Аналитика. Политкухня
12:14, 11 Января 2019

"Возможность прямых фальсификаций исключается"

Политолог Олег Реут работал наблюдателем на выборах в Армении и рассказал, чем они отличаются от российских.

Так получилось, что автор этих строк был приглашён в состав международной наблюдательской миссии, в центре внимания которой стоял мониторинг внеочередных парламентских выборов в Армении. Было интересно и полезно посмотреть, как за двенадцать дней могла быть проведена избирательная кампания, как в стране демократическим путём произошла смена власти, а правящая последние десятилетия Республиканская партия не смогла получить ни одного места в парламенте. Волей или неволей в обсуждениях с коллегами вставал вопрос, в какой степени всё это применимо к настоящей и, что более вероятно, будущей партийно-политической системе в России.

После революции

Декабрьские выборы явились естественным развитием ситуации, которую однозначно можно определить как постреволюционную. Весной 2018 года коррумпированность власти стала основной претензией оппозиции. Она использовала кажущуюся очевидной следующую логическую цепочку: коррумпированность несовместима с гражданскими правами и свободами, она причина монополизации экономики, основной тормоз развития малого и среднего бизнеса. Поэтому, коррумпированность – базовая причина также и снижения благосостояния населения, социального неравенства, отсутствия рабочих мест, низких зарплат и пенсий.

Для более глубокого понимания общественно-политической ситуации в Армении, конечно, необходимо выделить несколько сопутствующих характеристик. Политическая оппозиция представлена в парламенте (по результатам парламентских выборов, прошедших в апреле 2017 года). У неё яркий лидер – Никол Пашинян. В стране наличествуют свободные средства массовой информации. Первый канал – Общественное телевидение – не находится в монопольном положении на медиа-рынке. Независимые от властей СМИ даже выглядят более профессиональными, чем те, которые можно было бы определить как проправительственные. Нет ни одного законодательного запрета в сфере работы неправительственных общественных организаций. Гражданское общество не выживает, а представляет собой важнейшую силу, формирующую постоянно обновляющийся запрос на социальные перемены.

Голосование

Представляется важным отметить довольно продуманную систему ведения реестра избирателей и их идентификации в день голосования. Используются открытые списки избирателей. В отличие от России, где список проживающих по конкретным адресам и прикреплённых к УИКам представляет собой "тайну за семью печатями", в Армении за две недели до дня голосования на входе в помещение, где располагается избирательный участок, вывешивают список всех прикрепленных к нему жителей.

Можно прийти и посмотреть. В списке указаны фамилия, имя, отчество и адрес. Эта информация не считается распространением персональных данных. Кроме этого, список всех избирателей страны (их около 2 590 000) есть и в электронном виде, любой может посмотреть информацию о себе или знакомом (незнакомом) человеке. На следующий день после выборов данные обо всех проголосовавших публикуются в открытом доступе на сайте ЦИКа.

В день же голосования, переступив порог избирательного участка, желающий изъявить свою волю гражданин первым делом обращается к специалисту (который не является членом избирательной комиссии). Последний, получив паспорт избирателя, осуществляет идентификацию личности с помощью специального девайса, в который внесена информация обо всех избирателях, прикрепленных к избирательному участку. Паспорт сканируется – на экране девайса отображаются данные (для новых паспортов – даже с фотографией владельца). Дополнительно по отпечатку пальца происходит биометрическая идентификация.

Если двойная идентификация успешно пройдена, то девайс распечатывает купон, с которым избиратель отправляется дальше. Он расписывается в книге избирателей, получает бюллетени (по количеству партий и альянсов, участвующих в выборах) и конверт. Затем тайное голосование. В кабинке для голосования из всех бюллетеней надо выбрать один и положить его в конверт. Остальные выбросить. Один из углов конверта обрезан для того, чтобы край бюллетеня был виден. Подойдя к члену комиссии, необходимо отдать купон, а взамен он наклеивает специальную марку на торчащий из конверта край бюллетеня. Именно в этот момент можно считать, что гражданин отдал свой голос. Остаётся лишь опустить конверт в избирательную урну.

При такой системе возможность прямых фальсификаций практически исключена. Нельзя проголосовать, если данные об избирателе не включёны в базу для идентификации. Нельзя дважды получить купон – девайс запоминает тех, кто проголосовал. Без предъявления купона не получить бюллетени и конверт. Без передачи купона невозможно наклеить марку на угол бюллетеня. Вброс исключён, так как при подсчёте учитываются только бюллетени с маркой.

Активность избирателей

Явка составила 48.6%. Интерпретировать данный показатель необходимо вне разрыва с контекстом самой кампании. И здесь выделяются несколько факторов. Первый – определённая предрешённость результатов. Когда избиратели считают исход выборов предсказуемым, то участие снижается. Никто не сомневался в победе Никола Пашиняна и его блока "Мой шаг".

Во-вторых, при сравнении с выборами-2017, когда оппозиция стремилась к увеличению участия, в декабре 2018-го альянс Пашиняна де факто уже не был оппозиционным, а сам формировал власть, увеличение участия не являлось принципиальным.

Третий фактор. Избиратели Республиканской партии были в фрустрации и дезорганизованы. Значительная часть чиновничества довольно быстро перешла на сторону действующей власти.

Четвертый фактор. Резко сократилось количество избирателей, которые ранее участвовали в выборах из-за пусть и незначительной, но финансовой заинтересованности. Это были первые выборы, проводимые после принятия поправок в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми в качестве ответственности за скупку голосов (а к ней теперь отнесены не только предоставление денег, но и их обещание) предусмотрено наказание в пять лет лишения свободы.

Армянская "партия власти"

Либерально настроенные российские комментаторы уже постарались провести прямые параллели между поражением Республиканской партии Армении и гипотетическим снижением рейтингов "Единой России". Аналогии здесь совершенно не работают. Политические режимы двух стран разительно отличаются. И постреволюционно-эйфорический ветер последовательно смывает пену сравнений. В апреле 2018 года ереванская улица решила, кто теперь власть. Декабрьские выборы лишь нормализовали и легитимировали это решение.

В апреле прошлого года во время передачи власти в ядре электората республиканцев сформировался когнитивный диссонанс, который так и не разрешился в течение предвыборной кампании. Важные вопросы остались без ответов. Кто лидер партии? Серж Саркисян, который остаётся председателем? Тогда почему за последние восемь месяцев лидер партии публично ни разу не выступил? Кто те люди, которые представляются как новые лидеры (они были во главе партийного списка)? Раньше было ясно, что они воспитанники Сержа. Но им никто не передавал никаких полномочий. Отсутствие целостной и ясной картины о том, что такое нынешняя Республиканская партия, раздробило её электорат. С большой долей вероятности можно утверждать, что многие сторонники партии не приняли участие в голосовании. Общенациональный партсписок получил 4.7%. За партию не проголосовали даже её официально зарегистрированные члены. – Объективно говоря, при демонстрируемом властями уровне мобилизации (и репрессий) представить аналогичное в сегодняшней России невозможно.

Олег Реут, политолог, публицист

Комментарии

petronik
2019-01-12 16:52:37
Делается так, чтобы не было фальсификаций. У нас ровно наоборот.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

15.07.2019 12:54
Расследование
Как изменения в генплане Петрозаводска могут подвести под уголовную статью.

Чтиво

12.07.2019 14:56
Личное мнение
Кому не нужна вся правда о советском терроре?

Опрос

У вас есть кредит?