"Даже муж не смог ее остановить": как мошенники обманывают петрозаводчан

Чтиво. Без политики
11:57, 13 Сентября 2018
Загрузка...

С начала 2018 года жители карельской столицы перечислили мошенникам 20 млн рублей. В городском УМВД назвали схемы обмана, на которые петрозаводчане покупаются чаще всего.

Как рассказали в среду на пресс-конференции в УМВД по Петрозаводску, только в карельской столице с начала этого года было зарегистрировано 380 мошенничеств, совершенных дистанционным способом (цифра по Карелии - более 600 случаев). Жертвами злоумышленников стали сотни петрозаводчан, которые перечислили неизвестным порядка 20 млн рублей; причем только половина из этих денег принадлежит людям пожилым, которые, как правило, более доверчивы. Сотрудники правоохранительных органов назвали самые популярные схемы, которыми пользуются мошенники как в отношении пенсионеров, так и в общении с людьми более молодого возраста.


(слева направо): Вячеслав Соснин, Виктор Тупицын, Александра Воронченко

"Сергей, это ты?"

По словам Вячеслава Соснина, начальника специально созданного в УМВД подразделения – отделения по раскрытию мошенничеств, совершенных дистанционным способом, настоящим бичом минувшего лета стала схема, при которой у человека пытаются "вытянуть" деньги под предлогом помощи знакомому или родственнику.


фото: pbs.twimg.com

"Зачастую разговор состоит из фразы: "Привет, узнал? Я к тебе еду", - говорит Вячеслав Соснин. – Тут играет человеческий фактор: потерпевший пытается вспомнить, чей это может быть голос, – и сам начинает обращаться к злоумышленнику, допустим: "Сергей, это ты?". А в ответ слышит: "Да, это я, и я к тебе еду".

Спустя короткое время "Сергей" звонит снова и сообщает, что попал в беду: так торопился к другу, что пересек двойную сплошную, а тут ГАИшники, хотят взятку. Деньги у "Сергея" есть, но вот незадача: ГАИшники наличными не берут, требуют, чтобы деньги перевели на счет.

"Для убедительности трубка передается мнимому сотруднику ГИБДД, который сообщает либо номер телефона, либо номер счета, либо номер банковской карты, на которую требуется перевести ту или иную сумму", - отмечает начальник отделения.

В такой ситуации многие хотят показать, что они хорошие друзья. Только за последние несколько месяцев, по словам Соснина, в городской полиции зарегистрировано более 30 подобных фактов.

Пенсионная реформа "по звонку"

Другая актуальная разновидность мошенничества связана с пенсионной реформой. Как отмечает Вячеслав Соснин, реальность такова, что "определенная часть населения не информирована о происходящих законодательных инициативах". Таких людей, увы, обмануть несложно. Звонит неизвестный, представляется сотрудником Пенсионного фонда и сообщает потенциальной жертве, что в стране идет реформа, пенсии пересчитываются, и можно получить компенсацию. А для этого необходимо подойти к банкомату и совершить ряд операций.

По словам начальника городской полиции Виктора Тупицына, потерпевший, выполняя одну за другой команды лже-сотрудника Пенсионного фонда, не успевает понять, что на самом деле снимает деньги… со своего счета и отправляет их злоумышленнику:

"Фактически он со своего счета перечисляет на другой счет. Но при этом человек уверен, что это ему перечислили на какой-то счет деньги, и он их снимает".

На территории Петрозаводска, говорит Вячеслав Соснин, зарегистрировано порядка шести подобных фактов. Причем во всех, что любопытно, фигурирует один и тот же банкомат в районе Кукковки. Сотрудники УВД заверяют, что банкомат исправен.

"Банкомат в норме, просто о нем осведомлены злоумышленники", - отмечает Соснин.

По мнению правоохранителей, людей, пострадавших от этого вида мошенничества, может быть и больше, но по какой-то причине они не заявили о случившемся.

"Мы просим жителей поговорить со своими пожилыми родственниками, объяснить им, что пенсионная реформа по звонку не происходит", - говорит врио начальника отделения информации и общественных связей МВД по Карелии Александра Воронченко.

Продам диван

Один из наиболее часто встречающихся видов мошенничества связан с объявлениями, которые горожане выкладывают в Интернете: будь то информация о продаже мебели или сдаче в аренду квартиры.

"Злоумышленник звонит по объявлению, говорит, что не может отдать наличными, и предлагает перечислить деньги на карту, - рассказывает Виктор Тупицын. - При этом он просит сообщить реквизиты карты, что потерпевшие "благополучно" и делают, а кроме этого, сообщают ему трехзначный так называемый CVC-код, который находится на оборотной стороне карты, и предоставляют злоумышленнику информацию о паролях, которые им приходят из банка. Таким образом злоумышленник получает доступ к расчетному счету, после чего у потерпевших со счета похищает денежные средства".

"Ни в коем случае нельзя сообщать полные реквизиты карты, срок действия, CVC-код и тем более – пароли", - добавляет начальник полиции.

Случаем "на уровне комичности" Виктор Тупицын назвал ситуацию, произошедшую с петрозаводчанкой, которая решила продать диван и в итоге осталась без денег, поскольку на объявление откликнулся мошенник.

"Она начала называть ему номер карты, а рядом находился муж. Он ей говорит:  "Не называй номер карты и информацию из смс-сообщения – тебя обманывают". А она: "Ты ничего не понимаешь, не лезь, разберусь сама!" – и сообщает незнакомцу все данные и пароли. В итоге у нее списываются деньги. Даже муж не смог ее остановить", - констатирует Тупицын. 

БАДы и бронированный автомобиль

Другой трагикомичный случай произошел с петрозаводской пенсионеркой, поверившей, что ей положена компенсация за БАДы, которые она когда-то приобрела, но которые так и не принесли пользы. 

"Женщина перевела крупную сумму денежных средств, написала заявление в полицию, наши сотрудники стали отрабатывать информацию, и в этот период женщина вновь перевела крупную сумму денег", - рассказывает Александра Воронченко.

В общей сложности эта пенсионерка потеряла более 2 млн рублей.

"Бабушки, используя объявления в бесплатных газетах, заказывают различные БАДы, лекарства, мази. Через какое-то время с ними связываются злоумышленники и интересуются, помогли ли им эти лекарства – происходит диалог", - объясняет суть обмана Вячеслав Соснин. Пожилые люди, отмечает он, зачастую испытывают потребность в общении, а потому легко включаются в разговор с неизвестным, а в итоге проникаются к нему доверием. А коварный собеседник рассказывает про злоумышленников, которые продавали бесполезные БАДы и в итоге были задержаны; для пущей убедительности оперирует решениями суда, называет конкретные имена и должности... и, конечно, предлагает получить положенную компенсацию. Правда, нужно для этого совсем немного: заплатить какой-то налог, оплатить открытие счета, доставку и т.п.

"Потерпевшие вовлекаются в некую игру и, начиная перечислять денежные средства, зачастую не могут остановиться", - констатирует Соснин.

Та потерявшая 2 млн женщина до последнего ждала, что компенсацию за БАДы ей привезет бронированный автомобиль, поскольку, как ей объяснил голос на том конце провода, только так можно доставить деньги в целости и сохранности. За доставку денег бронированным автомобилем пенсионерка заплатила, как заплатила и за многие другие услуги, связанные с получением несуществующей компенсации.

Мошенники – неплохо подготовленные психологи

Что касается граждан более молодого возраста, отмечает Виктор Тупицын, то их мошенники обманывают с помощью создания в соцсетях дубликата страницы кого-то из друзей. С такой страницы приходит сообщение с просьбой дать в долг.

"При этом в сообщении указано, что нет возможности встретиться, поэтому просят перечислить деньги на карту, - говорит начальник полиции. – Только после того как деньги перечислены, потерпевшие начинают связываться (со знакомым, якобы просившим денег, - "Столица на Онего") по телефону и выясняют, что в отношении них было совершено преступление".

Еще один способ мошенничества, на который попадаются люди разного возраста, - это смс-сообщение о том, что банковская карта заблокирована.

"Что делает в этом случае человек, которому пришло сообщение? Перезванивает на тот номер, который указан в сообщении. Естественно, там забит номер злоумышленника. Человек начинает общаться с преступником и думает, что общается с сотрудником банка. Лица, которые совершают данные преступления, являются неплохо подготовленными психологами. Поэтому очень уверенно себя ведут и разговаривают. У потерпевшего не возникает мысли, что он общается не с сотрудником банка, и он начинает сообщать реквизиты, пароли, после чего происходит списание денежных средств" – отмечает Тупицын.

Кто виноват?

По мнению стражей порядка, в том, что в Карелии, да и по всей стране (потому что наша республика в данном случае не исключение) настолько распространены дистанционные мошенничества, во многом виноваты сами граждане.

"К сожалению, приходится говорить о финансовой неграмотности населения. Люди зачастую не понимают, что нельзя называть персональные данные своих банковских карт, те злополучные цифры на оборотной стороне, хотя на всех банковских картах кредитно-финансовые организации просят ни в коем случае не называть данную информацию даже сотруднику банка. Также люди игнорируют предупреждение в смс-сообщении о том, что пароль запрашивают только мошенники", - говорит Вячеслав Соснин.

Кроме того, правоохранителям хотелось бы, чтобы банки чаще вмешивались в ситуации, которые выглядят подозрительно: предположим, пожилой человек переводит на счет в другой регион (а злоумышленники, как правило, находятся далеко за пределами Карелии) несколько сотен тысяч рублей.

"К сожалению, в редких случаях возникает сомнение у сотрудников кредитно-финансовых организаций", - констатирует Вячеслав Соснин.

"И кредиты им (потерпевшим, - "Столица на Онего") предоставляют на крупные суммы, которые тут же, в кратчайший срок, переводятся на различные расчетные счета в другие регионы. Сотрудники кредитно-финансовой сферы все-таки видят эту ситуацию и у них редко возникает вопрос: в связи с чем это происходит?" - добавляет Виктор Тупицын.

Справедливости ради отметим, что исключения все-таки есть. Известны факты, когда бдительность сотрудника банка помогла предотвратить совершение преступления. Случалось также, что операция по переводу денег была остановлена благодаря тому, что потерпевший мгновенно осознал, что его пытаются обмануть, и обратился в банк.

"Едут на автомобиле и по ходу движения совершают преступления"

В петрозаводской полиции отмечают, что раскрывать дистанционные мошенничества довольно сложно.

Во-первых, потому, что преступники, как уже отмечалось, действуют издалека. В настоящее время сотрудниками УМВД Петрозаводска раскрыты 26 эпизодов, в которых фигурируют 11 подозреваемых – все являются жителями других регионов.

"Как правило, злоумышленники тревожат нас из-за Урала, из Челябинска, Новосибирска, Дальний Восток попадается. Некоторые злоумышленники находятся в учреждениях системы исполнения наказаний в средней полосе России, география обширна", - говорит Соснин.

"Иногда злоумышленники двигаются на автомобиле из региона в регион и прямо по ходу движения совершают преступления", - добавляет Тупицын.

Вячеслав Соснин упомянул еще об одной проблеме, которая мешает высокой раскрываемости подобных преступлений - а то, что она пока низкая, в полиции признают.

"Мошенники используют исключительно абонентские номера мобильных телефонов, зарегистрированные на посторонних лиц, как правило, это выходцы из маргинальной среды либо малоимущие. Они за определенную сумму готовы предоставить свои персональные данные как для регистрации сим-карт, так и для регистрации банковских карт, на которые в дальнейшем перечисляются денежные средства. Сложность состоит в том, что как банковские карты, так и сим-карты используются краткосрочный период; как правило, для совершения одного преступления сим-карта используется один раз", - говорит Вячеслав Соснин.

В настоящее время три уголовных дела по дистанционным мошенничествам направлены в суд. Но вряд ли можно с уверенностью говорить о том, что всем потерпевшим по этим или другим делам, которые еще появятся, удастся вернуть все свои деньги. Одного решения суда мало, надо, чтобы осужденный эти деньги выплатил. Правоохранители отмечают, что шансов больше у тех, у кого ущерб меньше.

"С миллионными ущербами сложнее. Возмещаются, как правило, небольшие суммы денежных средств, до нескольких десятков тысяч рублей", - говорит Вячеслав Соснин. 

Лучшее, что может сделать человек, если ему позвонили с неизвестного номера, -  начать сомневаться, задаться вопросом: а не пытаются ли его обмануть? Сомневающихся, отмечают правоохранители, мошенники не любят.

"Буквально на днях мне самому позвонила неизвестная с неизвестного номера и сказала, что я стал счастливым победителем лотереи и мне положен выигрыш, - рассказывает Соснин. – Как только я высказал сомнение, на том конце повесили трубку".  

Лида Панасюк

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.