Гость рубрики "Кофе со сливками" Владимир Кванин – гендиректор компании "МЦЕ Инвест Рус", которая проводит мусорную реформу в Карелии.
Владимир Кванин известен многим как эксперт ОНФ по экологии. Он объездил всю республику, участвуя в составлении карты несанкционированных свалок, и в конце концов предложил властям проект наведения порядка в сфере обращения с отходами. Сейчас проект Кванина находит воплощение в мусорной реформе, проводимой в нашем регионе силами инвестиционной компании "МЦЕ Инвест Рус".
- Владимир, в последнее время в прессе одномоментно появилось достаточно много критических публикаций о деятельности компании, которую Вы возглавляете, а также о работе "Автоспецтранса". С чем это связано?
- Я предполагаю, какие люди стоят за этими статьями и какие коммерческие интересы преследуют. Дело в том, что в Приладожье есть компания, которая занимается вывозом мусора, и в настоящее время она пытается пролоббировать идею разделения Карелии на несколько регоператоров в надежде получить себе на обслуживание юго-западную часть республики. В конце прошлого года эта компания обращалась в правительство Карелии, чтобы им согласовали отдельный тариф – более 400 рублей за куб. на обработку ТКО. То есть жители этой части Карелии, в случае реализации этих планов, поддерживаемых, кстати, одним из местных депутатов, получат тариф как минимум в два раза выше республиканского.
Я к критике отношусь спокойно. Но в данном случае это просто заказные материалы, за которыми стоят конкретные коммерческие интересы.
- Но ведь конкуренция на рынке – это всегда хорошо. Если будет два, три, пять операторов, логично предположить, что тариф для населения снизится.
- Это не так. В настоящее время у нас единый региональный оператор и единый по всей республике тариф. И это несмотря на то, что на севере большие расстояния между населенными пунктами, и там себестоимость вывоза мусора гораздо выше. Но единый регоператор именно для таких целей создавался, – чтобы компенсировать подобные расходы. В Петрозаводске деятельность прибыльна, на севере – убыточна. Однако жители Лоухского района и, например, Прионежья, платят за вывоз мусора одинаково.
На мой взгляд, это правильно с точки зрения социальной справедливости. Но находятся бизнесмены, которые пытаются эту систему взорвать. Чем это может закончиться? Пострадают люди, которые живут на севере и юго-западе Карелии – у них сразу же подскочит тариф.
- Один из упреков, который раздается в адрес "Автоспецтранса", что теперь это частная компания, которая, получив государственные субсидии, в любой момент может уйти из Карелии, забрав всю технику. Такое в принципе может произойти?
- "МЦЕ Инвест Рус" – это дочернее предприятие чешской инвестиционной компании, которая вкладывает значительные средства в строительство, водоподготовку и водоотведение и т.д. Когда в России началась мусорная реформа, было принято решение инвестировать в эту отрасль. Под эти цели было создано российское предприятие.
"МЦЕ Инвест Рус", которая выкупила контрольный пакет в ООО "Автоспецтранс", как инвестиционная компания выбрала Карелию в качестве приоритетного проекта по мусору. Мы собираемся работать и в других регионах, и в целом по России, но именно на примере Карелии стремимся показать, на что способны. Поэтому, конечно, не собираемся никуда уходить…
Вы же понимаете, что, если мы, как говорится, нагадим и убежим, никто и нигде нам больше не поверит. Мы нацелены на серьезный долгосрочный бизнес в Карелии, хотим именно здесь себя показать, чтобы в других регионах увидели и оценили.
- Почему тогда отходы в Карелии вывозят и транспортируют силами компании из Новгорода?
- Мы – инвестиционная компания и не специализируемся на вывозе и транспортировке отходов. Нам нужно было найти партнеров с необходимой компетенцией, чтобы реализовать проект на территории Карелии. При этом одним из условий карельского правительства для вхождения нашей компании в качестве инвестора на территорию республики было сохранение существующего тарифа. Поэтому мы долго искали партнеров, которые согласились бы работать с действующими ценами. Проводили множество переговоров, выбирали между московскими, питерскими компаниями, и, в конце концов нашли подрядчика, который при тарифе даже чуть ниже, чем был в республике, сумел организовать и настроить эффективную систему обращения с отходами. Так появились наши коллеги из Новгородской области. Никакого секрета из этого мы не делаем. Мы – инвестиционная компания, они – компания с компетенцией. Нам было важно вложить деньги в надежные руки.
- Почему не получилось создать такую систему силами "Аавтоспецтранса", ведь в созданное Корпорацией развития ООО в свое время вкладывались немалые бюджетные средства?
- Для нормального функционирования и развития регоператора этих средств недостаточно. В Карелии дефицитный бюджет, республика не может постоянно субсидировать потребности регоператора. Я напомню, что изначально ООО "Аавтоспецтранс" создавался именно для того, чтобы привлечь инвестора. И этим инвестором оказалась наша компания.
Что же касается государственной субсидии, то она выделялась ООО "Автоспецтранс", когда началась пандемия. Весной прошлого года собираемость платы за вывоз мусора с юридических и физических лиц резко упала. Регоператоры по всей стране встали перед угрозой банкротства. И в Карелии, в частности, она была вполне реальной – могло получиться так, что компания уже не смогла бы исполнять свою основную функцию – вывозить мусор и обеспечивать жизнедеятельность горожан. На уровне Российской Федерации было принято решение субсидировать затраты регоператоров, чтобы не допустить мусорного коллапса. Это были целевые деньги для расчетов с перевозчиками в размере 89 миллионов рублей.
- То есть на них новые мусоровозы не покупались?
- Четыре мусоровоза Scania, которые работают сейчас на линиях, принадлежат регоператору. Они куплены на средства, которые были заложены в инвестиции в реоператора. У нас регулируемый вид деятельности. Если мы эти мусоровозы кому-то отдадим или продадим, то это уголовная статья… И понятно, что нам это не нужно и мы не собираемся это делать.
- Почему выбрали автомобили Scania, ведь КАМАЗы в несколько раз дешевле?
- А Вы бы сами какую машину выбрали, чтобы она была надежной, комфортной и хорошо ездила? Наверное, иномарку… Дело в том, что себестоимость вывоза одного куба отходов дешевле на импортной технике, несмотря на то, что она дороже стоит. Потому что она надежнее, может транспортировать отходы на дальние расстояния, не ломаясь, она дешевле в эксплуатации. И это чистая экономика, а не потому, что мы против отечественного автопрома.
Специалистов, которые работали у нас на старых машинах, мы пересадили на новые Scania, и они быстро переобучились и сейчас ездят в комфортных условиях.
- То есть на линиях сейчас работают местные водители?
- Да, конечно. Водители из Новгорода эксплуатировать Scania в Петрозаводск не приезжали.
Сейчас на линиях постоянно работают три машины, еще одна – на подстраховке в случае каких-то экстренных случаев. Раньше этот же объем работы выполняло как минимум в три раза больше автомобилей, чем сейчас. Проблема заключается в том, что практически все операторы, которые сегодня обслуживают республику, имеют старую технику. Мусоровозы ломаются, нам постоянно поступают просьбы помочь, и мы понимаем, что нам придется инвестировать в закупку нового транспорта для перевозки мусора. Мы будем увеличивать охват услугой населения и юридических лиц и повышать качество этой услуги.
- Компания, которой Вы руководите, будет строить в Орзеге новый мусорный полигон. Расскажите подробнее об этом проекте. Главный вопрос: куда денется старая свалка?
- По концессионному соглашению, которое компания заключила с правительством Карелии, основная часть инвестиционной деятельности "МЦЕ Инвест Рус" – это вложение средств в строительство полигона в Орзеге. Это будет современный полигон отходов, соответствующий всем экологическим нормам, и сортировочная станция, которая будет сортировать мусор, уменьшая его объем, и как следствие, сокращать нагрузку на экологию. Также в Орзеге по концессионному соглашению предполагается строительство экотехнопарка, который будет прилегать к полигону. В нем будет проводиться переработка вторичных отходов, уже отсортированных на станции.
- Речь ведь не идет о строительстве мусоросжигающего завода?
- Нет, не идет. Наша задача создать структуру – построить здание с подводкой туда тепла, электричества, воды, – где будут созданы условия для работы малого и среднего бизнеса по переработке отходов. Мы построим экотехнопарк и будем приглашать резидентов, которые возьмутся перерабатывать уже отсортированный пластик, стекло и т.д. Уже сейчас есть такие предложения.
- А если резиденты не найдутся?
- Ну что же, будем перерабатывать сами. Посмотрим, как это лучше делать, в зависимости от экономической целесообразности.
Сейчас важно понять морфологию поступающего мусора, его качественный и количественный состав. Министерство природных ресурсов заказало такое исследование, и в мае должно нам выдать результаты. Согласно полученным данным, мы сможем сделать расчет о необходимости инвестиций в закупку того или иного оборудования.
Единственное, о чем можно говорить уже сегодня, это переработка шин. Возможно, уже в этом году мы предложим решение для этой актуальной для Карелии проблемы. В настоящее время мы изучаем, какое количество шин генерируется в Карелии. Зная этот объем, мы будем понимать, что с ним делать.
- Какие сроки реализации проекта подразумеваются?
- Сейчас в Орзеге просто свалка, то есть территория земли, на которую сваливается мусор. По закону после окончания эксплуатации рекультивировать свалку должна администрация Петрозаводска, и мы понимаем, что для этого потребуются большие вложения и это займет много лет.
Под строительство полигона нам выделяют землю недалеко от свалки, через дорогу. Сейчас там ведутся изыскательские работы, и как только экспертиза подтвердит, что этот участок подходит под наши цели, ее переведут из лесфонда под промышленное использование. Земля будет передана в аренду на срок действия концессионного соглашения.
Теоретически и практически мы рассчитываем запустить полигон в 2024 году, максимум – в начале 2025 года.
- Объясните, как этот полигон будет выглядеть физически. Что это?
- Это полигон, разделенный на несколько частей, – так называемые "карты", – каждая из которых представляет собой огромный котлован, залитый бетоном. Чаша – с гидороизоляционными материалами, которые не дадут просачиваться отходам в грунт. Жидкие отходы будут приниматься в трубы и поступать на станцию очистки. Вода будет очищаться до технической и использоваться впоследствии для нужд самого полигона. В землю ничего уходить не будет.
Сейчас, как Вы понимаете, все по-другому. И поэтому пробы воды и грунта в районе свалки не соответствуют нормам.
- Но Вы же понимаете, что у администрации Петрозаводска нет и не будет средств на рекультивацию свалки?.. Давайте будем реалистами.
- Да, мы это понимаем и поэтому готовим для города предложение, как быть со свалкой и муниципальным перевозчиком мусора. У нас есть решение по рекультивации, но его пока рано озвучивать.
Ожидается, что старая свалка в Орзеге будет выведена из территориальной схемы – через какое-то время твердые коммунальные отходы туда вывозиться не будут. Мусор будет поступать на новый полигон.
- На каком этапе Вы ожидаете возврат инвестиций? Объясните, где Вы будете извлекать прибыль?
- Наши главные вложения будут направлены в строительство нового полигона и мусоросортировочной станции в Орзеге. Сейчас на территории республики 14 разрешенных свалок. После ввода в эксплуатацию нового полигона в Орзеге они будут закрыты и выведены из эксплуатации. Весь мусор со всей Карелии будет свозиться на новый полигон, и мы будем получать прибыль в виде тарифа, получая плату за размещение отходов.
- Этот полигон будет частной собственностью?
- Нет, он будет в руках у государства и сдан в аренду инвестору. Мы будем его эксплуатировать пока не вернем свои инвестиции. Все это содержится в концессионном соглашении.
- Но ведь расстояния в Карелии – большие. От Беломорска или Кеми до Петрозаводска – сотни километров. Насколько это эффективно – возить мусор так далеко? Как это в принципе возможно?
- Возможно. И реально. Для этого уже сейчас и покупается новая техника. Понятно, что КАМАЗы или "Газончики" не в состоянии делать такие прогоны, и тем более, еще и влезать в тариф.
Мы не случайно остановили свой выбор на партнерах из Новгородской области. У них один полигон на весь регион. И они умудряются все транспортировать в одно место. И справляются. А Новгородская область по территории сопоставима с Карелией. Хотя у нас расстояния больше, но и тариф чуть выше.
- Согласно мусорной реформе, на территории Карелии планировался еще один полигон в Сегежском районе. От этих планов отказались, столкнувшись с протестами экологических активистов и населения?
- Эта тема вызвала общественный резонанс, но обсуждение еще не закончилось. Мы понимаем, что республика у нас действительно протяженная, и пока не отказались от этих планов. Я лично считаю, что сегежский полигон в территориальной схеме нужно оставлять, чтобы весь север обслуживался там – необходимо сокращать плечо с севера на юг.
- Однако, сегежане высказались против…
- Не нужно бояться этого. Это же не свалка, когда мусор просто выкидывается. Это отдельный инвестиционный проект, связанный со строительством современного полигона с соблюдением всех экологических норм. С такой же сортировкой и переработкой, которая планируется в Орзеге.
Вот Вы говорите, люди не хотят… И я не хочу. Но давайте смотреть правде в глаза: куда вывозить отходы? На Луну закидывать? Так ведь не закинешь!.. В другой регион вывозить? Так тоже никто не согласится. И мы в Карелии не согласимся, если нам начнут чужой мусор присылать!
Честное слово, я не понимаю людей, которые высказываются против. Хочется спросить: вам нравится, как сейчас? Когда мусор просто вываливается на землю? Это лучше, чем мы предлагаем?!
- Насколько я знаю, Вы также занимаетесь ликвидацией несанкционированных свалок и не понаслышке знаете, сколько их, где они… Карелия сильно ими загажена?
- Таких свалок очень много по всей республике. На самом деле это огромная проблема. Ликвидировать их по закону обязаны владельцы земли, часто это местные власти. Мы убираем свалки по заказу администраций и выставляем счета. Десятки уже убрали… Но работы в этом направлении еще непочатый край.
- Многие знали Вас как эксперта ОНФ по экологии. Расскажите, как Вы попали в "МЦЕ Инвест Рус" и стали "главным по мусору".
- У меня инженерное техническое образование, более 15 лет я проработал на Костомукшском ГОКе, а затем переехал в Петрозаводск и стал заниматься предпринимательской деятельностью. В свое время я стал учредителем штаба ОНФ в Карелии и как эксперт курировал проект "Экология". Занимался мусором, проблемами вырубки лесов, воровства леса и т.д. Объездил всю республику, и увидел массу накопившихся вопросов, в том числе, в сфере обращения с отходами. Когда мы реализовывали проект "Свалка" и делали карту несанкционированных свалок на территории республики, я убедился, насколько все-таки загажена Карелия. Это ужас, на самом деле ужас.
Я увидел это изнутри, погрузился в систему обращения с отходами, понял болевые точки. И поскольку на тот момент уже занимался бизнесом, понял, что могу предложить какой-то выход. Я разработал собственный проект, касающийся организации обращения с отходами в Петрозаводске и ближайших районах. В него входило строительство полигона и мусоросортировочной станции. Сначала я защитил его в Москве на площадке "Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства", получил гарантии финансирования банком МСП, а затем уже в Карелии представил на инвестиционном совете, а потом в министерстве экономики и в министерстве природных ресурсов. И мне сказали, что проект интересен, но его нужно распространить на всю республику. Понятно, что таких ресурсов у меня на проект заложено не было, и мне посоветовали поискать инвесторов. Оказалось, что предложения по инвестированию в Карелию на тот момент уже были, и так мы нашли друг друга с чешской инвестиционной компанией. То есть мой проект стал частью мусорной реформы в республике.
- По шкале от 1 до 10 у нас насколько все плохо в Карелии с утилизацией отходов?
- Все плохо… Потому что в Карелии нет полигонов, у нас есть только свалки, куда сваливается все подряд. Мы даже не знаем состава своего мусора. У нас градусники, ртутные лампы и т.д. – все сваливается в одну кучу и благополучно с осадками уходит в землю, а потом в воду. В Петрозаводске – в Онежское озеро… И такая ситуация по всей стране. И поэтому не случайно родился нацпроект "Экология" и, в том числе, началась реформа обращения с отходами. На мой взгляд, это один из важнейших национальных проектов, который реализуется в России. И если мы в Карелии сделаем все задуманное, я уверен, ситуация с мусором изменится.
Беседовала Наталья Захарчук
И селфи на память.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание