Насколько успешно республика продает свой медиа-образ?
Еще с 60-х годов прошлого столетия Карелия ассоциируется у жителей страны исключительно с «остроконечными елей ресницами над голубыми глазами озер». Написавший эти строки советский поэт-песенник Ким Рыжов более чем на полвека запустил самый узнаваемый медиа-образ республики, растиражированный прессой, кино и телевидением, и, как показал «интеллектуальный стендап», состоявшийся в стенах Национального театра Карелии в конце прошлой недели, этот образ за минувшие годы не слишком изменился.
Поговорить о нем организаторы встречи из креативного сообщества CreatePtz пригласили пресс-секретаря главы республики Марину Кабатюк, доцента Петрозаводского университета Наталью Шилову, маркетолога Ксению Астапову и журналистов государственного телерадиовещания. Отсутствие среди спикеров представителей туристического бизнеса, которые непосредственно имеют дело с медиа-образом региона, и известных карельских блогеров, которые его формируют, свело довольно долгий разговор к тому, как этот образ представлен в медиа-пространстве республиканской властью.
Пресс-секретарь главы Карелии Марина Кабатюк не скрывала, что видит свою задачу в создании благоприятного имиджа региона и пытается для этого «вызвать чистую, положительную эмоцию».
«Наверное, не открою никаких секретов, все вы прекрасно знаете, и нам хотелось бы к этому стремиться, что Карелия — это экологически чистый регион, — заявила Марина Кабатюк. — Это — край лесов и озер. Это — край, где можно укрыться от шума мегаполиса, отдохнуть на лоне природы. Это — край с богатейшей культурной традицией, с богатейшей историей, это все очень важно. И, кстати, мы проводили социологию, и жители России, когда у них спросили, с чем у вас ассоциируется Карелия, они сказали, что это — русская Скандинавия. Такая же, может быть, где-то сдержанная, но в то же время вежливая. Такая красивая, но по-скандинавски величественная. Это очень приятное, на мой взгляд, сравнение, и нам хотелось, конечно, ему соответствовать».
По словам губернаторского пресс-секретаря, такой имидж Карелии республиканские власти пытаются продвигать на различных экономических форумах, выставках и презентациях. Кроме того, карельские чиновники устраивают пресс-туры в республику для известных журналистов и блогеров.
Как рассказала Марина Кабатюк, в Карелию даже хотели пригласить популярного британского телеведущего Джереми Кларксона, который готов был устроить тест-драйв на карельских озерах, но пандемия ковида помешала этим планам.
«Случился коронавирус, и мы не успели, хотя уже, что называется, билеты были на руках, — посетовала пресс-секретарь главы Карелии. — К сожалению, понимаем, что в нынешних реалиях осуществить этот проект нам, наверное, не удастся».
Доцент кафедры русской литературы и журналистики Петрозаводского университета Наталья Шилова предложила участникам «интеллектуального стендапа» самим назвать те образы, с которыми у них ассоциируется Карелия, и большинство собравшихся в Национальном театре вспомнили болота, камни, озера, леса, камень, калитки и комаров. Интересно, что почти никто не упомянул карелов, которые, собственно, дали название региону, и республику, как его государственный статус.
Для сравнения ученый из Петрозаводского университета привела данные исследования образа Карелии, которое проводилось около двадцати лет назад, и, как выяснилось, он почти не изменился. Это все те же «покрытые мхом скалы», а также «озера, лес, и никакого солнца». «На первом месте стоят образы природные — не цивилизационные и не культурные», — констатировала Наталья Шилова.
Иными словами, Карелия по-прежнему видится россиянам сквозь «остроконечные елей ресницы над голубыми глазами озер». Однако, как отметила доцент ПетрГУ, в исследовании двадцатилетней давности был зафиксирован антропологический образ республики как «страны унылых лиц», где, по словам жителей других регионов, все пребывают в задумчивости, и никто не улыбается.
Наталья Шилова попыталась также проанализировать, как выглядит Карелия в российском медийном поле, и обратилась к одному из самых влиятельных изданий страны — газете «Коммерсант». Как сообщила ученый, за последний год это издание упоминало республику 352 раза, и чаще это было связано с выборами, что, в общем, вполне объяснимо: в 2022 году в Карелии проходила губернаторская кампания. Однако, помимо выборов, издание «Коммерсант» интересовали в республике тарифы, туризм и рыба.
Очевидно, что благоприятный медиа-образ региона во многом формирует его туристическую и инвестиционную привлекательность. К сожалению, профессионально оценить это влияние на «интеллектуальном стендапе» было некому, но маркетолог Ксения Астапова обратила внимание на удручающий вид официального портала органов республиканской власти, который для многих является лицом региона в интернете. Астапова назвала этот портал не просто устаревшим, а «убитым» и заметила, что его состояние «очень сильно бьет по репутации» республики.
«Если бы Карелия была бы компанией, которую мне предложили взять в проект, я бы сказала: «Не позорьтесь. Давайте быстренько переделаем», — заметила маркетолог.
«Это наша боль, — согласилась с Ксенией Астаповой пресс-секретарь карельского губернатора Марина Кабатюк. — Сайт правительства Республики Карелия был одним из первых, который появился в Российской Федерации у органов исполнительной власти. Это был 1994 год, его создавали вместе с Петрозаводским университетом. Тогда этот сайт был новейшим и крутейшим, и это вообще было что-то новое в Российской Федерации. С тех пор — внимание! — модернизировался сайт всего один раз. Поэтому, когда я слышу давайте быстренько сейчас все переделаем, мне прямо хочется плакать, потому что быстренько не получится — это бюджетные деньги. Чтобы переделать, нам нужно идти в Законодательное собрание, вносить поправки в бюджет, а дальше нам скажут: «Что? На пиар? Не, ребята, нам вначале детские сады и школы построить. Давайте с этим сайтом еще посидим». Вот и все. Много раз пытались, к сожалению, пока не получается так быстро».
Между тем прошлогодние рейтинги инвестиционной и туристической привлекательности российских регионов свидетельствуют о том, что Карелия не входит в число лидеров ни по одному из направлений. Так в Национальном туристическом рейтинге республике досталось только 29 место, а в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности регионов — лишь 50-е.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание