Семь лет назад он сменил самбовку на деловой костюм и из спортзала ушел в коридоры власти. Выиграл или проиграл от этого карельский спорт? Как сегодня чувствует себя чемпион мира по боевому самбо 2003 года Максим Антипов, который когда-то "строил" на ковре мальчишек, а теперь руководит своими бывшими коллегами-тренерами? "Столица на Онего" поговорила с большим спортсменом и важным чиновником – заместителем министра по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Карелии Максимом Антиповым в уютном кафе "Москва".
Лица Столицы встречаются в "Москве"
"Лица Столицы" – наша новая рубрика, где самые известные, самые интересные, самые важные люди карельской столицы будут нашими гостями. Они ответят на самые актуальные, самые острые и самые интригующие вопросы журналиста "Столицы на Онего" Натальи Соколовой.
Ну а местом для встреч мы выбрали самое "столичное" кафе нашего города, название которого говорит само за себя – конечно, это кафе "Москва", где уютная атмосфера располагает к задушевной беседе.
Итак, "Лица Столицы" встречаются в "Москве".
Воздух, который нужен
– Максим Леонидович, вы уже семь лет на госслужбе. За это время ни разу не пожалели, что променяли спортзал на кабинет чиновника?
– Не то, что не жалею, большая часть спортивной карьеры проходила в спортзале, и очень часто просто не хватает времени побывать на тренировке, пообщаться с коллегами - самбистами. Работа в министерстве, госкомитете интересная, непростая, дает возможность реализовать себя в спортивном мире. Тем более, что о физической культуре и спорте знаю не понаслышке: за спиной многолетние тренировки в составе сборной России и участие в соревнованиях самого высокого уровня. Очень часто езжу по работе в Москву, общаюсь с людьми, которые добились успеха в спорте и на руководящих должностях. Но, тем не менее, недавно вел занятие у студентов, и это для меня был настоящий отдых. До сих пор приходя в зал, тренируюсь. Былые травмы сказываются, так что работаю в зале аккуратно. Плечо, которое было в свое время травмировано, дает о себе знать. А иногда прихожу просто подышать этим воздухом. Когда долго не бываешь в зале, запах пота, растирающей мази, заставляет сердце сильнее стучать. Порой очень хочется окунуться в эту жизнь.
– Так может пора и окунуться?
– Не так давно проходило первенство Северо-запада по дзюдо. Тренеры говорят: "Не хватает тебя, подъезжай. Много вопросов накопилось". Динамика в нашем виде спорта есть: кто-то заканчивает карьеру, кто-то начинает ее. И в душе я остался тем тренером, каким был. Часто подсказываю, консультирую, показываю много. Но, тем не менее, я считаю, что моя нынешняя работа необходима. Мы решаем много вопросов. И самое важное достижение – это то, что мы смогли подтянуть федеральные деньги и начали строить спортивные объекты. Это сложно, непросто, но благодаря усилиям многих людей мы смогли это сделать. И моя лепта в этом деле есть.
– Зал для борцов был скромненький, когда вы тренировали ребят в петрозаводской детско-юношеской спортивной школе N5 и возглавляли региональную федерацию самбо и дзюдо. Скромненьким он и остался…
– Есть несколько проектов. Один из них попал в программу празднования 100-летия республики. Это пристройка к Дому бокса. Когда проект будет реализован, ребята смогут заниматься в современных условиях. Получить хорую спортивную базу хочется всем и разом. Но есть определенные планы, приоритеты. Надеюсь, что будет федеральная программа под празднование 100-летия республики, которая позволит намного быстрее эти планы осуществлять. Бюджет нашей республики не такой, как в Казани. Хотя нам сегодня очень помогает федеральный центр.
– Критики в адрес чиновников всегда много. Вы были по одну сторону баррикад, когда работали в спортшколе, сейчас на другой стороне. Отношения с бывшими коллегами не испортились?
– Я никогда не был по чью-то сторону баррикад, мы все делаем одно общее дело. Главная цель - здоровье нации. И тренеры, и специалисты по физической культуре, и чиновники реализуют эту задачу. Когда мы встречаемся с ребятами, все знают, что я нормально отношусь к критике. Если она объективная, я приму и скажу, что нужно работать. Если необъективная, тоже скажу. Говорил и буду говорить, что тренеры, спортсмены, родители – эта команда, ради которой мы в министерстве и должны работать. Но я знаю, многое решает не бюджет республики, многое зависит от тренера и федерации. Если есть мощный тренерский корпус, система позволяет выстроить цепочку от массовки до спорта высших достижений. Прстой пример, у меня, как у тренера, никогда не было никакого отпуска, я все время был со своим спортсменом. Мой воспитанник знал, можно будет отдохнуть неделю-две, погреться на Черном море, а потом надо пахать. А когда я звоню в одну из федераций по летним видам спорта, а там все в отпусках, тренирировки не проводятся, то, извините, критика критикой, но и самим работать нужно. Но при этом сегодня многие федерации в республике работают очень эффективно. И результаты налицо. Это и академическая гребля: ребята сделали резкий рынок. Легкая атлетика в последнее время радует. Федерация по спортивному ориентированию – это вообще машина, которая дает нам больше всего медалей на первенствах и чемпионатах России. В единоборствах хочу отметить тхэквандо, бокс, самбо.
Матереем не так быстро
– Но с зимними видами спорта не все так радужно. Помнится, при главе республики Сергее Катанандове вы ставили планы отправить на Олимпиаду в Сочи аж десять спортсменов, а в результате в олимпийской сборной России не было ни одного спортсмена из Карелии.
– Вы знаете, амбициозные планы нужно ставить перед собой и федерациями всегда. Запал, азарт часто играют решающую роль. А нытиков я никогда не любил. Зимние виды спорта действительно "просели". Многие говорят, что снега часто нет, погода меняется. Но все-таки надо искать причину глубже. Работает ли система? Работают ли районы, которые должны делать задел для того, чтобы появлялись звезды? Ну, построили Курган, появились современные условия для подготовки лыжников и биатлонистов, а они зачастую уезжают в другие регионы на тренировочные сборы. Это же парадокс! Но я думаю, что в биатлоне через пять-шесть лет будут успехи при нынешней эффективности работы.
– А в самбо успехи будут? О чемпионах мира из Карелии в этом виде спорта мы что-то тоже ничего не слышим.
– Знаете, спортсмена, к сожалению, забывают через год. Не показываешь в течение полугода результатов, о тебе и не вспомнят. А спорт – вещь непредсказуемая. Вроде пашешь, пашешь, режим соблюдаешь, а тут жеребьевка плохая выпала – достался неудобный для тебя противник, которому проигрываешь. Год проходит, два, три, а потом выстрел – ты опять на коне. Я это прошел. Думаю, что если бы СМИ не отворачивались от спортсменов в период неудач, а делали о них материалы с "человеченкой", то это подтолкнуло бы любого. Я считаю, что для мальчишки, девчонки важно, когда о них говорят, пишут. Это стимул для того, чтобы дальше пахать, показывать результат. И в самбо сегодня есть хорошие ребята: Рашад Мурадов, Артуш Асрян, Михаил Кондрашов, Роберт Моисеенко, Галина Гришина, Екатерина Щербакова. В Карелии в любом виде спорта накладывает отпечаток природный, физиологический фактор. Мы здесь матереем не так быстро, как спортсмены средней полосы, не говоря уже о южных ребятах. Но, возможно, в следующем сезоне наши спортсмены должны показать результаты. Так что не думаю, что в самбо какой-то кризис.
– Если говорить о вашей карьере, как вы считаете, сейчас ребятам тяжелее, и вам было сложнее пробиться в чемпионы?
– Наверное, это сравнивать нельзя. Когда я занимался, не было Интернета, столько соблазнов, развлечений. Утром - подъем, тренировка. Днем – учеба. Вечером – тренировка и работа, вел кружки. Мы пробовали открыть в городе одну из первых частных школ. Но все это закончилось тем, что мы налогов заплатили больше, чем заработали. Мы работали по-честному, но быстро поняли, что с нашей налоговой системой, семью не прокормить. Я пошел тренером в спортшколу. Сначала занимал должность старшего тренера, потом – замдиректора по воспитательной работе.
Мне было сложно без спарринг-партнера. В 90-е многие ушли из спорта в бизнес, в силовые структуры. Это нормально. Надо было кормить семью. А сейчас приходишь в зал, а он полон. И на ковре стоит пять-семь мастеров спорта. Но я их все время критикую – объем работы у меня был намного больше, чем у этих спортсменов. А без пахоты не добиться результата. Видимо, тренеру нужно пожестче с ребятами. У нас есть великолепный учитель – заслуженный тренер России Илья Романович Шегельман. Он нас ведет, когда на взлете и в падении. Бывало, вел себя с нами жестко. Но серьезная встряска нужна всем. У меня был дневник, где я все записывал, анализировал свои промахи и удачи. А сейчас ребята часто не понимают, что должна быть система. Сегодня случайно "выстрелить" тяжело. Нужно подходить к старту в суперформе, потому что конкуренция бешеная, так как самбо, особенно боевое, становится все популярнее. Когда смотришь бои без правил, там почти все самбисты. Так что пахать надо с утра до вечера.
В отпуск на чемпионат мира по хоккею
– Вы-то сутками пахали в спортзале, дома редко появлялись. А сейчас, когда руководите спортом, свободного времени больше стало?
– Времени вообще не стало. Все, кто работает в нашем ведомстве, это бывшие спортсмены. А у спортсмена нет нормированного дня. Однажды мне в Москве сказали: "Знаете, почему мы зовем в политику спортсменов? Потому что вы, как упретесь в проблему, пока ее не решите, не успокоитесь". Когда я вижу, что человек совершенно не перерабатывает, дальше функционала не пойдет, меня начинает это раздражать. Поставлена задача – надо выполнять. Пусть, это не входит в твои функциональные обязанности, ну и что. Ты же работаешь на спорт. Но иногда в часов семь-восемь вечера я просто откладываю все дела на работе и иду на тренировку. Я считаю, что сотрудник из Минспорта должен выглядеть спортивно. А в выходные мы практически всегда работаем. В субботу и воскресенье проходят различные спортивные мероприятия, на которых, я считаю, мы, как сотрудники министерства, должны быть. Необходимо отсматривать ребят, чтобы знать кто у нас на перспективе. И мне нравиться находиться в гуще событий.
– А жена не возмущается, что и в выходные вы не с семьей?
– Нет. Она понимает, что это необходимо. Но когда выпадает свободная минутка, мы стараемся быть вместе. Ждем отпуска. Правда, во время отдыха стараемся бывать там, где проходят интересные спортивные мероприятия и можно активно отдохнуть и позаниматься спортом. У нас стало доброй традицией на новогодние каникулы уезжать на горнолыжный курорт в Финляндию. Сейчас, например, хотим поехать на чемпионат мира по хоккею в Белоруссию.
– Дочки уже подросли, но по вашим стопам не пошли. Не разочарованы, что детей большой спорт не увлек?
– Дочки действительно уже большие: 11 и 14 лет. Младшая Соня – очень творческий человечек. Она ходит в музыкальную школу, рисует. Старшая Юля более спортивная. Но я никак не могу сподвигнуть ее на серьезную работу, тренировки. Слишком много у подростков соблазнов: из соцсетей не вытащить. Я бы хотел, чтобы дочь занималась профессионально спортом, но не борьбой. Это труд, болячки, разъезды. Это все-таки мужской вид спорта. Но никакого разочарования по поводу отсутствия спортивной карьеры у детей не испытываю. Спорт не всем дается.
– В спорте вы добились титула чемпиона мира. Может, пора и в чиновничьем деле подняться на другую ступень? В Москву не планируете перебраться?
– В Москву меня приглашали в 2010 году. Столичное предложение было заманчивым. Если уехать в Москву, попасть в обойму, то сюда вряд ли вернешься. Но я интуитивно почувствовал, что не надо никуда ехать, и остался. Вообще меня много куда звали. Когда спортсменом был, в Финляндию приглашали. Не знаю, правильно сделал или нет, но я всегда отказывался от предложений о переезде. Карелия – это мое родное. Здесь мои родители живут, здесь мои друзья. Я считаю, что у республики есть будущее. И тот спортивный задел, азарт поможет мне еще во многом реализовать себя и как чиновника, и спортсмена, и тренера. Если было бы время, я бы взял группу. Этого душа просит.
Беседовала Наталья Соколова
Редакция "Столицы на Онего" благодарит кафе "Москва" (пр. Ленина, 35) за теплый прием и вкусный обед.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание