В 2018 году храм был полностью уничтожен пожаром.
О том, на каком этапе восстановления находится храм, рассказали Светлана Куспак, заместитель начальника отдела управления по охране ОКН Карелии, и Александр Лысенковский, директор благотворительного фонда Северный духовный путь.
Светлана Куспак, заместитель начальника отдела управления по охране ОКН Карелии, и Александр Лысенковский, директор благотворительного фонда Северный духовный путь, согласились дать «Столице на Онего» эксклюзивное интервью. Они рассказали, что происходит с храмом прямо сейчас.
Восстановление разрушенной церкви — дело нужное обществу и, определенно, благородное. В таком публичность не нужна: на первый план, пожалуй, выходят совсем другие материи. Однако Светлана Олеговна и Александр Александрович все-таки приоткрыли завесу тайны специально для читателей «Столицы».
«Не люблю журналистов как класс», — без обиняков заявила Светлана Олеговна едва ли не сразу, как корреспондент переступила порог управления.
Ради высшей цели благотворителям приходится порой идти на жертвы и общаться с акулами пера. А последним — контактировать со слугами народа.
«Проектная документация разрабатывалась два года. Сразу после пожара стали собирать деньги на целевой счет фонда «Северный духовный путь», — вспомнила Светлана.
«Восстановление храма — это нужное дело, потому что касается нашей истории. Человек — существо социальное и «встроен» в историю своего народа», — подчеркнула специалист.
В целом говоря о сложностях, директор фонда Александр Лысенковский признался, что во многом работа достаточно монотонна и состоит из рутинных задач, которые, безусловно, важны, а сам процесс их реализации зачастую не виден обывателю.
«Морально это бывает тяжело. Люди говорили даже, что ничего не происходит и не делается. На самом деле работает большая команда», — поделился директор фонда.
«Мы получаем поддержку общественников и бизнеса, крупных меценатов и простых людей, чиновников и представителей культуры, многие из которых предпочитают остаться неназванными. Кондопожане, надо отдать им должное, тоже очень активно себя проявили. За что им большое спасибо», — отметил Александр.
«Это общая, негосударственная работа», — добавил он.
Существует мнение, что восстановить, а, следовательно, и воссоздать сгоревший памятник культурного наследия невозможно. Это собеседник уверенно опроверг:
«Вы говорите о каких-то физических, телесных параметрах. А я говорю о духе. Наши предки несколько раз воссоздавали эту церковь на одном и том же месте практически с нуля. Она от этого в своей духовной ценности нисколько не потеряла, а только приобрела», — говорит Александр. — «Это место, что называется, «намоленное». Оно было святым для наших предков. Только представьте, с 13 века люди здесь обращались к Богу!».
«А энергетика добавится наша!», — добавила Светлана.
По ее словам, сохранение памятников нужно для того, чтобы человек ощутил свое место в современности. Особенно важно осознание человеком себя в этом историческом пространстве.
Александр поведал, что первое упоминание о церкви датируется 1563 годом. А обнаруженный на территории храма некрополь вообще относится приблизительно к 12 или 13 веку.
«Летом еще будут раскопки», — рассказал директор фонда.
«Успенская церковь лично для меня — это связь с нашими предками. С землей, которую я фанатично люблю — Карелией. Это духовность. И, конечно, ответственность, потому что в меня поверили люди», — признался Александр.
«Мне нравится этим заниматься, считаю это достойным делом», — добавил он.
К слову, к проекту присоединиться очень легко на любом этапе, отметил Александр.
«Есть счет, куда можно перевести пожертвование. Реквизиты размещены на сайте фонда. Важна и просто моральная поддержка. Кроме того, есть работы, которые требуют наличие волонтеров. Действительно часто нужна просто физическая помощь», — подчеркнул собеседник.
По его словам, приходили и помогали множество людей. В Кондопоге не раз проводили благотворительные мероприятия.
Собеседники «Столицы на Онего», кажется, действительно горят своим делом. Светлана показала своего рода «амулет», «кусочек» церкви — камушек, добытый в местах, где расположен храм. Теперь он хранится в ее кабинете.
Тем временем началась работа по воссозданию утраченного иконостаса. Его конструктивная основа будет выполнена в рамках госконтракта, а на воссоздание икон будут направлены средства, собираемые на целевом счете благотворительного фонда «Северный духовный путь».
В конце мая специалисты православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета разработали проект реконструкции иконостаса церкви, который получил высокую оценку общественности.
«Договор на выполнение работ подписан. Подрядчик определен. Все этапы работы утверждены Попечительским советом фонда по воссозданию Успенской церкви. Специалисты Свято-Тихоновского гуманитарного университета уже приступили к практической части — написанию иконостаса», — рассказал Александр Лысенковский.
Кроме этого, активно идет работа по воссозданию сруба церкви. Владимирская компания «Интехстрой» делает его на своей производственной базе из леса, заготовленного в Кировской области. Затем части сруба перевезут в Кондопогу для его окончательной сборки на историческом месте.
На вопрос, могут ли какие-либо санкции повлиять на процесс, Александр задал встречный:
«Какие могут быть санкции на веру?»
Церковь не единожды восстанавливалась предками, застала времена Ивана Грозного и пережила Ливонскую войну. Говоря о потенциале восстановления здания, Александр тверд и лаконичен:
«Восстановим и в этот раз!»
Собеседник уверен: когда люди работают с огоньком в глазах, другого варианта быть просто не может.
____________________________________________________________________
Впереди кропотливый труд по написанию икон, однако восстановление интерьера памятника не будет полным без воссоздания «неба». Специалисты готовы выполнить и эту работу, однако собранных средств для этого пока недостаточно. Сбор средств продолжается, реквизиты размещены на сайте благотворительного фонда «Северный духовный путь».
Финансирование работ по сохранению объекта культурного наследия — Успенская церковь — осуществляется в рамках госпрограммы «Развитие культуры». Заказчиком выступает Министерство культуры России. Все расчеты осуществляются напрямую с исполнителями, средства через бюджет Карелии не проходят. Цена контракта 131 млн рублей.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание