У карельских чиновников не хватило аргументов убедить около двух тысяч жителей республики в необходимости добровольной прививки от коронавируса?
В начале июля исследовательский центр одного из российских рекрутинговых порталов опросил 1600 не привитых от коронавируса граждан страны, чтобы выяснить их отношение к вакцинации. Как показали результаты опроса, 40 процентов его участников не намерены прививаться от ковида — цитирую — «в любом случае», поскольку считают все российские вакцины «сырыми». Признаюсь честно, если бы мне предложили принять участие в проведенном опросе, я оказался бы в числе этих 40 процентов, хотя мое нежелание прививаться от коронавируса обусловлено другими причинами.
Оговорюсь сразу — я не являюсь убежденным антипрививочником, но полагаю, что к любым массовым, да и не только массовым санитарно-противоэпидемическим мероприятиям необходимо подходить осознанно, иначе они превращаются в религиозный обряд, как крестные ходы, которыми в России встретили пандемию коронавирусной инфекции в прошлом году. Еще хуже, когда вакцинация становится обязательной, как происходит это сейчас во многих российских регионах, в том числе и в Карелии, но при этом без каких бы то ни было обязательств со стороны государства за возможные негативные последствия или неэффективность. Иными словами, вакцинация от коронавируса, как и обязательный масочный режим, превратились в России в вопрос веры и принуждения, который еще и поставлен на мощный идеологический фундамент: государственная пропаганда с самого появления отечественной вакцины проповедует всему миру ее исключительность, хотя Всемирная организация здравоохранения до сих пор не одобрила российский препарат.
Однако пока мы видим, что ни обязательный масочный режим, ни прививки не смогли остановить пандемию даже в тех странах, где вакцинировано уже более половины населения. Примером тому может служить Великобритания, где с начала лета наблюдается резкий подъем заболеваемости коронавирусом, а суточное количество выявленных случаев ковида уже перевалило за 30 тысяч. Причем, среди умерших — десятки тех, кто прошел полный курс вакцинации.
Новая волна коронавируса наблюдается и в Израиле, который считается мировым лидером по вакцинации. Правда, эпидемическая ситуация в стране выглядит намного лучше, чем в Великобритании: суточное число заражений исчисляется пока сотнями, а не тысячами человек, но согласно официальным данным, около половины заболевших — это полностью привитые граждане.
На этом фоне подъем заболеваемости коронавирусной инфекцией в Карелии с ее 609 тысячами жителей (в Израиле — для сравнения — проживает более 9 миллионов человек) производит впечатление «девятого вала». Ежедневно в республике фиксируют около двухсот новых случаев ковида, и, казалось бы, решение карельских властей о введении в регионе «обязательной вакцинации для отдельных групп населения» является логичным ответом на резкое ухудшение эпидемической ситуации, особенно, если учесть, что добровольная вакцинация в Карелии шла явно черепашьими шагами. Но когда слушаешь руководство республиканского министерства здравоохранения, невольно приходишь к выводу, что цель принятого решения — лишь достижение установленного федеральным центром плановой цифры иммунизации граждан в 60%.
Приведу слова заместителя главы карельского Минздрава Ольги Руотцелайнен, произнесенные ей на июльском заседании профильного комитета Законодательного собрания республики:
«Коллективный иммунитет включает в себя как естественный иммунитет, приобретенный в ходе перенесенного заболевания, так и искусственный, возникающий в ходе вакцинации. Задача, установленная министерством здравоохранения РФ, — до 1 сентября получить суммарный коллективный иммунитет 60%, то есть это в сумме и вакцинированные, и переболевшие. При этом количество переболевших учитывается как официально зарегистрированных, прошедших по официальным данным статистики, так и расчетное число тех потенциально заболевших, которые не обращались в медучреждения, то есть не были учтены, но рассчитываются по определенной формуле в соотношении один заболевший к трем контактным. И на сегодняшний день по такой формуле иммунная прослойка в Карелии составляет 288 767 человек. Если говорить, что 60% взрослого населения — это 290 тысяч, то соответственно разница между этими цифрами 1866 человек, которые и необходимо дополнительно привить».
То есть в «иммунную прослойку» в Карелии попали даже «потенциально заболевшие», и тогда введение в республике «обязательной вакцинации», как минимум, выглядит странным. Неужели у карельских чиновников не хватило аргументов убедить около двух тысяч человек в необходимости прививки от коронавируса, и для этого понадобилось принудительные меры?
На мой взгляд, нехватка таких аргументов и есть главная причина нежелания того, что население Карелии, как и России, в целом, не спешит вакцинироваться. Как следует из просочившихся в прессу данных карельского Минздрава, в июне количество привитых жителей региона, которые заболели коронавирусом, превысило 350 человек (всего инфицированных оказалось около 2,4 тысячи человек), а это для республики не такая уж маленькая цифра. И хотя министерские чиновники утверждают, что у вакцинированных болезнь протекает в легкой форме, история с привитым настоятелем Валаамского монастыря, который заразился ковидом и оказался госпитализирован в Москве с высокой температурой, давлением и «адской головной болью», свидетельствует о том, что прививка отнюдь не является гарантированной защитой от коронавируса, а течение болезни, как и реакция на препарат, весьма индивидуальны.
Собственно, поэтому, как мне представляется, и решение о вакцинации может быть только индивидуальным. Сам я, выражаясь языком замминистра здравоохранения, отношусь к числу «потенциально заболевших, которые не обращались в медучреждения, и не были учтены», но, тем не менее, попали в «иммунную прослойку». Не являясь вирусологом или эпидемиологом, я все-таки не вижу оснований не доверять заведующему кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии Сеченовского университета, академику Виталию Звереву, который считает, что иммунная защита переболевших выше, чем у вакцинированных. Но, в любом случае, и естественный иммунитет, и искусственный — не повод отказываться от элементарных мер предосторожности, вроде социального дистанцирования, которые в Карелии соблюдать куда проще, чем в Москве, Лондоне или Иерусалиме.
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание