О бизнесе за чашкой кофе

Аналитика. Капитал
12:30, 02 Октября 2014

Представителям бизнеса довольно часто приходится давать интервью, когда собеседником предпринимателя является журналист. А бывает ли так, чтобы бизнесмен интервьюировал бизнесмена? Бывает. Именной такой новый, пусть не жанр, но формат, мы предлагаем вашему вниманию. И первыми участниками проекта станут региональный управляющий директор Tele2 в Карелии Павел Серяков и директор ООО "ПC Сити-Инфо" Евгений Демидов.

 

П.С.: Евгений, начинать всегда трудно. Даже интервью. Что уж говорить о собственном деле. Расскажите, с чего начинался Ваш бизнес? Сколько потребовалось инвестиций на время старта?

Е.Д.: Идея установить платежные терминалы в Петрозаводске и по Карелии возникла в разговоре, где-то 10 лет назад. В то время пользователи еще вносили плату за мобильный телефон либо через оператора, либо через карты оплаты. Мы предложили альтернативные формы и стали приучать к этому клиентов постепенно. Сначала устанавливали небольшие терминалы. Они, между прочим, до сих пор работают в некоторых поселках.

Потом, спустя пару лет, как этот бизнес начал развиваться, мы решили попробовать устанавливать большие терминалы. Впоследствии мы стали развивать именно эту линию. Что касается финансов, то поначалу были довольно внушительные вложения – мы брали банковские кредиты и займы. При этом, когда мы перешли на работу с большими терминалами, были сомнения, что они приживутся. Казалось, что лучше купить больше компактных, относительно недорогих аппаратов, чем один терминал. Но время показало, что именно этот терминал самообслуживания привлекает столько же клиентов, сколько несколько маленьких.

П.С.: Насколько мне известно, платежные терминалы получили такое широкое распространение только в России, на Западе они не так популярны. Как Вы думаете, почему?

Е.Д.: Я думаю, это говорит лишь о неравномерном развитии системы у них и у нас. На Западе раньше появились банковские карты, а значит, и возможность оплачивать счета через банки и через интернет. У нас же до сих пор в широком ходу наличные деньги. Хотя банковские карты уже заставляют уходить из бизнеса многих наших конкурентов.
Сейчас мы перешли на работу с агентами, и все терминалы переданы им. Наша компания обслуживает эти терминалы и предоставляет программное обеспечение.

П.С.: Но в такой ситуации довольно сложно остаться на плаву. Такой бизнес требует постоянного развития, чтобы быть востребованным. Как Ваша компания решает эти задачи?

Е.Д.: Мы постоянно развиваем нашу платежную систему. В терминалах в настоящее время представлены все услуги, которые востребованы на рынке. У нас есть и "электронный кошелек". Есть сильные программисты, которых, кстати, не просто найти в Петрозаводске. Есть своя платежная система, свой процессинг… Мы можем подключить сейчас любого провайдера. Есть "личный кабинет", андроид-приложение. Система постоянно модернизируется. В итоге через наши терминалы можно платить за ЖКУ, телефон и интернет. В основном нашими клиентами являются петрозаводчане. Таким образом, мы максимально упрощаем логистику нашего бизнеса. У нас в команде 20 человек, работаем вместе уже много лет. Некоторые уходят, но уходят чаще по семейным обстоятельствам − переезжают в другой город, например.

П.С.: Вот Вы говорите, что карты и банки вытесняют Ваших конкурентов в этом бизнесе. Наверняка эта тенденция влияет и на Вашу компанию. Что Вы противопоставляете стремительно растущему рынку банковских услуг?

Е.Д.: Мы развиваем параллельное направление. Сейчас идет большая работа над программой “Информационный центр”. Этой программой смогут пользоваться все управляющие компании и ТСЖ . У каждого собственника квартиры будет свой "кабинет" в интернете, с авторизацией по номеру телефона, где можно узнать и оплатить свою задолженность по квартплате, причем дешевле чем в банке, а так же осуществить множество других платежей, доступных на терминалах. Это будет удобно и для управляющей компании, потому что можно будет оперативно наладить коммуникацию с жильцами и информировать обо всех изменениях и даже проводить электронные голосования по вопросам ЖКХ с собственниками жилья.

Плюс к этому, мы работаем над тем, как быть с теми, у кого нет интернета.

П.С.: Но ведь конкуренты, хотя часть из них ушла, всё еще есть?

Е.Д.: Конкуренты есть, но у нас перед многими из них есть преимущество в количестве терминалов и агентов. Персонал компании уже набил руку на обслуживании аппаратов. А сейчас еще надо поискать специалистов, которые бы смогли обслуживать такое количество за один день. Возьми нового человека с улицы, он вряд ли столько сделает. Поэтому политика компании ориентирована на сохранение кадров. И мы каждый год повышаем зарплату, даже если на каком-то направлении бизнеса снизились доходы. Мы понимаем, что лучше удержать специалиста, чем потом искать и еще учить долго.

П.С.: Бизнес с платежными терминалами держится на комиссии? Или сбор комиссии – сопутствующий фактор? Ведь встречаются объявления о том, что аппарат, например, принимает платежи без комиссий.

Е.Д.: В комиссии львиная доля отдается владельцу квадратного метра, где стоит терминал. А вот с объявлениями о приеме платежей без комиссии надо быть внимательней. Это может быть уловка. Например, когда вы положите деньги на счет через такой терминал, вы узнаете, что платеж без комиссии будет, если сумма платежа составит 1000 рублей или больше, потому что бывает дискретная комиссия. Иногда у нас ставят терминал, который действительно работает без комиссии, чтобы привлечь внимание к торговой точке, в надежде на то, что клиент что-то еще купит в магазине. В наших терминалах есть отдельные позиции без комиссии, например, плата за детский сад.

П.С. А как считаете, сколько еще будут работать терминалы?

Е.Д.: Пока у людей есть наличные деньги, терминалы будут стоять и работать.

П.С. А в Вашем бизнесе возможна экономия?

Е.Д.: Так как конкурентов становится меньше, мы стараемся договариваться о снижении арендной платы. Все равно на этот " заветный метр" уже никто не придет. Если переговоры не принесли результата, то иногда отказываемся от аренды. В большинстве случаев владельцы торговых точек идут нам на встречу.

Наши аппараты оборудованы модемами, которые передают информацию о платежах в процессинговый центр. Эта технология называется M2M (Mаchine-Тo-Mаchine). В этом году мы перевели более 90 терминалов на работу с SIM-картами Tele2. Это решение сократило затраты компании по передаче данных на 40%, значит эти производственные расходы перешли в доходы.

Скажу, что переход на связь Tele2 был постепенным, а именно: сначала мы взяли на пробу несколько SIM-карт, нам понравился результат, потому что мы стали платить меньше, потом взяли еще 10 SIM-карт и так далее. Интересует один вопрос, когда планируете запустить 3G/4G?

П.С: Мы уже модернизируем нашу сеть под 3G и планируем строить 4G. Готовимся к запуску 3G в середине следующего года.

на правах рекламы

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей