусного депо — интересная тема. В кулуарах говорят, что этот кусок земли очень понравился застройщикам, и они хотели бы организовать там жилищное строительство. Именно поэтому будет убираться с Московской троллейбусное депо?
— Кто является автором этих теорий, пускай туда сначала придёт своими ногами, увидит и поймёт, что это проще снести, чем отремонтировать. На самом деле там все в полуаварийном и нерабочем состоянии. И наши предшественники это понимали. Они думали о том, чтобы перенести троллейбусное депо, а будет ли там жильё, или общественно-деловая застройка, это уже предмет Генплана и общественных слушаний.
Никто из застройщиков на сегодняшний день к нам не приходил: «Давайте мы там что-нибудь построим». Но сама логика диктует, что троллейбусное депо там не должно находиться.
— Еще одна острая тема — уборка города. Очень много жалоб поступает, и поэтому не могу не напомнить: еще в мае-июне Вы говорили, что будете менять подрядчика. Почему не расстались и все-таки вошли в зиму с «ТехРентом»?
— Мы взвешивали риски и понимали сложность ситуации. Действующий контракт на уборку города, который был начат в 2019 году, заканчивается в июне 2024 года. Когда мы задумались о расторжении этого контракта, то понимали, что остаться ни с чем нельзя, — нужен партнёр, у которого не будет недостатков сегодняшнего. Мы считаем, что это должно быть юридическое лицо, привязанное к Карелии, не исключено, что и с государственным участием. Нам не нужен тот, кто сегодня здесь, а завтра — там, и даже морально не связан ответственностью перед горожанами. Но таких игроков на сегодняшний день раз, два и обчелся, их по пальцам можно пересчитать, а, если уж называть вещи своими именами, то единственное предприятие, которое может рассматриваться в качестве потенциального партнёра, то это Кондопожское ДРСУ.
Коллеги из Кондопожского ДРСУ посмотрели вдоль и поперёк этот контракт и сказали: «Извините, при действующих ценах и объемах финансирования мы не в состоянии прийти на смену «ТехРента». И я их понимаю, потому что эти же деньги пять лет назад и сейчас, существенно отличаются: растёт стоимость горюче-смазочных материалов, людям надо повышать зарплату и так далее… Это первая история.
Вторая история, — у нас много территорий, которые не вошли в контракт. Например, строящаяся Древлянка, где уже живут люди. Раньше «ТехРент» эти «белые пятна» убирал, но не за деньги, а по просьбе администрации. Когда финансовая устойчивость подрядчика пошатнулась, они и с этими объемами перестали справляться. Мне кажется, такой ситуации в принципе быть не должно, когда целые улицы обслуживаются на основе благотворительности.
В итоге мы решили оставить «ТехРент», так как у них и техника была в наличии, и пескосоляная смесь заготовлена. Можно сказать, понадеялись, потому что никто другой на смену приходить не захотел.
— Как считаете, должны ли власти извиниться перед горожанами за то, что творилось в Петрозаводске в условиях снегопадов?
— Да, я считаю, что нужно ещё раз принести извинения горожанам за те трудности, которые они перенесли. С другой стороны, эти природные снежные аномалии подвигли республиканскую и городскую власть к неформальным, нестандартным решениям. Мы поспособствовали, чтобы был заключён договор субподряда между «ТехРентом» и Кондопожским ДРСУ. На сегодняшний день на улицах города работает техника «ТехРента», Кондопожского ДРСУ, Петрозаводского ДРСУ и техника, которую нам предоставляет бизнес на благотворительной основе.
В таком ручном режиме мы должны дожить до апреля, чтобы потом найти юридическое и практическое решение, которое позволит дальше существовать.
— Допустим, Вы расторгаете договор с «ТехРентом», что дальше?
— Во-первых, все, что мы планируем, может и должно соответствовать 44-му федеральному закону. Я думаю, что нам необходим генподрядчик, и вижу в этом статусе Кондопожское ДРСУ, поскольку учредителем этого предприятия является республиканская власть, и существует моральная ответственность за результат труда — это люди, живущие в республике. Кроме этого, несколько субподрядчиков. В частности, мы говорили с депутатом Петросовета Александром Калько, который является руководителем ООО «Недра». Сейчас эта компания помогает нам чистить улицы в Соломенном. У них есть люди, техника, да и профиль работы совпадает. Они могут прийти на субподряд к Кондопожскому ДРСУ в Соломенном и в районе Сулажгорского кирпичного завода. Наверное, 2–3 игрока, помимо Кондопожского ДРСУ, это вполне допустимая история, которая позволит осуществить конкурентную и гарантированную среду по содержанию дорог Петрозаводска в надлежащем виде.
— О передаче этих функций муниципальному предприятию Вы не задумывались?
— Я с большим сомнением к этому отношусь, потому что на сегодняшний день прибыльных МУПов нет вообще. А ещё мы должны помнить, что федеральная власть нас двигает в сторону разгосударствления определенных отраслей экономики.
— Если Вы досрочно расстанетесь с «ТехРентом», не понесет ли город какие-то финансовые потери из-за этого? Например, в случае юридических споров и судов по их инициативе?
— У нас слишком много объективных претензий к «ТехРенту» для того, чтобы город остался в накладе. Я думаю, что наш партнёр будет думать, как ему самому благополучно унести ноги.
— Еще один острый вопрос, который будоражит сейчас горожан – планы по строительству на Кургане новых спортивных объектов, из-за которых может быть уничтожен участок городских лесов и благоустроенная недавно «Зеленая тропа». Вы разделяете беспокойство общественников по этому поводу?
— Мне кажется, главная причина того, что эта тема всех взбудоражила, — недостаточное информирование о проекте. Мало кто знал, оказывается, что у нас планируется строительство новой спортивной инфраструктуры на Кургане. Наверное, если бы об этом изначально давалась какая-то простая и наглядная информация, мы не получили бы негативной реакции.
Что на мой взгляд, необходимо сделать сейчас? Во-первых, создать при Минспорта рабочую группу по сопровождению проекта, в которую вошли бы представители спортивной общественности, экологи, депутаты — городские и республиканские. Я и сам готов в нее войти, и не только как мэр, но и как человек, который регулярно физкультурой занимается.
Эта группа должна выяснить, сколько деревьев может быть вырублено при строительстве, и высказать предложения, как минимизировать ущерб экологии. Второй вопрос — доступность объекта для горожан, не имеющих отношение к профессиональному спорту. Объект за забором, который будет открываться только для международных соревнований, конечно, никому не нужен. Но в концепции этого и нет — два больших участка присоединены как раз для того, чтобы дать возможность на территории комплекса развивать не только профильные активности.
Считаю, что необходимо сохранить свободный проход для пешеходов вдоль Лососинки на протяжении всего объекта. Что касается дороги, то она должна быть предназначена исключительно для проезда к лыжно-биатлонному комплексу служебного транспорта. С учётом того, что торги на ее проектирование уже объявлены я предложил министерству транспорта Карелии их отменить. Новое техзадание нужно формировать, посоветовавшись с теми, кто создавал «Зелёную тропу» и сейчас ей активно пользуется.
Я тоже по ней бегал до травмы и прекрасно понимаю, что если здесь создать дорогу общего пользования — то это саму идею «Зелёной тропы» погубит на корню. Надо искать решение, которое позволит ее сохранить по существу, даже если придётся где-то дорабатывать форму.
— Вы возглавляли партийный список «Единой России» на выборах в Петросовет, но в партию, насколько я знаю, так и не вступили. Рассматриваете такой вариант?
— Нет, не рассматриваю. Да, идеологически я сторонник «Единой России». Я этого не скрываю, и все шишки за практические решения, которые падают на «Единую Россию», разделяю. Но правильнее, я думаю, оставаться беспартийным. Это позволит мне чуть более свободно в интересах горожан работать со всеми фракциями в Петросовете.
— Есть мнение, что именно Вы сегодня реально управляете Петросоветом. Так ли это? Как в принципе складывается диалог с депутатским корпусом?
— Это не так. Наверное, в силу калибра фигуры так думают, раз человек пришел с должности зама главы республики по внутренней политике, значит принес с собой соответствующие ресурсы. Но за прошедшие месяцы, я думаю, уже стало понятно, что в Петросовете есть свои игроки, которые реально этими вопросами занимаются, и глава Петрозаводского городского округа для них не указ.
Задача у меня другая — организовать взаимодействие между администрацией и Петросоветом на каком-то более живом уровне — более предметном и действенном, чем он был раньше. Мне кажется, что сейчас мы движемся в правильном направлении. Даже то, что у нас есть общий чат, где мы можем обсуждать проблемы, вместе искать практические решения и налаживать межличностные отношения, уже о многом говорит.
— Но за все время работы нового Петросовета не было ни одного решения, когда мнение депутатского большинства не совпало бы с позицией администрации…
— Это как раз говорит о том, что мы превентивно, на стадии черновиков выкладывали документы в чат и предварительно обсуждали. Поправка по распределению 1,4 млрд рублей существенно изменилась к моменту утверждения на Петросовете после того, как мы первичный список скинули на обсуждение. Предварительное детальное обсуждение — это ключ к решению подобных вопросов.
— Как ни странно, Вас все время называют в качестве будущего кандидата от власти на выборах главы Карелии, которые состоятся в сентябре 2022 года. Как Вы к этому относитесь?
— Я с улыбкой на это смотрю. Так говорят либо люди, которые не понимают сегодняшние политические реалии, либо те, кто предпринимают безнадежные попытки рассорить нас внутри команды. Ничего из этого не получится, уверяю вас. Моей фамилии никто никогда не увидит в избирательном бюллетене на пост главы Карелии. Все могут спать спокойно уже сейчас.
— Если в это время Артур Олегович Парфенчиков будет занимать какую-то другую должность, почему бы и нет?
— Никогда такого варианта не будет. По объективным причинам. Чтобы всех успокоить, можно сказать это сейчас.
— С тех пор как Вы пришли на работу главой Петрозаводска, в администрации произошло достаточно много кадровых изменений. Почему Вы распрощались с людьми из команды Ирины Мирошник?
— Мне кажется, это естественный процесс, когда приходит новый человек. Но не вся же городская администрация строевым шагом вышла за двери! Обновление всегда есть. Иногда по каким-то объективным причинам, иногда по межличностным. Кому-то может быть не комфортно. Кого-то, может, я тревожу ночами СМС и WhatsApp-сообщениями. Но в целом я никого не выгонял. С кем-то не сошлись характерами, но абсолютно со всеми расстались мирно. И говорить о том, что коллектив, собранный Ириной Юрьевной Мирошник, ликвидирован, — несправедливо.
А приток в администрацию людей из республиканской власти —это гарант нормального взаимодействия между городом и республикой.
— Тем не менее, было неожиданным увольнение Андрея Беккелева: в разгар снегопада из мэрии ушел человек, который курировал уборку города. Что произошло?
— Я думаю, что Андрей Александрович, взял на себя ответственность. Когда первичную разруху разгребли, я его дальнейшее нежелание работать в городской администрации одобрил.
— Много говорили о том, что бывшему главе Петрозаводска Ирине Мирошник предложат работу в региональном Управлении статистики, но так и не предложили. У Вас не было мысли позвать Ирину Юрьевну Мирошник на работу?
— Знаком с Ириной Юрьевной не понаслышке. Она человек самодостаточный, уважающий себя, думаю, что подобного рода предложение не было бы ей интересно.
— Ожидаются ли ещё какие-либо кадровые изменения в мэрии Петрозаводска?
— Никаких кадровых изменений не планируем, но жизнь не стоит на месте, кто-то может захочет пойти на повышение или в бизнес уйти. Сейчас коллектив сложился, людям комфортно работать, они помогают друг другу, и в принципе меня это устраивает.
— Широкий общественный резонанс вызвало увольнение директора спортшколы №7 Дениса Семёнова. Как Вы оцениваете сложившуюся ситуацию и связанную с ней задержку реконструкции стадиона «Юность»?
— Я, конечно, знаю об этой ситуации, потому что являюсь работодателем директора. И, собственно говоря, это я принимал итоговое решение о его увольнении. Как работодатель я был вправе это сделать, так как в контракте есть пункт о расторжении трудовых отношений без объяснения причины.
Мне кажется, ключевой момент в том, что сам Семенов с этим фактом увольнения согласился, по истечении срока никуда его не обжаловав. В социальных сетях он написал, что согласен, уважает решение главы и в этой связи призывает участников, которые стоят на его стороне, не создавать конфликт.
На этом, мне кажется, можно поставить точку. Арбитражный суд продлил договор на реконструкцию стадиона «Юность» с тем подрядчиком, которого пытаются выставить корнем зла в этой ситуации. Я думаю, что надо двигаться дальше и искать пути решения негативных последствий со стороны Футбольного союза.
— Вы очень активны в социальных сетях, может быть поэтому история с ДТП и сломанной ногой получила такую известность. Как Вы считаете, нет ли перебора в том, что Вы слишком много рассказываете подписчикам о своей личной жизни?
— Ну это вопрос риторический! Во-первых, это личная страница, но поскольку подавляющую часть моей личной жизни занимает работа, то, в основном, о работе и приходится рассказывать. Тем не менее, жизнь состоит не только из работы.
Я стараюсь быть естественным: захотелось написать, какую книгу сегодня прочитал, какой фильм посмотрел, — напишу.
Мне хотелось бы, чтобы горожане понимали меня как человека, а не просто как чиновника или как набор неких функциональных обязанностей. Поэтому я рассказываю о том, что мне интересно, и о том, что, на мой взгляд, может быть интересно горожанам.
Яркий пример — наши совместные со Станиславом Гайдуком загадки на тему истории Петрозаводска. Кстати, я не пишу их в рабочее время, да и загадываем мы их после 18 часов.
— Вы раньше никогда не рассказывали, что это Станислав Гайдук Вам помогает. А кто больше участвует?
— Я никогда этого и не скрывал. У нас просто тандем творческий сложился. Есть такой интересный человек — краевед, учитель истории Станислав Гайдук, с которым мы нашли общий язык. Мы иногда ходим по городу, я с интересом слушаю его рассказы. Надеюсь мы все-таки найдём реальную могилу Чарльза Гаскойна.
— Вся страна узнала про мэра с фонариком на лбу, которого сбила машина. Расскажите, почему Вы все-таки бежали по проезжей части? Там же есть тротуар.
— Не хочу себя оправдывать, но я никогда по проезжей части не бегал, всегда переходил через дорогу и бежал по тротуару. А в тот раз я просто был слишком загружен рабочими и семейными проблемами. Думал, наверное, о чём-то другом.
Надо к этому философски относиться. Наверное, есть карма, рок, судьба. Что случилось, то случилось, и слава Богу, что все это не имело более тяжких последствий. Уже лёжа в палате, загипсованный, подумал, как хорошо, что я не сломал обе ноги!
— Почему Вы решили первым рассказать об этом?
— Так в этой ситуации, когда ты уже лежишь в больнице, и тебе нечем занять себя, чтобы не думать о боли, что еще можно придумать? Наверное, это было способом отвлечься от горечи происходящего. А, во-вторых, я прекрасно понимал, что если не расскажешь сам, то расскажут другие, но уже не так, как все было. Ну и третье, я вообще ко всему в жизни стараюсь относиться с долей юмора, и если есть возможность улыбнуться и посмеяться над самим собой, то почему бы этой ситуацией не воспользоваться?! Вот я и написал то шутливое стихотворение.
— По этой же причине решили первым признать вину в ДТП?
— Ну я же виноват! Ситуация была публичная, и что мне делать — обвинять водителя? Я помню, что он сам был в шоке, когда пытался мне помочь, а я не в состоянии был ему ответить или каким-то образом его утешить.
— Вам эта известность на уровне шоу Урганта нужна? Как вы относитесь к тому, что случай с ДТП и сломанной ногой стал таким популярным?
— Да спокойно отношусь. Мне кажется, это тема для доброй улыбки. Потому что ничего злобного я не услышал в свой адрес. Мне кажется, даже какая-то позитивная оценка была. Как там сказал Ургант? «Легко, все это было написано».
На самом деле легко. Поэтому я философски отношусь к подобного рода вещам. Они имеют место быть вне зависимости от того, как бы мы к ним не относились. Раз так, почему бы это не воспринимать как данность?
— Как сейчас ваша нога?
— Значительно лучше. Врачи, которые ведут удаленный мониторинг моих успехов в реабилитации, хвалят.
В понедельник я проплыл километр за полчаса, и это, наверное, свидетельство того, что в назначенное срок я всё-таки наступлю на две конечности и пойду своими ногами.
— А когда этот срок?
— 12 февраля истечёт три месяца с периода травмы. Это и есть та дата, которая является переходной с точки зрения возвращения к полнофункциональному движению. Слава Богу, технологии шагнули достаточно далеко и сейчас уже не нужно все это время ходить в гипсе. Есть варианты, чтобы реабилитироваться быстрее, поэтому я стараюсь себя физически нагружать.
— Как Вы сейчас тренируетесь?
— Хожу в бассейн по утрам перед работой. Главное осевой нагрузке не подвергать ногу, а все остальное можно: маши, сгибай, разгибай.
— То есть 12 февраля, если все хорошо, Вы уже без ходунков и костылей будете наступать на обе ноги?
— Надеюсь, что пойду на работу своими ногами.
— В марте в Петрозаводске будет проходить чемпионат мира по зимнему плаванию. Раньше Вы участвовали, а в этом сезоне получится?
— Как это ни грустно, но для меня чемпионат мира по плаванию закрыт. Вряд ли я буду находиться в той физической форме, чтобы кого-то удивить своими успехами. Но тем не менее, я не оставляю надежд и продолжаю тренироваться.
Будем оценивать состояние ближе к дате. Заявка моя осталась, а там уж решение примет Игорь Лукин - тренер нашей команды, это ему решать.
— Как собираетесь праздновать Новый год?
— В кругу семьи. Я, супруга, сын, дочь, наверное, приедет из Москвы, у неё каникулы.
— Что бы хотели пожелать жителям Петрозаводска в новом году?
— Здоровья. Исходя из своего грустного опыта, желаю здоровья троекратно! И пусть все будут счастливы. Если человек счастлив, все остальное имеет приходящий характер.
— Вы счастливы?
— Да. В общем-то у меня никаких сомнений в этом нет. Иногда ощущение счастья ускользает из-за того, что занимаешься сиюминутными, прагматичными вещами. Но в целом это не мешает мне быть счастливым человеком.
Помните, как сказал классик? «Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно».
Я существую в обратной парадигме. Делаю то, что нужно, и это дает мне ощущение счастья.
Беседовала Наталья Захарчук
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание