80 лет исполнилось любимцу всех интеллектуалов Петрозаводска, преподавателю иностранных языков, легенде переводческого мира, лучшему синхронисту с немецкого Эрнесту Иосифовичу Цыпкину.
Эрнест Цыпкин говорит зычно, плотно, очень кинематографично. Будто герой фильма о хоббитах, джедаях и других мифических существах. И если выбирать две вселенных: "Властелин колец" или "Звездные войны", то с перевесом побеждает не только сага о джедаях, но и сам Цыпкин мне видится учителем Йодой с его мудрыми перевернутыми высказываниями. Только наш Цыпкин еще к мудрости получает пятьсот баллов сарказма и остроумия.
Если говорить о мудром человеке нашего времени как о вырождающемся виде, то Цыпкин наделен именно мудрым взглядом на жизнь, но мудрость его приправлена такими присказками и народным юмором, что на первый взгляд в этом невысоким балагуре и не увидишь мастера Йоду. Цыпкину 80. И для учителя Йоды он еще мальчишка, хотя открывает рот – и ты понимаешь, с тобой говорит сама жизнь, а цитаты его можно записывать и хранить, пересказывая внукам.
- Да я такой в маму. Папа у нас был большой, толстый, с виду суровый, а мама маленькая, говорливая, человечная. Ее присказки вошли в меня с домашней атмосферой. "Еду царствовать, готовьте бомбы", "Даром только за амбаром, а под амбаром уже за деньги", "Зарекалась девка за реку ходить", "Как бы ни болел, лишь бы умер". Хотя она была из простой семьи, но у нее гимназия была окончена, что по нынешним временам больше, чем филфак. Знала три языка, между прочим. Однако бельевой веревкой тоже перепадало. И не всегда справедливо.
Мне 9 лет было, когда пошли мы купаться на "зунтах", такие затопленные штольни, местные водоемы на Урале, где я вырос.
Уж не знаю, кому понадобились мои трусы, но только вылез я из воды, а их нету. Я прикрыл руками все, что нужно было закрыть, с помощью старших парней перебежками дошел до угла, а там и наш двор. Но на мою беду водовозка привезла нам воду на телеге. Отец мой был большим начальником на золотодобывающем предприятии. И мама прямо при водовозке отстегала меня веревкой. Обидно ей, что сын умудрился даже трусы потерять. А я не терял, у меня их украли. Вот это была дооолгая обида.
Цыпкин одинаково просто и без пафоса может рассказывать поучительные случаи из детства или студенческой ленинградской юности и что-нибудь очень важное про любовь к родине. Не телевизионную любовь, не тот самый патриотизм, который в микрофон и с песнями из советского прошлого, а спокойный, базирующийся на знаниях.
- Я патриот. И никогда не позволяю себе фразы "Эта страна". Она моя. Я российский патриот. Моя жена посмеивается, говорит, ты же стопроцентный еврей, почему ты не соблюдаешь еврейские ритуалы, обычаи. А я ей отвечаю, что я воспитан на русской культуре, взращен русской средой, я русский. И никогда не жил среди евреев, родился на реке Лена. Но это не мешает мне быть космополитом и любить весь мир.
Я преподаю страноведение 55 лет. И я вам должен сказать, что никогда не давила никакая власть на мой курс. Любая власть блюдет нравственность и идеологию, подключает пропаганду. Но единственное давление было на меня со стороны партийного руководства за это время, это когда один начальник запретил мне носить бороду, якобы для лучшего лектора общества "Знание" это не подходит. А, между нами говоря, сам три года спустя отрастил бороду. Мой "пятый пункт" даже не всегда мешал в карьерном росте.
Нынешние студенты – счастливые люди, они могут знать о странах, путешествуя или ползая в интернете. А тогда таких возможностей не было. Девочки знали историю Англии по драмам Шекспира, Франции - по романам Дюма. Хоть по каким-то источникам, но они ее знали. В свое время я просил студентов назвать императоров российской империи, начиная с Петра Первого. В лучшем случае, было два правильных ответа. Сегодня я даже не отваживаюсь спрашивать. Когда-то я задавал им читать исторические романы для лучшего понимания страны, язык которой они изучают, теперь список сокращен и не обязателен, поэтому они почти ничего не знают. И еще требуют хорошие оценки. Они не хотят уразуметь одну простую истину, если студент не может понять, где верхняя палата парламента Германии, где нижняя, ему никогда не сдать мой предмет, потому что он не понимает государственное устройство. "Я из-за вас лишаюсь стипендии", - говорит мне очередной ленивый студент. Не из-за меня, а из-за себя. "Почему плачет Пелагея?". "А она хотела сдать сессию на "отлично", а вы ей поставили "хорошо". Вот так они рассуждают, хотят, не прилагая усилий, получить все. Они и так имеют много преимуществ, но ленятся.
Когда разные люди, артисты и ученые говорят - молодежь у нас золотая, я такого мнения не разделяю. А вот количество светлых голов как было, так и осталось. 2 на 17.
- Эрнест Иосифович, телевизор смотрите?
- Да. И порой бешусь от того, как угасает грамотность у ведущих. Особенно карельских новостей. Как-то смотрю выпуск новостей, там сюжет: "Сегодня отмечается финское рождество". А немецкое, а французское, а ирландское? Они еще говорят - католическое, а протестанты куда подевались? Довел до бешенства маленький выпуск на Первом канале, в котором был такой шедевр: "Англичане накануне католического рождества покупают белорусскую клюкву". Я подошел к экрану и стал кричать, когда это они стали католиками. В следующем выпуске уже было протестантское, услышали-таки мой крик.
Возмущенный Эрнест – это вам не спокойный Эрнест. А я его видела только спокойным. Рассекающим по городу в своем знаменитом зеленом костюме с галстуком-драконом.
- Галстуки и сорочки мне покупает дочь в Америке на "черных пятницах". А этот галстук подарила моя студентка из Малайзии. Вы, говорит, для меня как родной отец, и подарила дракона.
- А жена участвует в формировании вашего стиля?
- Нет, она только следит, чтобы я вышел из дома чистым. Говорит, по тебе и твоему опрятному внешнему виду люди будут судить обо мне.
- Вы вот с немцами много общались. Каков он среднестатистический немец? Есть какие-то общие черты, свойственные целой нации, которой не сыщешь в нас? Карикатурные немецкие черты…
- Конечно, это общие места, что они очень любят порядок и выдерживают время, не опаздывают. Но вот один случай из жизни. Многие художники старшего поколения помнят такого Вольфрама Шуберта, который был председателем Союза художников Нойбранденбурга. Как-то я шел с ним и другими художниками-немцами по ночному Петрозаводску. Идем по проспекту Ленина, третий час ночи, горит красный свет, ни народу, ни машин – я и пошел. Смотрю, а немцы стоят, не шелохнутся. Идите, говорю, все равно город пустой. И вот мой Шуберт идет и смеется, говорит: "Эрнест, запомни это время. Я впервые в жизни перешел улицу на красный свет".
А еще немцы благодарные, во всяком случае, мои добрые друзья и знакомые. Помнят любую мелочь, которую ты им сделал. Как-то в 1983 году, я был в ГДР, меня возили по всяким маленьким городкам и деревушкам. И в одном из них на меня внезапно наваливается туша в 100 кг и начинает обнимать с криками: "Смотрите, это же Эрнест". Я ничего не понимаю. А тот продолжает: "Эрнест – это же человек, который смог в 10 утра найти нам коньяк". И тут я вспомнил, что во время визита первой рабочей делегации в 1975 году я сопровождал огромных лесорубов, которые вечером пили, а на утро страдали страшным похмельем в первые дни, пока не работали. Алкоголь тогда можно было купить только после 11.00. Но я сумел договориться, и добыл бутылку коньяка. Я об этом эпизоде благополучно забыл, а немец помнил.
- Матом ругаетесь?
- Раньше ругался. Я ведь первые 16 лет провел в ГУЛАГе. Именно на среднем и южном Урале, потому что месторождения золота в СССР заканчивались территорией Урала. Это был Главк "Золото и платины", а посему, чтобы была высокая рентабельность, на предприятиях главка работали заключенные. После смерти Сталина в городке, где я жил, мой отец был директором золотодобывающего предприятия, он был специалист по рудному золоту.
Среда была соответствующая: с одной стороны – уголовники, бандиты, растратчики, с другой – политзаключенные. Маты мы знали изощренные. Сейчас мат в языке существует, как союзы. А тогда смачно матерились. Песенки были с матами, многих слов мы даже не понимали. Вот русское ругательное слово курва, мы даже не понимали его значения, скурвился говорили и женщины в доме и мужики на улицах. Оно плотно вошло в домашний обиход. Но ведь это от немецкого "кривая". Я это понял, когда стал изучать языки. Или вот в 15 лет я узнал слово "сексот", мы все его использовали, думали, плохой человек. А оказывается - секретный сотрудник.
Вот смех-смехом, а мое знание мата меня как-то выручило очень сильно. Я как-то стоял на остановке троллейбуса в Купчино. Поставил портфельчик на скамейку и достаю сигареты, чтобы покурить. Двое подшофе, хорошо одетые, подходят и начинают: "Вот сейчас лицо еврейской национальности даст нам 10 рублей". Надо сказать, что деньги у меня были, но не было никогда кошелька - все по карманам. Думаю, не дать, по очкам дадут, дать, все заберут. Ну я на фене на них и наехал. Они с большим почтением: "Батя, давно откинулся?". Я говорю, смотря какой раз. Они уже со мной на вы, может портфельчик помочь донести. Я говорю - канайте отсюда, пока трамваи ходят. Сам донесу.
А вообще-то считаю, лучше не ругаться.
- Людям сейчас тяжело? Как им помочь? Наладить коммуникацию, помочь с общением? Ведь многие сидят по норкам?
- Я не считаю, что наше время тяжелее тех, что были. Я считаю, что беда тех, кому больше 50 лет, что нас плохо воспитали. Нас сделали потребителями, нам все дали. Мы как детдомовцы, которые не умеют яичницу поджарить. Нам "давали" квартиры, машины, бесплатные путевки – и мы привыкли. И теперь многие ждут чего-то, иногда требуют. И это нас портит.
А по поводу коммуникации. У меня друг в Челябинске овдовел 4 года назад. С сыновьями не очень, остался один в 3-х комнатной квартире. Чувствую, что мучается. Говорю другой своей однокласснице, надо что-то делать. А у него свой сад огромный. Мы нашли ему женщину с подобными интересами и теперь они вместе возделывают сад, радостные и счастливые. Когда есть с кем и что возделывать, это важно и продлевает жизнь. Я вот раньше очень любил преферанс, но все партнеры умерли. И этого не хватает, любил посидеть за бутылкой водки и поговорить "за жизнь", фигурально выражаясь, однако, мы решали или пытались решить все мировые проблемы. А теперь этих людей нет – все ушли.
Может быть, поэтому в последние годы я стал регулярно ездить в город своего детства, и там многие называют меня "Человек-праздник". Вот там-то у меня общения выше края.
- А счастлив ли сам человек-праздник?
- Я счастливый и всегда таким был и в 80. И в 15. Хворобы появляются, но на работу хожу, я все еще востребован.
В одной школе веду проект, придуманный мною. Всем нравится. Читаю открытые лекции для горожан и студентов, занимаюсь устными переводами. На скромную жизнь у меня всегда было достаточно денег, я не знаю, что такое брать в долг.
- А всякий там "ЗОЖ" сейчас очень модный, йога, психология?
- Нет, нет! Я пришел один раз в наш профилакторий, друг-профессор насоветовал физиотерапевтическую процедуру. Врач профилактория говорит – подождите, а я говорю – пойду покурю. Медсестра спросила: "Курите?". А я в ответ: "Курю, и когда надо, пью". "Молодец, сказала медсестра". Нет, нет, никакого ЗОЖа.
- А вот осознанность сейчас в моде.
- Я даже не понимаю, что это такое.
- Ну развивать личность, самосовершенствоваться.
- Зачем. Я всегда был доволен собой.
Наталья Ермолина
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание