Яковлева Валерия Александровна – детский офтальмолог глазной клиники Карелии, врач-косолог, которая пришла в профессию вопреки советам мамы, и сегодня успешно спасает зрение маленьким пациентам, многим из которых нет даже и недели от роду.
Ранее "Столица на Онего" сообщала, что в течение года будет знакомить вас со специалистами Офтальмологического центра Карелии, чтобы показать, что за белым халатом скрываются интересные люди, которые умеют не только высокопрофессионально выполнять свою работу, но еще являются, например, известными блогерами или отличными кулинарами, гонщиками, музыкантами, путешественниками, заядлыми рыбаками…И возможно, познакомившись поближе с докторами, к которым вы приходите на прием, вам будет легче общаться, появится доверие и уйдет боязнь человека в белом халате. Все это будет лишь способствовать скорейшему решению ваших офтальмологических проблем и выздоровлению.
Итак, наш следующий доктор в портретной галерее Офтальмологического центра Карелии Валерия Яковлева – детский врач-офтальмолог, специалист по косоглазию.
Увидев Валерию Александровну, мне подумалось, что именно таким и должен быть детский доктор: светлая, улыбчивая, с нежным голосом.
К встрече с журналистом она готовилась, как к экзамену. Призналась, что очень волновалась и даже вспомнила накануне всю свою биографию, а чтобы не сбиваться при ответах, подготовила для себя небольшую шпаргалку. Шпаргалка представляла собой несколько листов формата А4 печатного текста. И вот с этого момента начала волноваться уже я, потому что четкого плана для беседы никогда не вырабатываю – как пойдет. А пошло неплохо, потому что там, где есть дети, всегда счастье, а детей у Валерии Александровны много – одна своя и еще сотня маленьких пациентов.
- Я врач-офтальмолог. Специализация детство, также занимаюсь косоглазием, доктор-косолог, - тихо начала рассказывать Валерия Александровна, - мне только что исполнилось 30 лет. У меня есть дочка 4
года. А сама я из Белоруссии, из Бреста. Там окончила среднюю образовательную школу, а на врача приехала учиться в Петрозаводск. Высшее образование здесь получала, на медфаке ПетрГУ. В Карелии уже 13 лет. За это время окончила университет по специальности педиатрия. Окончила интернатуру на базе Республиканской больницы. Вышла замуж, сменила гражданство. До офтальмологического центра работала в детской Республиканской больнице и поликлинике, подрабатывала в 1-й и 2-й детских поликлиниках, в оптике, в детской клинике на Свердлова.
Рассказывала Валерия Александровна последовательно, спокойно, я на мгновение испугалась, что она мне так всю биографию по листочкам и расскажет, и решила прервать монолог.
- Почему Вы из Белоруссии приехали учиться на врача в Карелию. Ведь у вас там и Гродненский медуниверситет, и Минский да и Карелия, честно говоря, за 2000 км от дома?
- Вы знаете, я училась в самой обычной школе. Мама всегда хотела, чтобы я стала бухгалтером, потому что у нее математический склад ума, она инженер и счастлива в профессии. В пример мне ставила мою тетю-бухгалтера, которая достойно зарабатывает. А так как мама растила меня с первого класса одна, то, видимо, хотела для меня надежного будущего, чтобы я могла сама себя обеспечить.
Но я сама выбрала профессию. У меня в семье нет врачей - я первая. Мама не могла мне помочь и говорила всегда: я нем могу тебе в медицине помочь. Ты сама будешь пробивать себе дорогу. Вытянешь – пожалуйста. После 6 класса, когда началась биология, потом химия, меня захватило, понравилось. Я переубедила маму в мыслях быть бухгалтером и стала готовиться к поступлению в медуниверситет.
Когда встал вопрос поступления, то было понятно, что в Бресте мне не остаться, так как у нас там только политехнический и педагогический университеты. Надо было куда-то ехать. Я намеревалась в Витебск, это 500-600 км от Бреста. Но маме отпускать дочку из-под крыла было тяжело, потому что нет там никого из родственников, все незнакомое. А в Карелии живет мамин брат, мой дядя, он уже давно переехал, еще после Чернобыля. Вот и решено было, что учиться я поеду сюда. Здесь родные, помогут, присмотрят. Сборы, подготовка…
Когда надо было переезжать и собрали все вещи, я уже хотела сорвать стоп-кран и остаться дома: наверное, пришла в сознание, что уже не буду дома (смеется).
Экзамены, поступление, как в тумане, все прошло. Трудности возникли с русским языком, потому что я готовилась на белорусский. Но справилась.
Первое время жила на квартире, потом перебралась в общежитие, потому что ближе к одногруппникам. Но все годы обучения рядом была надежная рука родственников - дяди и брата.
- Почему стали детским врачом?
- Я на педиатрии училась, и больше практики за время учебы было направлено на работу и общение с детьми. Со взрослыми совсем себя не видела, но была практика и во взрослых учреждениях, таких как БСМП, где приходилось принимать всех. Наверное, после той практики я приняла окончательное решение, что с детьми мне нравится работать больше всего.
Во время учебы подрабатывала в детской Республиканской больнице в травматологическом отделении, там были разной сложности дети, но меня это не отпугнуло. Работала и с ожоговыми малышами, и из реанимации. Хотелось помочь им. Я не могу отказать детям. Не могу отказать, когда просят: например, в Петрозаводске мало детских офтальмологов, не укомплектованы поликлиники, нужно кого-то осмотреть – школьников или прием провести. Всегда иду по возможности. В один момент даже так получилось, что я работала сразу на четырех работах, с одним выходным в неделю: и в больнице, и в поликлиниках, и в оптике…
Сейчас, если оглядываться назад, я могу сказать, что наработала не мало опыта, навыков, практики. Командировок много было от ДРБ по районам, школам, домам-интернатам. Осматривала тяжелых детей, таких как в Ладве, с тяжелыми органическими поражениями центральной нервной системы.
- Вы замуж вышли за петрозаводчанина?
- Нет. Муж у меня из Новгородской области. Мы познакомились во время учебы в университете, я училась на врача, а он на факультете информационных технологий. Замуж вышла после 6 курса в 2012 году, перед интернатурой. После окончания учебы работала в Детской Республиканской больнице, много ездила по командировкам. Правда, пока не родилась дочка.
Муж меня всегда подстегивал в том плане, что нужно не стоять на месте, все время быть в движении. Идти вперед. Быть в прогрессе. Сам он занимается IT-технологиями и его компания довольно успешна, он и меня все время подталкивает.
После декрета я вышла на работу в ДРБ, съездила на учебу в СПб по косоглазию и амблиопии, и через несколько месяцев у Офтальмологического центра появилась необходимость в детском офтальмологе. И мне предложили.
Супруг поддержал. Так как он предпринимательской деятельностью занимается, то всегда следит за новыми веяниями в различных инфраструктурах. Про Офтальмологический центр Карелии сразу сказал: "там будет интересно, будет командная работа, будет развитие и новые шаги. А с каждым годом, вот увидишь, Ковригин будет развивать офтальмологию с невероятной скоростью. Наконец у нас появится достойная клиника европейского уровня, я буду гордиться, что ты там работаешь". И действительно, когда я попала в центр, у меня жизнь развернулась на 180 градусов.
В центре я с ноября 2017, очень нравится. Здесь я обрела вторую семью. За год я приобрела новые навыки, прошла обучение по лазерной хирургии (теперь выполняю амбулаторные операции по укреплению сетчатки и удалению вторичной катаракты). Сейчас развиваюсь как хирург-косолог. Оперирую косоглазие с конца 2018 года, правда, пока только у взрослых пациентов. Много часов провожу в операционной с моим наставником из Минска – Еленой Коломыцкой, она приезжает каждые три месяца. Каждый приезд - это праздник. Бесценный опыт хирургии косоглазия и напоминание о родине.
Я тоже ездила в Минск на практику, проходила обучение. Очень интересная поездка была: увидела, как можно работать в частной клинике, когда есть возможность и во времени для пациентов, и в оборудовании. Ребенок, взрослый проходит через диагностическую линию, и ты по данным можешь столько дать пациенту, объяснить на пальцах практически все, что происходит с его глазами, какая патология, что с этим делать. Никто тебя не подгоняет, по 7 минут на человека, как в поликлинике. Ты получаешь удовлетворение от того, что делаешь. Аппаратура новейшая. Клиника оборудована по последнему слову техники. Но не все решает оснащение- нужны знания. Всему нужно обучаться, саморазвиваться. Медицина - это постоянное самообучение, самосовершенствование. И это здорово! Невозможно сидеть на месте с едиными знаниями, полученными когда-то там в университете.
- Если бы замуж не вышли, вернулись бы домой или остались в Петрозаводске?
- Пока я училась здесь, я все время рвалась в Белоруссию. Особенно первые годы было очень тяжело, потому что города разные. По численности населения Петрозаводск и Брест одинаковые, небольшие, но по климату, колориту и менталитету Брест выигрывает. В моих глазах Петрозаводск был серым городом. Сейчас, за эти годы, Петрозаводск стал лучше намного и уже так не воспринимается. Может быть, потому что я вышла замуж, живем здесь, здесь у нас родилась дочка.
Сейчас живем в квартире, но к лету планируем перебраться за город. Подходит к завершению строительство нашего дома, начатое 4 года назад.
К нам по возможности приезжает мама.
А так, растим дочку без бабушек и дедушек – сами.
В этом нет ничего страшного. Наоборот, считаю, что это сплачивает семью. Пытаемся дать максимум для ребенка. Безгранично любим свою принцессу. Но с чувством долга и ответственности. Ребенка в первую очередь нужно подготовить к взрослой жизни. А это и социализировать, развить физически, эмоционально и за здоровьем следить.
- У вас детские дни в клинике по воскресеньям, дочка отпускает на работу без слез?
- Бывает по-разному, но это работа. Воскресенье – мой рабочий день, детский день. Я его жду, потому что приходят мои маленькие пациенты. А суббота – наш семейный день. Дома тоже в "доктора" играем. Ульяне нравится.
На неделе я принимаю и взрослых пациентов. Сейчас клиника готовится разделить взрослые и детские потоки. Будет детская линия, кабинет аппаратного лечения. Появится больше интересной работы.
Конечно, и уставать будем, но дома всегда ждет любящая семья. А для отдыха всегда есть отпуск, который мы проводим всей семьей, выезжая либо на природу – в Карелии красивые озера и леса, либо отправляемся к маме в Белоруссию - сменить обстановку.
Сейчас достроим дом, дочка подрастет, и появится больше времени для путешествий.
- Как вы стали детским врачом-офтальмологом?
- В офтальмологию я влюблена с 5 курса. На цикле по глазным болезням завкафедры Поромова Ирина Юрьевна рассказывала о глазах с искоркой в своих глазах. То есть человек был влюблен в свою профессию и меня заразила. К моменту экзамена я понимала, что пойду в офтальмологию.
В интернатуре был сплоченный коллектив и мы, интерны, перенимали не только знания, опыт и технику, но и атмосферу, которая была на тот момент в отделении. Рабочий процесс проходил под руководством врачей-офтальмологов, а учебный дома с книгами и статьями. Я была в паре с Мовчан Юлией Александровной - сейчас мы работаем вместе, чему я безгранично рада. Это человек - жизнь, хочется быть рядом и успевать. С ней мы обсуждали случаи за день, вели пациентов, дежурили, ходили в операционную - я ассистировала. А самое главное – научила меня осматривать недоношенных детей.
Она осматривала в республиканском перинатальном центре наших ранних птах. Раньше я смотрела и думала, что это просто невероятно, как подойти к такой маленькой крохе и осмотреть эти маленькие глазки. Я постоянно практиковалась, а потом пришел момент, что Юлии Александровне надо было идти в отпуск, а замены не было – и тогда меня, как птенца, из гнезда вытолкнули… (смеется)
С дрожью, но с чувством долга перед малышами я пошла к 900-граммовым комочкам и стала их осматривать, потому что у меня не было другого выбора. Меня поддерживала заведующая отделением Инесса Исааковна Мебелова. И я справилась, за месяц у меня появилась уверенность в работе с такими детишками. Далее так и работала на протяжении 5 лет в ДРБ врачом-консультантом во всех отделениях. В том числе и с недоношенными детьми. Также работала в кабинете охраны зрения с доктором Цитович Зоей Геннадьевной. Она внесла большой вклад в мое становление как врача, потому что там был и безаппаратный осмотр, определение рефракции, подбор очков, она научила меня азам в страбологии.
Конечно, может быть, в стенах этой клиники мои навыки безаппаратного осмотра неактуальны, но будучи в других условиях, где нет такого оснащения, я смогу подобрать очки, осмотреть ребенка. Это как полевая хирургия - она не нужна в мирное время, но нужно уметь все.
- Вы помните первого своего пациента или особенного?
- Для меня все дети с патологиями особенные.
Был случай, когда ко мне в оптику бабушка привела ребенка. Мальчик 9 лет. Бабушка в очках, у нее большой минус (миопия). Ребенок без очков, проверить привела. Мальчик мог сосчитать только пальцы с 2,5 метров. То есть с таким зрением ребенка может машина сбить, особенно в темное время суток. У него тоже миопия, требовались очки для коррекции. Я объяснила ситуацию, но бабушка наотрез отказалась от рекомендаций и не прониклась серьезностью проблемы. Ушли. Надеюсь, с тем мальчиком все хорошо. Просто сердце сжимается. После того случая я серьезно подошла к доступному объяснению родителям проблем со зрением. Прочла дополнительную литературу по общению с детьми и родителями.
Если взрослый может какой-то выбор для себя сделать – пойти не пойти на осмотр к врачу, то детишки целиком и полностью зависят от родителей. Мы, взрослые, должны помогать, оберегать и заботиться. И конечно же, любить детей. Своих пациентов я люблю, каждого. К каждому ребенку и к каждой семье приходится искать свой подход. Дети все замечательные по-своему, даже ели ребенок пришел в плохом настроении. Смотришь на эту маленькую беду и в душе улыбаешься. Конечно, ты должен проникнуться к ребенку, потому что для тебя это маленькая проблема, а для него это "катастрофа".
Некоторые дети хотят надеть очки, некоторые не приемлют. Мне пациент недавно заявил: что вы со мной делаете, вы подрываете мой авторитет в глазах одноклассников. 9 лет ребенок. У него авторитет. Я понимаю его проблему, и она гигантская для него. Но на фоне всего остального нам, взрослым, конечно, смешно. В детском мире все по-другому.
Я стараюсь убедить, разговариваю с родителями. Если до родителя не донести, то ничего не получится, ведь ребенок не пойдет и не купит себе очки, не полечит себя. А болезнь можно побороть только вместе, а не порознь.
Мы, родители, взрослые, несем огромный груз ответственности перед ребенком.
О возможных противопоказаниях проконсультируйтесь у специалиста.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание