Сто два года в энергетике

Чтиво. Без политики
10:43, 21 Декабря 2017
фото: г. Медвежьегорск, 1950-е
Загрузка...

Именно таков общий стаж работы в Медвежьегорских электрических сетях Константина Мейера и Николая Митрофанова. Они пришли сюда в 50-х годах прошлого века и покинули свои рабочие места в начале XXI века.

Накануне Дня энергетика сам бог велел вспомнить, как тогда им работалось. В нынешнем году исполнилось 70 лет со дня основания Медвежьегорских электрических сетей. Это сейчас они входят в состав АО "Прионежская сетевая компания", являются одним из самых больших и лучших ее подразделений.

Но их история начинается от приказа министра коммунального хозяйства Карело-Финской ССР от 18 августа 1947 года. Штат в первые дни существования городских электросетей составлял всего два человека – директор и старший бухгалтер. Чуть позже набрали еще семерых, тех, кто и занимался непосредственно обслуживанием линий электропередачи и подстанций.

Протяженность электросетей напряжением 0,4 и 10 кВ тогда была всего 26,5 километров и две трансформаторные подстанции.

Для сравнения: сегодня Медвежьегорский электросетевой участок АО "ПСК" обслуживает 34 километра линий электропередачи напряжением 35 кВ, 396 километров ЛЭП напряжением 6-10 кВ и 272 километра линий напряжением 0,4 кВ. И 147 трансформаторных подстанций, девять больших подстанций.

"Тогда у нас была своя электростанция"

Константин Иванович Мейер пришел на работу в городскую электросеть с 1952 году, Николай Георгиевич Митрофанов – в 1956-м. И удивительные вещи они рассказали мне.


Константин Иванович Мейер (слева) и Николай Георгиевич Митрофанов (справа)

Я сам родился и некоторое время жил в Медвежьегорске, но никогда не знал, что город этот до 1965 года не был присоединен к единой энергосистеме страны.

Когда мои собеседники пришли в районную энергетику, Медвежьегорск получал электричество из близлежащего поселка Пиндуши. Ветераны рассказывают, что там стояла паровая турбина и была протянута от нее ЛЭП в город. "Да, город рос, - вспоминает Константин Иванович. – Город рос, а электричества не хватало. Приходилось его по часам давать. Иногда и аварийно, так сказать, отключать, когда нагрузки росли".

Выручили Медвежьегорск тогда судовые дизельгенераторы, они давали электроэнергию городу почти 10 лет. Николай Георгиевич Митрофанов как раз и пришел работать в электросеть дизелистом. Он смеется: "Пошел как-то в магазин, а там на стене объявление, требуются, мол, дизелисты. И чего не пойти, пришел, взяли на работу. Как раз первый дизель и монтировал".

Первый был наш, советский судовой. Потом второй привезли – чехословацкую "Шкоду" - тоже судовой. А потом уже и танковый появился, на подхвате был. "Хорошие дизеля были, - вспоминает Николай Георгиевич, но шуму от них!"

Присоединили Медвежьегорск к единой энергосистеме лишь в июне 1965 года. Построили линию электропередачи напряжением 220 кВ от магистральной ЛЭП и мощную подстанцию. В это время, как раз, в Медвежьегорских электросетях появилась и небольшая диспетчерская служба. До этого вызовы на аварии дежурные монтеры принимали. А через некоторое время дизеля за ненадобностью демонтировали.

"Где профессии энергетика учились? Да жизнь учила"

Константин Иванович пришел в Медвежьегорские электросети учеником монтера, потом мастером работал, потом старшим мастером. А на пенсию уходил инженером ПТО. Спрашиваю его, где профессии учился, что заканчивал. "А ничего не заканчивал, - отвечает улыбаясь. – Все мое образование – вечерняя школа. А остальное опыт. Жизнь учила нас, жизнь". Вспоминает, что электромонтеры практически все с таким "образованием" были: с профессиональным опытом.

И у Николая Георгиевича тоже вечерняя школа сначала была закончена, а позже – уже в 70-х – заочно закончил техникум в Петрозаводске. После того, как дизеля уже городу не нужны стали пошел Митрофанов в электромонтеры. И больше тридцати лет так в этой должности и проработал.

Зачем электромонтеру ухват?

Николай Георгиевич рассказывает, что монтеры на объезд линий в Медвежьегорске ездили на велосипедах. А к каждому велосипеду, кроме сумки с инструментами, были привязаны… багор и ухват. Да-да, тот самый, которым чугунки из печки доставали. "Зачем?!" - удивляюсь я. "А как же без них? - удивляется в ответ Митрофанов. – У нас же тогда ни подъемников, ни тракторов не было. Ухватами столб подопрем, багром зацепим, и поднимаем его, ставим на место. И выправляли покосившиеся столбы так же. Только в 1968-м у нас первый трактор "Беларусь" появился, с помощью его уже опоры ставили".

Кстати, монтеры Медвежьегорской электросети и бревна для опор на ЛЭП сами заготавливали. "Дадут нам лесную делянку у города, - говорит Константин Иванович. – Садимся на "полуторку" с инструментом и едем туда. Пилим деревья, шкурим их, а подсохнут – и на линию электропередачи ставить. Так и жили".

"Тула", "Муравей" и другая техника

"Да, - повторяет за другом Константин Иванович. – Монтеры-то у нас точно на велосипедах ездили. Еще в электросетях в 50-е годы мотороллер "Тула" был. Потом еще один мотороллер купили, "Муравей" назывался. А на срочные вызовы дежурные электромонтеры у нас много лет на мопедах ездили. И ничего, все успевали делать, люди не жаловались! Из автомобилей была у нас та самая "полуторка", на которой опоры возили. Потом армейский ЗИС–5 нам перепал".

Николай Георгиевич согласно кивает: "Я на этом ЗИСе ездил иногда, у меня права были. Потом нам "ГАЗ–51" дали еще, это уже в шестьдесят девятом было… А машины – "вышки" к нам только в 70-х пришли, это когда в Медвежьегорске уличное освещение появилось на бетонных опорах. Конечно, что было тогда и что сейчас – не сравнить. Но ведь работали!"

"А чего жалеть? Жизь хорошая была"

"А коллектив какой у вас был, - спрашиваю, – дружный?" Друзья улыбаются. "Еще какой дружный! Веселый! В электросетях же только медвежьегорские работали почти, все друг друга знали. Текучки не было, хотя зарплаты невеликие платили, - вспоминает Николай Георгиевич. – Праздники все вместе отмечали. Грибы, ягоды, рыбалка – тоже вместе. Жалеем ли что в электросети на работу попали? Нет, конечно. А чего жалеть? Жизнь хорошая была…"

Александр Ершов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей