Власти Петрозаводска планируют закрыть Центр социальной помощи на Кирова, 10-а, так как "квота на беженцев из Украины уже закончилась".
Обустроили своими силами
На улице Кирова, 10-а около двух месяцев назад разместился Центр помощи беженцам из Украины. Создали его неравнодушные к чужой беде молодые ребята-волонтеры – Юля, Олег, Люба. В течение недели целыми днями и до глубокой ночи они обустраивали помещение, которое предоставила им администрация города во временное пользование на безвозмездной основе. И вот уже все вешалки, полки и коробки заполнились вещами, постельными принадлежностями, домашней утварью, и даже бытовые приборы попадались. Руководит работой Центра и отвечает за порядок Олег Кухлевский, человек, который помогает людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, совершено бесплатно, просто потому, что считает это своим долгом.
![]() |
Олег Кухлевский |
Волонтеры плачут вместе с беженцами
Олег рассказывает, что Центр работает до 18.00, но обычно он задерживается здесь до позднего вечера, потому что людям порой нужна помощь даже ночью.
"Однажды к нам в Центр поздно вечером пришла молодая девушка Настя, которая приехала в Петрозаводск из Архангельска, куда она с мамой попала из Донецка, – рассказывает Олег. – Но в Архангельске не было колледжа, где обучают рисованию (именно по этому профилю проходила девушка учебу на родине), и Настя в интернете нашла нашу группу помощи украинским беженцам в Карелии и решила отправиться в Петрозаводск. Она переступила порог нашего Центра замерзшая, со слезами на глазах. У нее не хватило 30 рублей, чтобы оформить необходимые документы для заселения в общежитие. Занять денег было не у кого, город незнакомый, она знала лишь адрес – Кирова, 10-а, сюда и пришла. На наш вопрос, чем помочь, она попросила поесть, потому что уже три дня ничего не ела, пока была в пути. Мы напоили ее чаем, нашли теплые вещи, поделились деньгами, сколько смогли, – вспоминает Олег Кухлевский, – описали эту историю в интернете. Бывшая петрозаводчанка, которая сейчас проживает в Финляндии, не осталась равнодушной, – прислала вещи, деньги, краски для Насти. Так и живем, многие помогают, за что им большое спасибо".
![]() |
Таких историй, когда люди приходят в Центр за помощью, больше даже психологической, волонтеры могут рассказать десятки. "Мы всем помогаем, чем можем. Иногда садимся, наливаем чай, слушаем и вместе плачем", – добавляет волонтер Люба.
"Знаете, сколько к нам приходит беременных?! – продолжает Люба. Одна девушка с Украины пришла, совсем молодая, плачет, говорит, ей рожать через месяц, а ничего нет, все осталось там, в доме – и кроватка, и вещи для новорожденного, и коляска. Дом разбомбили, все оказалось под обломками. Как мне теперь быть?! Помогите!".
И волонтеры помогают. Вещами, продуктами, транспортом, жильем, трудоустройством.
![]() |
В Центре помощи работает 72-летняя беженка из Донецка
У каждого из волонтеров свое направление работы. Олег отвечает за прием и выдачу вещей, ведение группы в социальных сетях, работу с помощниками. Юля занимается вопросами трудоустройства, поиском жилья, транспорта и, конечно, тоже не оставляет без внимания группу. Когда ситуация критическая, решением проблемы занимаются все вместе.
В Центре помимо Олега и Любы на постоянной основе работают две пенсионерки – Вера Ивановна и Галина Александровна, которые в течение дня перетаскивают коробки, рассортировывают вещи, помогают найти необходимое тем, кто приходит. Галина Александровна – сама беженка, приехала несколько месяцев назад из Донецка, живет у сестры. И хотя ей уже 72 года, не хочет быть обузой родственникам, да и без работы сидеть не привыкла, поэтому приходит каждый день и помогает молодым ребятам-волонтерам.
![]() |
"Скрывать не буду, я здесь полностью оделась. Хоть у сестры просить не придется, она и так меня кормит, пенсию-то мне еще не назначили здесь, – говорит Галина Ивановна. – Сюда много наших с Донецка приходят, рассказывают, как там сейчас. У меня там сын остался, не может выехать, документы не выдают".
Галина Ивановна все рассказывает и рассказывает про свою жизнь, устало опустившись на табурет и держа в руках какую-то одежку. А тем временем в комнату заходят молодые мамочки с детьми, здороваются и начинают выбирать вещи: ползунки, пинетки, распашонки…
"А памперсы никто не приносил?", – без особой надежды в голосе спрашивает одна из девушек. "Возьмите", – протягиваю ей упаковку памперсов, которую купила перед тем как поехать в Центр. "Ой, спасибо, как раз наш размер – от 3 до 7 кг. У меня ведь их трое, все маленькие… Мы в Новой Вилге живем, муж устроился на работу грузчиком, а я дома с детьми. Сюда уже не первый раз приезжаем за теплыми вещами. Маленьких-то всех одела, а вот мужские вещи реже попадаются", – рассказывает молодая многодетная мамочка.
![]() |
"Да, мужских вещей нам не хватает, – подтверждает Люба, которая, разговаривая со мной, без конца что-то перекладывает, перебирает, раскладывает по коробкам и подписывает. – Мы все принимаем: и теплые вещи, и летние, и верхнюю одежду. Нам не обязательно, чтобы они были с бирками, мы найдем применение всему. Например, если вещи приносят очень старые и уж совсем непотребные, мы откладываем их в отдельный мешок, а потом отдаем на автомойку. Раритетные и антикварные вещи тоже отсортировываем и выставляем на продажу на Винтажном цехе. Последний раз выручили за них 8 тысяч рублей, которые отдали семье беженцев, чтобы они смогли заплатить за съем квартиры. Сейчас катастрофически не хватает обуви и верхней одежды больших размеров".
И в этот же момент из соседней комнаты слышится радостный голос: "Ура! Я нашла теплую куртку, она застегнулась у меня на животе, теперь я не буду мерзнуть", – кричит довольная беременная девушка, которую карельские холода застали врасплох.
![]() |
"Вот придешь сюда, поговоришь – и как-то легче на душе становится, как будто дома побывала"
Олег рассказывает, что в Центр за вещами приходят не только беженцы из Украины, но и многодетные, малоимущие, инвалиды из Петрозаводска и районов Карелии. "Один мужчина-инвалид приехал из поселка Пай и сказал, что на Шотмана, где оказывают помощь инвалидам, разрешено брать вещи один раз в полгода. Если приехал, вещи себе не смог выбрать, то отметку все равно поставят и в следующий раз только через шесть месяцев обращаться можно, – говорит Олег. – К нам и из МЧС обращаются, мы передаем теплые вещи в районы, где не развито волонтерское движение и нет пунктов помощи".
В Центр приходит огромное количество людей, и все ищут поддержки и помощи: кому-то необходима одежда, а кто-то уже смог снять квартиру, поэтому нуждается в посуде, мебели (многие спят на полу, так как нет даже матрасов), бытовой технике – чайниках, утюгах. Кто-то просто пришел посидеть, поговорить. "Вот придешь сюда, поговоришь – и как-то легче на душе становится, как будто дома побывала", – делится эмоциями одна из беженок.
![]() |
Петрозаводчане не отворачиваются от чужой беды: делятся всем. Некоторые женщины принесут вещи, а потом еще на часик задерживаются, чтобы помочь волонтерам разобрать накопившуюся одежду. Так и живет Центр помощи беженцам в Петрозаводске: держится на энтузиастах и помощи неравнодушных людей. И для многих он как остров спасения в чужом краю.
Центр не нужен властям, но он необходим горожанам
Совсем недавно появилась информация, что власти города планируют закрыть Центр, так как в его услугах больше не нуждаются: квота на беженцев из Украины уже закончилась. Те 1200 человек, которые должны были прибыть в Карелию по квоте, по словам Управления миграционной службы Карелии, уже приехали. Их приняли, предоставили крышу над головой, оказали первичную помощь, поэтому в дальнейшей помощи они не нуждаются, считают чиновники.
![]() |
"А то, что на 6 октября в Карелии насчитывалось порядка 6 тысяч 600 человек – беженцев из Украины, которым надо где-то жить, работать, что-то есть, как-то одеваться, устраивать детей в школы и садики, – это почему-то не учитывается, об этом не говорят, – возмущается Олег Кухлевский. – Мы видим, что людям нужна помощь, они идут к нам каждый день. Центр не нужен властям, но он нужен горожанам, и если его закроют, то власти потеряют доверие людей. И на выборах, когда будут искать у народа поддержки, могут ее и не получить. Любое движение против людей, оно отталкивает".
![]() |
"Мы дозвонились до Галины Игоревы Ширшиной во время "прямой линии", – рассказывают Олег и Люба, – она обещала помочь необходимым, если мы оформим заявку. Вначале хотели попросить компьютер, а потом решили, что будет лучше, если администрация выделит хотя бы одну ставку на Центр, чтобы можно было оплачивать труд волонтеров. А теперь нас вообще хотят закрыть, и мы не понимаем, зачем нам что-то обещали".
По словам волонтеров, 17 ноября Светлана Рукавишникова, председатель общества украинской культуры, которая выступает основным арендатором помещения по адресу Кирова, 10-а, пойдет в городскую администрацию, где будет рассмотрен вопрос о дальнейшем существовании Центра.
Но, как заверили "Столицу на Онего" в мэрии, договор по аренде помещения на Кирова, 10-а будет действовать до января 2015 года, поэтому раньше времени никто никого выселять не будет. А вот что будет после Нового года, никто не знает.
Ирина Меркова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание