Воздушные замки

Аналитика. Капитал
11:53, 13 Марта 2019
фото: gov.karelia.ru

С проектом строительства в Петрозаводске завода по выпуску лесозаготовительной техники продолжают происходить загадочные истории.

Как известно, белорусский холдинг "Амкодор" чуть менее года назад заявил о намерении инвестировать 18 млрд российских рублей в проект создания завода с производством полного цикла машин для лесопромышленного комплекса.

В середине сентября 2018 года появилось сообщение о создании ООО "Амкодор-Онего". Как следует из открытых источников, в карельской столице действительно было зарегистрировано такое предприятие. Его уставной капитал составил 63 млн руб.

Прошло пять месяцев, и ООО "Амкодор-Онего" наконец-то выкупило производственный комплекс Онежского тракторного завода. Из сообщений республиканских СМИ следовало, что признанный банкротом ОТЗ был приобретён по итогам состоявшихся торгов. Сделка была закрыта при достижении цены, немного превышающей 60 млн руб.

Почему-то только одно это событие позволило деловому журналу "Инвест-Форсайт" поставить проект "Амкодора" в топ рейтинга лучших региональных инвестиционных проектов России. В номинации "Проекты качественного развития" будущий петрозаводский завод сразу оказался на третьей позиции.

В описании истории успеха отмечалось, что будущая продукция будет "поставляться на конвейеры ведущих мировых производителей дорожно-строительной и лесозаготовительной техники", а объёмы выпуска лесных машин составят не менее 1000 единиц в год, что обеспечит предприятию "доминирующее положение на рынке лесопромышленной техники в России".

Собственно, с этого момента и следует начинать критический анализ белорусского проекта. Занимаясь исследованием региональных инвестиционных проектов уже более двадцати лет, автор этих строк никогда не сталкивался с информацией о количестве работающих в республике лесозаготовительных машин "Амкодор". На лесозаготовке работают Valmet, Ponsse, Scania, Volvo и другие. Эти машины дешевле и надёжней аналогичной продукции минского предприятия.

Почему карельских лесозаготовителей заинтересуют новые белорусские машины? Тем более если учесть, что форвардер "Амкодор 2661-01" использует манипулятор 600-1Foresteri (Финляндия), а харвестер "Амкодор 2551-01" – харвестерную головку Kesla Foresteri 25RH (Финляндия). С компаниями, представляющими североевропейских партёров, налажено многолетнее сотрудничество, практической стороной которого являются выгодные условия по гарантийному и сервисному обслуживанию.

Следует, конечно, предположить, что белорусский холдинг, придя в Карелию, сможет переформатировать весь региональный рынок лесозаготовительной техники, но для этого следовало бы представить заинтересованной аудитории точные параметры заявленного бизнес-проекта.

Пока же известно лишь то, что карельские власти и управляющая компания белорусского холдинга ОАО "Амкодор" предпринимают не очень результативные усилия по наделению петрозаводского проекта статусом приоритетного для российской промышленности. Результатом совместных действий стало подписание 29 июня 2018 года министром промышленности и торговли Российской Федерации Денисом Мантуровым, главой Республики Карелия Артуром Парфенчиковым и председателем правления ОАО "Амкодор" Александром Шакутиным меморандума о взаимопонимании в отношении реализации инвестиционного проекта по созданию производства лесозаготовительной техники.

Здесь возникает второй принципиальный вопрос. Обладает ли "Амкодор" достаточным объёмом собственных средств для того, чтобы успешно реализовать петрозаводский проект? Как было отмечено выше, планируются инвестиции в 18 млрд рублей, что составляет порядка 300 млн долларов. Стоит напомнить, что летом прошлого года официальный Минск обратился в адрес российских властей с просьбой предоставить кредит в размере 1 млрд. долларов (ВВП Беларуси – 60 млрд долларов, внешний долг на начало 2019 года – 16,5 млрд долларов). Эти деньги требуются для завершения строительства белорусской атомной электростанции. Москва в ответ выставила ряд политически связанных обязательств, которые, в свою очередь, совершенно не принимаются белорусской стороной. Переговорный процесс последовательно зашёл в тупик, одним из следствий которого стало то, что Минск уменьшил объём запрашиваемых кредитных средств до 600 млн долларов.

Упоминание этого сюжета является важным для оценки финансовых возможностей белорусских партнёров. Минск не может изыскать 600 млн. долларов, готов пойти на получение не очень-то выгодного кредита, но при этом разрешает собственному предприятию инвестировать в российский коммерческий проект "прямые" 300 млн долларов? Признаться честно, верится в это с огромным трудом.

Более вероятным представляется сценарий, при котором "Амкодор" рассчитывал реализовывать проект создания завода с привлечением крупных финансовых ресурсов со стороны федерального центра. Иной причины вступать в переговоры с российским министерством промышленности и торговли не существовало.

Но и на этом направлении пока только нехорошие новости. На весь 2019 год на поддержку инвестиционных проектов в сфере машиностроения со стороны федерального центра было зарезервировано 30,4 млрд рублей бюджетных средств. Однако в первую неделю февраля этот объём был значительно сокращён и теперь составляет 10,4 млрд рублей. Очевидно, что приоритетным получателем данных средств станет или "Горьковский автозавод", выходящий из-под режима международных санкций, или любое другое отечественное предприятие, встроенное в сложившийся машиностроительный кластер или агломерацию. Для Минпромторга было бы экономически неэффективным поддерживать только-только создаваемое предприятие в карельской столице. Тем более принимая в расчёт, что конечным получателем бюджетных средств выступит иностранный холдинг.

Всё вышеперечисленное ставит под сомнение реализацию заявленного амбициозного проекта. Кстати, его первые корректировки уже обнаруживаются в медийной повестке. Белорусским инвестором теперь отмечается, что на начальном этапе ставится задача организации деятельности сервисного центра. Но это, конечно, не уровень производства, направленного на выпуск "высококачественной, конкурентоспособной на мировых рынках лесозаготовительной техники". Тем более если учесть, что сервисные услуги со стороны "Амкодора" именно на карельском рынке не являются востребованными.

В любом случае было бы правильным подождать ещё пять-шесть месяцев и посмотреть, насколько заявленные намерения "Амкодор-Онего" реально исполняются. Пока сомнений более чем достаточно.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей