В ближайшее время власти собираются окончательно решить вопрос о том, кто отвечает за уборку контейнерных площадок в республике.
То, что в нормативной документации именуется «местом сбора твердых коммунальных отходов», простые люди обычно называют «помойкой». В этом ничего странного нет: зачастую площадки, на которых установлены контейнеры для мусора, у нас выглядят, как помойки, пахнут, как помойки, и отношение к ним соответствующее. В столице Карелии захламленность мест сбора ТКО постепенно стала коммунальной проблемой № 1, потому что это привело к неконтролируемому размножению крыс.
Читайте по теме: «Порочный круг мусорок Петрозаводска».
Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев это связано с тем, что у мусорной площадки нет хозяина. Скажем, половина ее находится на муниципальной земле, и обслуживать ее должен город, а половина — на придомовой территории, и это уже в ведении Управляющей компании. Или земля вообще «ничейная». А с 2019 года сюда добавились еще и полномочия региональных операторов в сфере обращения с ТКО, именно они закупают контейнеры и следят за их исправностью. В общем, единого ответственного лица нет. В такой ситуации у нас обычно не делают что-то совместно, а вообще ничего не делают.
Этой проблемой озаботились на самом верху. Сейчас в Государственной Думе готовятся принять закон, согласно которому региональных операторов наделят правом на создание и содержание мест накопления ТКО на основании трехстороннего соглашения.
«Новый законопроект позволяет передавать функции по созданию и содержанию контейнерных площадок региональным операторам и включать это в тариф на услуги по обращению с ТКО, — прокомментировал законодательную инициативу сенатор от Карелии Игорь Зубарев. — Создание регоператором мест накопления ТКО будет осуществляться в соответствии с инвестиционными программами. При установлении единого тарифа на услугу оператора, заключившего соглашение, учтут расходы на создание и содержание мест скопления мусора».
Но важно понимать: новый закон не обяжет регоператоров следить за мусорными площадками, а отдает это решение на уровень регионов. То есть наши республиканские власти будут решать, возложить эту обязанность на «Карельского экологического оператора» или нет.
Но если нет — какова альтернатива? Оказывается, еще три года назад у муниципалитетов появилась возможность обязать «управляшки» следить за порядком на мусорках. Сразу после начала мусорной реформы на далекой Камчатке начались суды по этому вопросу: управляющая компания оспаривала предписания местных органов власти, заставляющие ее следить за контейнерной площадкой, находящейся на муниципальной земле. Дело дошло до Верховного суда России, который и поставил в нем точку.
Определение ВС РФ № 303-ЭС21-1332 от 16 марта 2021 г. закрепило эту обязанность за «управляшкой», и все суды предыдущих инстанция также пришли к этому выводу.
«Суды исходили из того, что организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества МКД (многоквартирного дома — ред), — говорится в определении. — Общество как управляющая организация в силу договора управления многоквартирным домом обязана надлежащим образом организовывать и содержать места (площадки) накопления ТКО для обслуживания МКД».
Таким образом, если региональное правительство не захочет возложить содержание «мусорок» на регоператора, эта обязанность автоматически перейдет к управляющим компаниям. Остается только вопрос, насколько в этом случае подрастут их тарифы на содержание наших домов?
Автор: Максим Берштейн
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание