"Мы превратились в маленький Краснодарский край"

Аналитика. Капитал
16:35, 01 Сентября 2020
фото: © Столица на Онего

Карелию накрыл туристический поток, к которому республика оказалась не готова.

Минувшим летом Карелия столкнулась с небывалым туристическим бумом. Оказавшись перед закрытыми из-за коронавирусной пандемии границами, россияне отправились на отдых по отечественным курортам, историческим и природным достопримечательностям, и на небольшую лесную республику обрушился поток желающих увидеть "остроконечные елей ресницы над голубыми глазами озер". 

Как считает генеральный директор туристической базы "Карьяла парк" Дмитрий  Кузнецов, к такому наплыву туристов регион был не готов. "Столица на Онего" попросила руководителя известной туристической компании подвести предварительные итоги летнего сезона и спрогнозировать ситуацию в отрасли после того, как турпоток схлынет.


Дмитрий Кузнецов. Фото: Валерий Поташов

 – Полгода назад мы обсуждали с тобой довольно плачевное положение, в котором оказалась туристическая отрасль Карелии в условиях коронавирусного локдауна после провальной теплой зимы. Думаю, никто и представить тогда не мог, что ждет республику летом. Вы тоже ощутили этот бум?

– За последние пять лет это – самый высокий сезон, и можно сказать, что это – действительно бум. В общем-то, такого сезона у нас не было никогда. Прежде всего, это видно на нашей гостиничной загрузке. Мы начали принимать туристов с середины июня, сейчас у нас забронированы гостевые дома до конца сентября, и "продан" почти весь Новый год, и когда нам звонят люди и интересуются, можно ли им снять дом более чем на двое суток, у нас для них ничего нет. Мы работали со 100-процентной загрузкой весь июль и весь август.

– Как я понимаю, это началось сразу, как были сняты ограничения на прием туристов?

– Люди обращались к нам еще тогда, когда действовали эти ограничения, пытались что-то забронировать без предоплаты и просили сообщить им, как только можно будет приехать в Карелию на отдых. Как только мы открылись, обзвонили всех наших клиентов, и 30 процентов мест было занято уже в первую неделю. Это те люди, которые просто ждали снятия коронавирусных ограничений.

Но важным фактором, повлиявшим на туристический бум, оказалось закрытие границ. Те, кто раньше отдыхал за рубежом, в том числе не только на дорогих курортах, а, например, в Турции или Восточной Европе, остались ни с чем и стали искать другие варианты. Жители Санкт-Петербурга и Москвы обратили внимание на ближайшие к ним регионы, тем более что Дальний Восток с его экзотикой был закрыт для туризма довольно долго, а на российском юге – в Краснодарском крае – в нынешнем году яблоку негде упасть, и цены взлетели до небес. Тот, кто не смог позволить себе Дальний Восток и юг, стал смотреть на Север, и Север этим летом получил такое количество туристов, которое он не видел, наверное, никогда.

– То есть на повторение такого бума в Карелии рассчитывать не стоит? Все дело в коронавирусе и закрытии границ?

– Я думаю, нам сложно рассчитывать на такой же туристический поток, когда границы откроют. Во-первых, люди хотят видеть на отдыхе разные места, а во-вторых, количество мест в Карелии, которые доступны для комфортного и интересного туризма, ограничено. Будем откровенны: не все готовы спать в палатках где-нибудь в болотах или смотреть рассветы на берегу какой-нибудь речушки в лесной глуши, куда они ломились с рюкзаками двое суток. Люди ищут комфортные места и яркие места для запоминания, но, кроме того, это должны быть места, в которые можно легко добраться самим. Большая часть наших соотечественников не отличается высокой платежеспособностью, поэтому они будут стремиться сэкономить на турах. В Карелии за две-три недели в один сезон можно посмотреть практически все, куда можно доехать, а количество комфортных мест для проживания туристов не так велико, и люди, не готовые к палаткам, просто не поедут смотреть красивые места, где нет гостиниц или турбаз. По этим причинам рассчитывать на повторение нынешнего туристического потока в Карелию точно не стоит.


Не все туристы готовы спать в палатках. Фото: Столица на Онего

– Небывалый туристический бум в Карелии отразился и на ценах на туристические услуги, которые уже не слишком отличаются от российского юга. Кто-то даже в шутку сравнил республику с Норвегией, где все дорого, но туристы туда все равно едут. Может, туристической отрасли Карелии так и двигаться по "норвежскому пути" в расчете на дорогой природный туризм?

– А Карелия всегда была дорогой…

– И с чем это связано?

– Прежде всего – с нашим туристическим сезоном. Мы прекрасно понимаем, что в апреле-мае и с середины сентября до конца ноября в Карелии делать нечего. Даров леса нет, дороги грязные, дождь сверху льет, то ли тепло, то ли холодно, то ли сыро, то ли не пойми как. Любой осмотр достопримечательностей превращается в это время в какое-то преодоление, поэтому весь туристический бизнес в Карелии пытается за два коротких сезона – зиму и лето – заработать себе на весь оставшийся год. То есть наши короткие сезоны должны выкормить нас до следующих сезонов.

Быть Норвегией? Норвегия – это бренд! Карелии стать туристическим брендом довольно-таки сложно, потому что уровень предлагаемых в республике услуг зачастую не отвечает цене. Люди едут на сплав, платят деньги, хотят получить ярких впечатлений, а после этого полторы недели питаются макаронами с тушенкой, инструктор пьет, палатки текут. Люди возмущаются: "За что мы платили такие деньжищи?". А для туристического бизнеса в Карелии это не такие и "деньжищи", потому что он вынужден их размазать на весь год. То же самое с труднодоступными местами, где люди заезжают в гостиницу, а там советские тумбочки и кровати с каким-то непонятным бельем.


Дмитрий Кузнецов считает, что на повторение туристического бума в Карелии рассчитывать не стоит. Фото: Валерий Поташов

В этом году многие туристы, которые приехали, к примеру, в Приладожье, оказались удивлены негостеприимством Карелии, и связано это было с тем, что местные жители поняли, что на приезжих можно сорвать денег. Мы превратились в маленький Краснодарский край: люди стали сдавать туристам квартиры, дома и при этом заламывать немыслимые цены с таким видом, что они делают гостям какое-то одолжение.  

Когда в Норвегии турист приезжает в гостиницу, ему улыбаются и отставляют номер телефона, по которому можно звонить круглосуточно, если у человека возникли какие-то вопросы. Это сервис! Но, к сожалению, в Карелии такого сервиса еще нет, а когда идет массовый туристический поток, оказывается массовая услуга, и республика была к ней не готова. А что будет в следующем году, пока прогнозировать сложно.

Интервью записал Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.