В СССР издавалось множество самых разных газет и журналов, жители их выписывали, и в каждом доме, во всех семьях радовались почтальону "с толстой сумкой на ремне". Кто-то получал почты больше, а кто-то меньше, но семей, где не выписывали бы газет и журналов, я в советские времена не встречал. Почту приносили два раза в день: утром наши местные карельские газеты, а после обеда центральные газеты и журналы. Почтальон приходил в одно и тоже время, и мы знали, когда идти за свежей почтой к своему почтовому ящику. И в ней каждый находил любимые издания для себя.
Самые маленькие читали и рассматривали "Веселые картинки" и "Мурзилку". Для тех, кто постарше, были "Пионерская правда", "Пионер" и "Костер", а для молодежи "Комсомольская правда" и литературная "Юность". К нам домой в разные годы приходили все эти газеты и журналы, а были, конечно, и другие издания для детей, подростков и молодёжи. Так с самого детства люди привыкали читать и выписывать периодику. "Пионерскую правду" мы использовали на политинформациях в школе. Раз в неделю, обычно перед уроками, в классе была получасовая политинформация. Политинформатор (их назначали по очереди) докладывал одноклассникам о важнейших делах в Советском Союзе и мире, подготовив выступление по публикациям "Пионерской правды".
У нас принято упоминать, что каждая третья газета в СССР печаталась на бумаге производства Кондопожского ЦБК. Чтобы представить масштабы бумажного производства тех лет, к этому широко известному факту нелишне добавить цифры тиражей советских газет. Так, тираж газеты профсоюзов "Труд" составлял в 1990 году примерно 21, 5 миллиона экземпляров, и это рекорд среди ежедневных газет. Огромными тиражами выходили другие популярные газеты и журналы.
Свет "Огонька"
Выпуск подавляющего большинства печатных изданий СССР был начат в советское время, после Великой Октябрьской социалистической революции.
Популярнейший в советское время журнал "Огонёк" ведет свою историю с 1899 года. Его начали издавать как еженедельное приложение к газете "Биржевые ведомости". В декабре этого года "Огоньку" исполнится 115 лет. В 1970-е годы тираж этого еженедельника достигал 2 миллионов экземпляров. Запомнившимися мне "изюминками" "Огонька" тех времён были цветные репродукции художественных произведений с хорошим качеством печати и кроссворд в конце журнала. Кроссворды были тогда очень популярны, и их публиковали во многих газетах и журналах. У нас дома любили кроссворды из "Огонька" и нашего карельского "Комсомольца". Кроссворды обычно решали всей семьёй, и делом чести считалось найти ответы и решить кроссворд до конца. В качестве приложения к "Огоньку" издавалась его Библиотека с книгами русских и зарубежных авторов.
В марте 1987 публикация в "Огоньке" привлекла большое внимание к Карелии. Она называлась "Бронированные мундиры" и рассказывала о фактах беззакония и произвола в рядах карельской милиции. За публикацией последовали громкие отставки в карельском МВД, Пафос "Огонька" времен "перестройки" был обличительным. Тогда один за другим появлялись публикации, разоблачавшие политику Сталина и массовые репрессии сталинского времени. Тогдашнего главного редактора "Огонька" Виталия Коротича называли мужественным "прорабом перестройки".
19 августа 1991года Коротич в США сдал авиабилет до Москвы, опасаясь репрессий со стороны ГКЧП. Коллеги и подчинённые не оценили предосторожности "прораба", и 29 августа собрание журналистского коллектива редакции освободило Коротича от обязанностей главного редактора "Огонька", и он надолго переквалифицировался в профессора Бостонского университета.
Самодельные томики
Публикация литературных произведений с продолжением поддерживала популярность многих журналов, и не только литературно-художественных изданий. Так, в журнале "Вокруг света" наряду с материалами о странах и народах мира публиковались детективные романы шведских авторов Пера Валё и Май Шёваль, и читатели из номера в номер узнавали о расследованиях, которые ведёт Мартин Бек. Кстати, возраст "Вокруг света" тоже вызывает большое уважение: первый номер журнала датирован 1861 годом.
Главными литературными сокровищницами были, конечно, "толстые" литературные журналы. Культовым был во времена СССР журнал "Иностранная литература". О нём говорили: нигде такого не издаётся, как там. В условиях "книжного голода" и цензурных ограничений "Иностранная литература" предлагала советскому читателю произведения с Запада. На ее страницах мы впервые читали Апдайка и Ирвина Шоу, Германа Гессе и Маркеса. Помню, как охотился в букинистических магазинах за номером "Иностранки" с "Чайкой по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха, и как радовался, найдя его в "Букинисте" на улице Московской. Номера "Иностранной литературы" и других толстых журналов хранились на полках домашних библиотек, а те, кто умел, или у кого была возможность, сшивали полюбившиеся произведения в самодельные книги – высокие томики.
Художественной литературе и связанным с литературой изданиям легче и лучше удавалось преодолевать различные ограничения и табу. Свободной по духу считалась "Литературная газета" с профилями Пушкина и Горького на логотипе и юмористическим "Клубом 12 стульев" на последней, 16 странице. Во времена "перестройки" ценились литературные журналы из Прибалтики на русском языке – "Родник" (Рига) и "Радуга" (Таллинн). Я выписывал "Родник", а мои друзья "Радугу", и мы обменивались журналами. Многие в СССР интересовались литературой, искусством, культурой республик Прибалтики. Много ли у нас сейчас знают, и хотят ли знать о современной культуре стран Балтии?
В СССР издавались газеты и журналы для самых разных читателей. Работники разных отраслей народного хозяйства читали "Социалистическую индустрию", "Сельскую жизнь" и "Лесную промышленность". Женщины и девушки получали "Работницу" и "Крестьянку". Мужчины предпочитали "За рулем", "Рыболов" и "Охотник". Люди постарше следили за "Здоровьем", а мальчишкам нравилась "Техника молодежи". А были ещё "Советский экран", "Крокодил", "Человек и закон", "Советский спорт" и многие другие издания. Издавался музыкальный журнал с мягкими пластинками для проигрывателя – "Кругозор" с приложением для детей "Колобок", тоже с мягкими пластинками. Главной в табели о рангах считался орган ЦК КПСС газета "Правда". День печати отмечали в СССР 5 мая – в память о выходе в свет первого номера "Правды" в 1912 году.
Без оптимизаций
К этому газетно-журнальному многообразию надо прибавить республиканскую, региональную и местную прессу. Газеты и журналы издавались на всех языках народов СССР.
В утренней почте жители Петрозаводска находили три республиканские газеты Карелии – "Ленинскую правду", "Неувосто-Карьяла" на финском языке и молодёжный "Комсомолец". Далеко за пределами республики знали ежемесячные петрозаводские литературно-художественные журналы "Пуналиппу" (сейчас "Карелия") на финском языке и "Север". В 1986 году в Карелии начал выходить журнал для детей на финском языке "Кипиня". Национальная общественность ждала решения о начале его выпуска. Первый номер, тогда только что вышедший в свет, с радостью показал публике Яаакко Ругоев. Это было на открытом просмотре финского документального фильма о культуре Карелии в тогдашнем Доме политического просвещения (сейчас здание филармонии). Навсегда запомнил радость в глазах и словах Якова Васильевича и первую обложку "Кипиня".
Слова "оптимизация" в те времена не знали. Издания не сокращали и не закрывали, а наоборот развивали и улучшали, открывая новые издания. Всем им хватало средств, ресурсов, читателей, подписчиков. Доступные цены делали подписку популярной, и, если и были проблемы, то только потому, что количества подписок на самые популярные издания всем могло не хватить. Помнится, эту лимитированную подписку распределяли в коллективах по месту работы людей, договариваясь или даже разыгрывая её в лотерею. И если читатель мог остаться без желанной подписки, то любимые издания без читателей и подписчиков никогда не оставались.
Свои газеты-многотиражки выходили в свет на крупных предприятиях, например, газета "Онежец" на ОТЗ и "Машиностроитель" в НПО "Петрозаводскмаш". В студенческие годы мы были подписчиками популярной тогда газеты "Петрозаводский университет". Во всех районах Карелии выходили районные газеты, и их можно было встретить почти в каждом доме и во всех трудовых коллективах района.
На всё это также хватало средств, возможностей, желания. Слова "в океане прессы" значили в СССР больше, чем газетное клише – советское газетно-журнальное изобилие было вровень океану.
Армас Машин
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание