У людей денег нет и не будет

Аналитика. Капитал
14:09, 19 Августа 2019
фото: © Денис Вышинский/ТАСС

Шутка о том, что экономический рост в российских регионах обеспечивается исключительно усилиями Росстата, перестаёт быть смешной.

У населения действительно нет денег, тех самых реальных располагаемых доходов, которые стали главным индикатором состояния отечественной экономики в последние пять-шесть лет. Люди вынужденно берут кредиты. Вот потому и ощутим физически "тремор финансово-экономических властей". Не так давно именно этот термин использовала глава российского Центробанка для передачи собственных ощущений от неблагоприятной динамики показателей необеспеченного перекредитования населения.

Споры о том, надувается ли в России пузырь потребительских и ипотечных кредитов или нет, безусловно, имеют серьёзное практическое значение. Однако дискуссия ЦБ и министерств финансово-экономического блока по поводу природы и опасности этого явления оказалась настолько эмоциональной, что невольно обнаружила серьёзную нервозность в верхах по поводу состояния национальной экономики. Если нет возможности прямо говорить о проблемах, они всё равно сами дают о себе знать – сигнальными ракетами в виде дебатов высокой степени накала.

То, что сегодня весьма условно можно назвать экономической политикой, сводится, по сути дела, к сбору дополнительных денег с населения и расходованию их на цели, которые указываются государством с помощью нацпроектов и социальных выплат, пока остающихся обязательными. А эти цели в структуре тех самых реальных располагаемых доходов занимают гигантскую долю.


© Донат Сорокин/ТАСС

Происходящее словно отбрасывает экономическую практику на почти тридцать лет назад. В начале 1990-х годов тоже существовали иллюзии по поводу того, что государство лучше рынка знает, куда деньгам ходить, а куда нет. Называлось это "точками роста" и "приоритетами промышленной политики" и, естественно, полностью провалилось. Но поскольку сейчас государство опять стало главным экономическим игроком, никаких других вариантов, кажется, не осталось.

Сегодня у государственных интервенций в экономику множество псевдонимов. Например, "национальные проекты". А есть ещё "федеральные проекты" и "адресные инвестпрограммы". При этом каждый шаг любого государственного менеджера окружён частоколом KPI, на которые он вынужден постоянно оглядываться и по поводу которых отчитывается, вместо того чтобы нормально работать, а не строчить отчёты, как это делает в нашей стране любой врач, вместо того чтобы лечить, и любой учитель, вместо того чтобы учить.

Всё это вместе замещает свободную конкурентную экономику с большой долей частного малого и среднего бизнеса в национальном продукте, высоким уровнем прямых государственных инвестиций и весомой долей доходов от собственности и предпринимательства в структуре реальных располагаемых доходов.

Важным индикатором неблагополучия могли бы стать прямые иностранные инвестиции, а вернее – их отсутствие. На примере Карелии мы все прекрасно видим абсолютную стагнацию в создании совместных предприятий, сведение всей международной кооперации к торговле товарами. Нет ни инвестиций, ни импорта современных машин, станков и оборудования, что могло бы хоть как-то вытягивать регион на модернизационный трек развития.

Отказываться от жёсткого контроля над экономикой и формирования того, что метафорически называется инвестиционным климатом, с помощью "эффектных" интервенций силовиков, прокуратуры и прочих надзорных ведомств государство не собирается, как и от унии бюрократии и около- или прогосударственного бизнеса.


© Дмитрий Рогулин/ТАСС

Но в таком случае остаются вопросы. Где взять ещё денег, чтобы их потратить на социальные проекты и прочие механизмы покупки лояльности населения? Какие ещё инструменты извлечения доходов использовать? Что делать с очень мрачными потребительскими настроениями, а главное – с реальными доходами?

Очевидно, что пути решения этих проблем лежат в противоположной стороне от практик государственного капитализма. Профессионалы-экономисты вполне обоснованно говорят о том, что бизнес ни в коем случае не должен ни в чём соприкасаться с государством. Это почти невозможно в системе, где государство – это всё. Однако если хочется добиться успеха, надо избегать контакта с той субстанцией, одно прикосновение которой токсично. Государство – в лице силовиков, прокуратуры и прочих надзорных ведомств – или попортит кровь, или отберёт бизнес, или просто заберёт плодотворную идею, исказив её и лишив эффективности.

Национальные проекты все никак толком не стартуют (в том смысле, что остаются удалёнными от понятных гражданам показателей благосостояния), потому что в них непонятно почти всё – от механики, которой трудно управлять, до приоритетов, как правило, неточно и произвольно выбранных. Об этом говорят эксперты в каждой из узких отраслей. Государственно-частное партнерство во всех видах вкупе с социальной ответственностью не спасает, а усугубляет ситуацию. А если к этому добавить уже подтверждённую неэффективность фонда развития моногородов, фонда развития промышленности, фонда венчурных инвестиций, то становится как-то совсем грустно.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей