Лента продолжает фильмографию Николая Лебедева о непростых профессиях.
В прокат 17 апреля вышел «Кракен» (12+) — зрелищная картина из разряда большого кино. Рассказывающая о столкновении российских подводников с морским чудовищем, она с блеском рифмует реализм с сюрреализмом и в пантеоне голливудского кино заставляет потесниться прочно обосновавшиеся там американские аналоги.
Впрочем, удивительного мало. Отечественный кинематограф твердо решил не уходить с поля мировой киноиндустрии и обозначает своё присутствие в международном кино, как российские подводники в водах Атлантики. Причем в данном случае делает это практически одними и теми же силами и средствами — при помощи военно-морского флота. Актерско-режиссерский состав подобран под стать преследуемым целям. Новую ленту снял Николай Лебедев — режиссер «Легенды № 17» и «Экипажа», а главные роли исполнили актеры первого ряда — от Александра Петрова до Сергея Гармаша. Руку к созданию триллера о подводниках приложил и Никита Михалков.
Поэтому не удивительно, что в лице «Кракена» отечественный кинематограф делает ещё один уверенный шаг вперед. В мае 1945 года американский министр военно-морских сил и обороны Джеймс Форрестол выбросился из окна своей квартиры с криком «Русские идут». Теперь, похоже, настала очередь и директора Голливуда. Правда, репертуар можно чуть изменить — на «Русские плывут».
Упрекать фильм во вторичности сюжета не стоит. Конечно, кинематографические мореплаватели сталкивались с морскими чудовищами не раз, но российские подводники делают это впервые. Проблематика для отечественного кино новая, территория важнейшего из искусств не освоенная. Одно дело — увидеть бравых морских котиков, в восемьдесят четвертый раз «спасающих наши задницы», другое — экипаж российской субмарины, опыта столкновения с неопознанным плавающим объектом не имеющего. Морские чудища — аллегория неизвестности, и она одна на всех со времен античности. А вот национальная специфика реакции на неизведанное — разная. Поэтому и кино принципиально новое.
Специфика национальная, но воды экстерриториальные, а ситуация — международная. И замах — не местечковый, а мировой. Поэтому и монстра разбудили зарубежные ученые. Они проводили геологические изыскания и нарушили покой дремлющего чудовища. А расхлебывать — российскому флоту.
Любой фильм с подводным НЛО можно назвать отсылкой к античным мифам, но здесь далеко ходить не надо. За прошедшие сто лет и по всем уголкам мира ученые, и именно западные, и в первую очередь в области социальных и гуманитарных наук, разбудили не одного монстра. Марксизма, фрейдизма, эмансипации, гендера, деколонизации, феминизма, экологизма — зачитывать обвинительный приговор можно долго. Интригу в эту невольную отсылку добавляет и то, кем оказывается геолог Джулия. Если вкратце, то релоканткой Юлией.
Связка мурманских подводников с голливудским монстром не должна смущать и еще по одной причине. Фильм моделирует боевую работу в условиях ЧС, монстр выступает в роли условного противника в морских учениях. В отличие от реального, а не условного противника, он абсолютно непредсказуем, его действия не просчитываемые, арсенал его средств неизвестен. Но на то они и учения, что в них тяжелее, чем в бою. Позволяют заглянуть в глаза если не смерти, то монструозного обитателя морских пучин.
Аллегорией неизвестности приземление фильма к условиям, близким к реальным, не ограничивается. Оно, приземление, и в фигуре главного героя. Капитан подлодки (Александр Петров) не бесстрашен, экзистенциальный ужас ему приходится преодолевать. Профессиональное поприще с высокой степенью риска — оно только в официозе почетно и лишь на словах социально одобряемо, а в миру его стараются обходить стороной. И родители только на словах хотят, чтобы ребенок стал подводником, а на деле — всячески отговаривают, толкая на прозябание в тихих омутах безопасных профессий. Звезд с неба лучше не хватать — так оно спокойнее.
Вот и главному герою пришлось преодолевать гравитацию родительской заботы — или прятаться от неё в морских глубинах? В любом случае перед зрителем не шаблонный офицер, а сложный характер и полная драматизма предыстория. Впрочем, ему и после сепарации легче не становится. Стоит быть блестящим подводником и командиром, и неприятие окружающих вам гарантировано — получите-распишитесь. Блестящие подводники хороши на расстоянии, а вот вблизи и они досаждают. Мука вечная.
Разговор о тяжкой доле тех, кто ставит на кон свою жизнь, здесь не случаен еще вот почему. Тот, кто ставит на кон свою жизнь, тот господин, сказал Ницше в «Так говорил Заратустра». Господин — стало быть, элита. Один же из недавних фильмов Николая Лебедева — «Нюрнберг», снятый по сценарию Александра Звягинцева — заместителя генпрокурора России. А если вице-прокуроры пишут сценарии — причем верхнеуровневые, а не отдыхают в баньке или катаются на квадроциклах, то элита у нас всё-таки есть. Хороший знак.
Продолжительность: 134 минуты. Год выпуска: 2025. Дата выхода: 17 апреля 2025 года. Режиссер: Николай Лебедев. Сценарий: Алексей Сидоров. Роли: Александр Петров, Алексей Гуськов, Сергей Гармаш, Виктор Добронравов, Диана Пожарская, Антон Богданов.
В кино ходил Антон Соловьев
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание